Крещение в кадре. Как запечатлеть сакральные моменты и не помешать священному таинству?

Дата публикации: 2.10.2025

Смотреть в окно, разглядывать прохожих и созерцать закаты. Из окна своего дома Екатерина Дождикова вела незримую съёмку, когда была ребёнком. Тогда фотоаппарата у девочки не было. Она будто снимала глазами: цеплялась за самые необычные кадры, подмечала детали и вдохновлялась. Теперь же, пройдя путь от многодетной мамы до востребованного фотографа, Екатерина снимает таинства крещения, передавая через объектив рождение в духовную жизнь. 

Недавно омичка прошла отбор и стала участником проекта «Мама-предприниматель». Подробнее об итогах проекта мы рассказывали здесь: tramplin.media/news/4/7492



Как Екатерине удаётся совмещать материнство и творчество? Какие особенности нужно учитывать фотографу при работе в храме? Какие тренды существуют в церковной фотографии, и как создать кадры, подчеркивающие трогательность и важность таинства? Ответы на эти и другие вопросы, а также вдохновляющую историю успеха Екатерины Дождиковой, читайте в нашем материале.

«Фотография появилась в моей жизни довольно рано. У моего папы был «Зенит». Он купил его в 1987 году, когда родилась я. Поэтому у меня много фотографий с младенчества, с самого раннего возраста. На них запечатлены самые близкие люди – бабушки, дедушки, молодая мама... Помню, как я любила разглядывать их в детстве».

Фотографировать учил отец. Он показал дочери, как работать с «Зенитом». Первый фотоаппарат появился в девятом классе. Это была обычная «мыльница». С ней будущий фотограф начала делать первые шаги на пути к делу всей жизни.

Фотография с «Зенита», Екатерина с папой, прим.,

«Тогда, в конце 90-х, это было совсем не бюджетное занятие: цифровых фотоаппаратов ещё не было, поэтому приходилось покупать плёнку и заказывать печать фотографий. Не помню, чтобы родители как-то ограничивали меня в этом».

В старших классах Екатерина сделала свою первую съёмку с «Зентом». Это была серия чёрно-белых снимков. Девушка купила плёнку, ходила по городу, снимала знаковые места Омска и своих друзей.

«Тогда параллельно я готовилась к выпускным и вступительным экзаменам и фотография была для меня отдушиной. То, что помогало отвлечься и перезагрузиться».

После школы девушка поступила в ОмГУ им.Ф.М. Достоевского на факультет теологии и мировых культур. Это было время творческой свободы, философских текстов и долгих обсуждений, новых знакомств, интересных поездок и приключений.  

«Нравилось ли мне учиться? Невероятно нравилось. Это было лучшее время –  поиска себя и своего пути в этой жизни».

После выпуска Екатерина сразу вышла замуж и стала мамой, причём многодетной. За пять лет брака в семье родилось пять детей – трое погодок и двойняшки.

На фото Екатерина с мужем и детьми, прим.

«Я довольно сносно справлялась, успевала их кормить, играть, развивать, гулять по графику, который рекомендовал педиатр. Конечно, мне хотелось, чтобы у моих детей тоже были фотографии, где они запечатлены малышами. С этого и началась новая волна увлечения фотографией в моей жизни. Я не воспринимала это всерьёз, но пока  дети спали, получилось подтянуть базу: сделать выбор в пользу ручного режима съёмки и разобраться с такими настройками фотоаппарата, как ИСО, диафрагма и выдержка».

Многодетная мама завела личный блог, в котором публиковала фотографии своих детей, рассказывала об их развитии и взрослении, делилась инсайтами материнства.

«Свой блог я назвала “Семейный д/с “Весёлые дождики”. Дело в том, что из-за маленькой разницы в возрасте у детей, везде, куда бы мы ни приходили, нам говорили что-то типа: “О, детский сад на прогулке”. Мои дети, действительно, не ходили в сад, и жизнь нашей семьи тогда была очень похожа на круглосуточную работу семейного садика».

На фото самая младшая дочь Анна с папой, прим.,

Подработка в церкви

В 2018-ом году двойняшкам исполнилось по два года. Екатерина решила, что пора немного отвлечься от своих мамских забот. Взяла подработку. Стала контент-менеджером в церковном благотворительном проекте Омска. Делала по сути тоже самое, что и в своем блоге, только в центре внимания были уже не её дети.

«Постепенно меня начали звать и в другие проекты – большие и маленькие. Одним из самых запоминающихся стал II Фестиваль древнерусского церковного пения “Сибирь знаменная”. Представляете, меня, маму пятерых детей, отпустили из дома в командировку на две недели! Мы с командой омских и московских ребят проехались по нескольким городам. Москва, Питер, Великий Новгород, Рыбинск. Встречались со специалистами, изучающими древнерусское церковное пение, записывали лекции и беседы с ними, брали интервью, а потом публиковали эти материалы. До сих пор это самая большая база знаний в этой области, площадка, откуда можно начать изучать эту тему буквально с нуля».

В руках Екатериной всегда был фотоаппарат. Она снимала в соборах, музеях. Это были репортажи и бекстейджи. Так церковная съёмка стала центральным направлением в работе фотографа.

«Невозможно быть профи во всём. Мне нравится быть в храме, нравится атмосфера, нравится, скажем так, церковный визуал. Так почему бы не приносить пользу людям там, где тебе самой комфортно?».

Фотограф в храме

Чаще всего Екатерина снимает Крещение. Этих таинств статистически больше. Именно это событие семья обычно хочется оставить в памяти.

«Присутствовать на Крещении – это тоже самое, что присутствовать при рождении человека. Ведь Крещение – это рождение в духовную жизнь».

Фотограф должен быть незримым свидетелем происходящего таинства. Важно не мешать священному процессу, но при этом получить качественные снимки. Фотограф обязан знать определенные правила и соблюдать их. Например, вход к алтарю женщинам запрещён. Попасть туда могут только мужчины, которые получили благословение.

«Само таинство Крещения происходит в средней части храма. Это то место, где во время богослужения располагаются молящиеся. Туда также заходят люди, чтобы поставить свечи, приложиться к мощам и иконам. Поэтому, чтобы снимать Крещение, не нужен обряд или допуск. Достаточно того, чтобы фотограф имел внутреннее благоговение перед местом, где он находится, и вёл себя соответствующим образом».

Нужно соблюдать церковный дресс-код: никаких открытых и вычурных вещей, ярких аксессуаров. Телефон должен стоять на беззвучном режиме. Если фотограф воцерковлён, это безусловный плюс, но вовсе не обязательное условие для работы в храме.



«Надо понимать, что когда вы приходите в церковь, тут действуют все те же правила человеческой коммуникации, что и в обычной жизни. Поздоровайся, будь вежливым и не нарушай тишину во время молитвы. Не надо усложнять, всё очень просто!».

Работая в церкви, фотограф обязан понимать какие моменты ключевые, чтобы их не упустить. Необходимо находиться в нужной точке, с нужным объективом и верными настройками на фотоаппарате.

«Хорошо, если священник разделяет с нами ценность будущих кадров и в рамках допустимого помогает в съёмке – разворачивается в нужном направлении, совершает действия чуть-чуть медленнее. Но важно понимать, что фотограф не должен требовать и ждать этого от священника. Репортажная съёмка, какой по сути является съёмка таинств, подразумевает, что картинка может быть не столь идеальной, как, допустим, со свадебной фотосессии, где есть возможность выстроить и переснять нужный кадр. В конце концов, кадры с Крещения важны людям как память, а не как произведение искусства, которое достойно висеть только в картинной галерее».

Свет в храме обычно приглушённый, вокруг много свечей. Это может помешать получить качественные снимки. Изменить обстановку фотограф не в силах, да и не в праве. Но секреты все-таки есть.

«Есть фотографы таинств, которые выставляют дополнительный свет, не вспышки. Это в принципе, не запрещено делать, нужно только согласовать это со священником. Я пока только планирую делать это. Сейчас же, если я вижу, что фотографии с самого таинства получаются очень тёмные, стараюсь компенсировать это постановочными кадрами, которые мы делаем после. Я подвожу клиента ближе к окну, если такое есть, или совсем вывожу на улицу, мы продолжаем съёмку около храма».

Если фотограф мешает таинству, его могут попросить удалиться. Вероятность есть, подтверждает Екатерина Дождикова. Однако, случается такое крайне редко.

«Я не помню ни одного случая, чтобы кого-то попросили в принципе покинуть храм. Наверное, для этого нужно вести себя максимально неадекватно. У меня был один случай, меня попросили не снимать в храме, потому что звук затвора фотоаппарата мешал видеосъёмке, которая происходила в тот момент. Но это было не во время Крещения, и видеосъёмка по ТЗ была в приоритете, поэтому я просто убрала фотоаппарат и стала снимать на телефон».

Тренды таинства

Церковная съёмка, как и любая другая, активно развивается. Появляются новые тренды. Следовать им или нет – сугубо личное решение. Церковь обычно не препятствует. Единственное – любое дополнение к таинству нужно обязательно согласовать.

«Сейчас в церковной съёмке активный тренд на использование флористики. Украшение купели живыми цветами, венки для мамы и ребёнка. Люди хотят, чтобы фотографии подчёркивали храмовую атмосферу, красоту, трогательность и важность совершаемого таинства. А ещё цветы на крещении – это отсылка к райскому саду, где человек пребывал вместе с Богом после сотворения мира».

Подготовка к такой съёмке – ещё один тренд. В Москве, например, фотограф или его команда подбирают стиль, одежду, аксессуары, даже место и время таинства.

«Это для того, чтобы было больше возможностей поймать лучи из окна храма. Конечно, их можно нарисовать в фотошопе, но это всегда будет не так вдохновенно и эмоционально, как в реальности». 

Если говорить о постобработке, в тренде авторская цветокоррекция. 

«Тренды не противоречат канонам и правилам, поэтому церковные фотографы с удовольствием заимствуют их из практики светских фотографов».

Все пожелания стоит заранее обсудить с фотографом. Каким бы профессионалом он ни был, залезть в вашу голову и прочитать мысли вряд ли сможет.  

«Бывает, что заказчикам очень сложно в храме. Они заходят и замыкаются. Возможно, это из-за того, что для человека достаточно непривычно позировать и фотографироваться в храме. Или само таинство прошло не так гладко – ребёнок плакал, а родители были очень напряжены. В этом случае, я всегда стараюсь предлагать разные варианты: как базовые – крёстный с крестником, родители, общая фотография, так и какие-нибудь необычные. Например, ребёнок тянется к свечам или разглядывает их».

Когда крестить ребёнка?

Вопреки стереотипам, съёмка с малышами не всегда проходит со слезами и истериками. Главное вовремя прийти на обряд. В идеале покрестить ребенка на 40-ой день жизни, говорит фотограф.

«Это связано и с особыми молитвами, которые священник должен прочитать над матерью в этот день, и с тем, что Младенец Христос был принесён в Иерусалимский храм на 40-й день после Рождения. По наблюдениям многих священников именно в это время, когда ребёнок ещё совсем маленький, он и его родители, крёстные, родственники лучше всего чувствуют себя во время совершения таинства. Дети спокойно спят на руках у крёстных или у родителей. Даже погружение в купель для них это не стресс. Они ещё любят воду, так как предыдущие девять месяцев жизни это было их основной средой обитания».

Чаще плачут детки в возрасте от восьми месяцев до трёх лет. Ребёнку сложно усидеть на руках, хочется бегать и изучать окружающий мир. Появляется страх незнакомых людей, а погружение в воду уже не кажется таким приятным и естественным, как было ранее.

«Конечно, если не получилось покрестить ребенка до этого возраста, не стоит отчаиваться. Вы можете повлиять на ситуацию. Например, прийти с ребенком в храм заранее, может быть, даже когда там будут крестить другого ребёнка, познакомиться с батюшкой. У многих из них есть дети и они умеют с первой встречи расположить к себе».

У Екатерины Дождиковой пятеро детей, поэтому подход к юным героям съёмки фотограф находит с лёгкостью. Но бывают и исключения.

«Если ребёнок плачет во время самого таинства, я продолжаю съёмку, но стараюсь выбирать максимально нейтральные ракурсы. На постановочных кадрах ребёнок обычно успокаивается сам, когда видит, что мама рядом и его не ограничивают в передвижении. Иногда бывает, хожу по храму за ребёнком и снимаю так, как есть. Тоже получается очень мило и трогательно».

Мама-предприниматель

Фотосъёмка – дорогостоящий бизнес, в который постоянно нужно вкладываться, говорит Екатерина. Техника быстро изнашивается, её нужно обновлять. Как выстроить своё дело так, чтобы оно окупало себя и приносило прибыль без потери качества? С таким запросом фотограф пришла в проект «Мама-предприниматель».

«Если в плане понимания того, что происходит на съёмке и как сделать качественные фото, у меня всё нормально. То как выстроить финансовые расчёты, свести бухгалтерию, продвигать себя как специалиста, в этом у меня есть пробелы. И здесь очень важно не путать духовное и материальное».

Фотограф получила конкретные рекомендации. Теперь планирует внедрить советы на практике. В планах приобрести новый объектив, переносное освещение, монитор, пройти обучение по обработке снимков, развивать свои финансовые компетенции.

Екатерина мечтает, чтобы её фотографии отвечали всем трендам, но при этом не теряли всю трепетность и духовность.



Автор: Ксения Михеева

Фото: личный архив Екатерины Дождиковой

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.