Дата публикации: 23.04.2024
Написать произведение и узнать, что это плагиат. Фатальная ошибка возможна, если автор не подкован в теории, говорит преподаватель музыкальных дисциплин училища им. В.Я. Шебалина и музыкант Екатерина Крюкова. Музыкальная литература, сольфеджио, теория гармонии, методика преподавания ритмики и педпрактики – в арсенале педагога самые важные для каждого музыканта предметы.
Какие даются тяжелее всего и почему? Что такое «путь синтеза» в авторском подходе? Как музыка сочетается с математическими расчётами и для чего? Ответы профессионала, основанные на личном опыте, в материале «Трамплина».
Музыка и точные науки – главные увлечения в жизни Екатерины Крюковой с малых лет. С трёх начала проявлять интерес к домашнему фортепиано. В школе копировала и воспроизводила простые композиции. Много пела. Всё, что слышала, девушка пропевала.
«Сочетание музыки и математических расчётов в одном предмете меня завораживало уже тогда. Я задумывалась о том, что предмет сольфеджио в этом плане совершенный, так как удовлетворял две моих регулярных потребности: в умственной работе и в творчестве».
В 9 лет Екатерина решила поступать в музыкальное училище. Разучила «с рук» знакомый многим «Собачий вальс» и пришла на прослушивание. Родителям сначала ничего не сказала.
На фото Екатерина Крюкова в студенческие годы. – Прим.
«Я знала только день и место. Время не знала, часы с собой не носила, но как-то нашла тех, кто мне нужен. Потом встретила маму с работы и поставила маму перед фактом: “Надо заполнить вот это заявление”. Только спустя несколько лет я осознала, насколько удивила маму в тот вечер. Вспоминаем и удивляемся до сих пор».
Студенткой музыкального училища Екатерина стала в 15 лет. После первого прослушивания основательно готовилась – на протяжении трёх лет читала много специальной литературы, активно занималась на фортепиано, разбирала музыкальные произведения по содержанию и стилю.
«Выбрала Шебалинку, потому что именно в ней есть специализация “теория музыки”, о которой я грезила с детства. Музыкознание меня всегда привлекало значительно больше, чем исполнительская деятельность».
На областной музыкально-теоретической олимпиаде, которую проводило училище, Екатерине удалось зарекомендовать себя. Девушка заняла второе место, пообщалась с будущими педагогами, заявила о себе как потенциальный абитуриент.
«Допущенную ошибку помню до сих пор: перепутанная по рассеянности важная буква в ответе. Вместо g-moll – c-moll. Музыканты поймут, что ошибка серьёзная.
Теоретики из музыкальной школы настоятельно рекомендовали поступление после одиннадцатого класса, чтобы в перспективе я уделяла больше времени спецпредметам. Я, будучи девятиклассницей, решила прислушаться. Но в один день моей матери поступил важный звонок.
Сам факт звонка из училища меня тогда очень сильно удивил. Деталей разговора мама мне не озвучила. Лишь сказала: “Звонили из Шебалинки. Сегодня мы едем в училище”».
Из студентки в преподаватели
Трудностей на первом этапе обучения не было, вспоминает педагог. Требования к первоклассникам не особо жёсткие. Екатерина практиковала игру на фортепиано, с которым была знакома с трёх лет. «Собачий вальс», «Василёк» – этюдов в арсенале становилось всё больше. На втором курсе студентка решила освоить аккордеон.
«Этот инструмент требовал другого прикосновения в отличие от фортепиано. Было трудно переключаться при игре на каждом. В фортепианную игру часто проникало “неглубокое” нажатие клавиш, допустимое только для аккордеона. Игра на аккордеоне страдала меньше, возможно, потому что этот инструмент быстро стал для меня любимым.
Остановить меня было сложно, и я испытала свои силы и на синтезаторе. Возможность обучаться на трёх инструментах мне предоставила музыкальная школа и её педагоги».
На фото Екатерина Крюкова в студенческие годы. – Прим.
К четвёртому курсу Екатерина решила, что поступать в консерваторию и становиться профессиональным музыкантом не намерена. Ощущала бóльшую тягу к теории и преподаванию.
«Я знала, что без работы не останусь. Я неоднократно слышала, что училище планирует пополнять состав молодыми кадрами, но никогда не принимала это на свой счёт. После госэкзамена мне напомнили исходный тезис. Говорил со мной и директор, но я так разволновалась, что запомнила только “большие планы”».
Большие близкие планы
Большие планы оказались ещё и близкими. Спустя несколько месяцев Екатерина встала на замену педагога по народной музыкальной культуре.
«Я охотно погрузилась в это дело, позже узнав, что в училище останусь и на следующий год на небольшую нагрузку, так как параллельно училась в ОмГУ и вела уроки в ДШИ № 4.
Был период, когда я вела методику преподавания сольфеджио и по-прежнему продолжала посещать уроки по этому же предмету. Студенты это знали и видели, но я не стеснялась говорить о том, что молодому педагогу любого уровня полезно смотреть уроки старших коллег».
Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература, общее фортепиано и младший хор – постепенно список предметов в арсенале педагога расширялся. В 2020-м Екатерина окончательно перешла в штат училища и нагрузки стало ещё больше.
«Список предметов значительно пополнился. Методики преподавания сольфеджио, музыкальной литературы и ритмики, системы музыкального образования, современная гармония. В этот же период мне было доверено курировать педработу у некоторых студентов-теоретиков. Шебалинка оказала мне большое доверие, о чём я всегда помню».
Преподавать теорию музыкантам сложно. Об этом педагогу не раз говорили окружающие. Однако для Екатерины эти дисциплины любимые со студенчества. Накопленный личный опыт помогает преподносить знания так, чтобы с усвоением не было особых проблем.
«Сейчас существует много методик преподавания теоретических дисциплин. В этих условиях сложно разработать что-то принципиально новое. Поэтому я выбрала путь синтеза. Изучаю разные методики, разные пособия и комбинирую изученное на уроках.
Не всегда какие-то универсальные методы подходят каждой группе. В таких случаях важно проявить гибкость и искать другой подход. Поэтому ограничиваться одной методикой трудно».
Теория музыки
Музыкальная литература и гармония – два самых сложных предмета, освоить которые студентами непросто из года в год. Первый крайне объёмный. Нужно изучить биографию композитора, эстетику его творчества, эпоху, в которую формировался художник, и только потом переходить к музыкальным произведениям.
Гармония – конструктивный предмет. Требует знания аккордов и их правильного использования. В основе четыре голоса, за каждым из которых нужно следить. При этом не забывать про правила в музыкальной практике. Однако, чтобы быть успешным музыкантом, без теории никуда.
«Любые попытки привнести в музыку что-то новое должны быть подкованы не только знанием теории, но и истории музыки. Это поможет чётко разграничить сложившиеся традиции и новаторство. Будет обидно изобрести велосипед, а потом узнать, что его изобрели ранее.
Практика показывает, что музыканты без теории в перспективе часто испытывают необходимость углубить свои знания, чтобы лучше понимать музыку. У каждого свой путь: от теории к практике или от практики к теории».
Преподаватель выпустила несколько десятков музыкантов. Мнение о том, что с каждым годом учить поколение становится сложнее, – миф, уверяет Екатерина Крюкова. Абитуриенты разные и уровень их подготовки тоже. У каждого свой путь.
«Часто встречаются те, кто удивительно талантлив, кто хорошо научен, кто предан своему делу, кто научен меньше, но постигает многое интуитивно, кто особенно внимателен и трудолюбив. Контингент складывается пёстрый.
Так как искусство облагораживает людей, среди учеников многие обладают особой культурой поведения. Все они ранее учились в разных условиях и при разных возможностях, поэтому сложно обобщить, кому чего не хватает».
Педагог много работает с младшими курсами. Говорит, первое, что нужно вложить в начинающих музыкантов, – дисциплина. Привычку и систематический подход в освоении творческой профессии приходится прививать. Формирование знаний, умений, навыков и любовь к музыкальному делу уже после.
«Я горжусь всеми учениками, которых выпустила. Но есть самые яркие. В 2023 году мой студент Владимир принял участие во Всероссийской научно-практической конференции “Музыкальный театр: традиции и новации” с докладом об “Опере нищего” И.К. Пепуша.
Это мероприятие проводила Магнитогорская консерватория имени М.И. Глинки. Вслед за выступлением последовала публикация. Я как научный руководитель рада быть причастной к этому».
На фото студент Екатерины Крюковой Владимир и его доклад «Опера нищего». – Прим.
«Порой один простой пример убедительнее сотни красивых проповедей», – говорит музыкальный преподаватель. Для своих учеников Екатерина старается быть образцом для подражания. Активно развивается как педагог, работает с нотными текстами вне уроков, помогает покорять новые горизонты своим ученикам.
На фото Екатерина Крюкова, исторические танцы. – Прим.
В свободное время занимается историческими танцами. Переплетение музыкальной литературы и ритмики завораживает, говорит преподаватель и исполнитель.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: Екатерина Крюкова