Дата публикации: 25.10.2024
От картинки до голоса и поведения. Омская группа «Маслай!» прославилась на всю страну своими трибьют-концертами. В репертуаре хиты групп «Кино», «Агата Кристи», «Король и Шут».
Уже 10 лет музыканты не только создают авторские каверы, но и перевоплощаются в знаменитые образы исполнителей. Настолько успешно, что они закрепляются. Вокалиста кавер-бенда Егора Никитченко, например, многие ассоциируют с «Горшком» – основателем и одним из двух фронтменов панк-рок-группы «Король и Шут» Михаилом Горшенёвым.
Чем путь омского музыканта схож с карьерой рок-звезды из прошлого? Как удалось завоевать популярность, исполняя каверы? И кто ждёт Егора Никитченко в районном Доме культуры? «Трамплин» узнал уникальные факты из жизни основателя группы «МасЛай!», об её истории и составе.
Резал ножницами свои колготки в садике, плохо учился в школе и ненавидел многих учителей. Бунтарский характер Егора Никитченко, как и положено будущей рок-звезде, проявился ярко и с раннего детства. О сцене он не мечтал. Постоянно рисовал маршруты и хотел стать водителем автобуса. Однако музыка присутствовала в жизни всегда.
«Мама рассказывала, что я не мог маленький уснуть без наушников. Лет в 10, как и почти многие творческие люди, брал в руки веник и делал вид, что я играю на воображаемой гитаре под песни, которые играли в музыкальных программах по ТВ».
Музыка в доме Никитченко звучала постоянно. Этим заведовал отец. Меломан слушал всё – от группы «Цветы» Стаса Намина до супермелодичного диско: Arabesque, ABBA и т. д. Мама Егора была чуть ближе к профессиональному исполнению – окончила музыкальную школу по классу «баян».
На фото Егор Никитченко в возрасте 6 месяцев. – Прим.
Сын же профильного образования не получал. Первые аккорды на гитаре показал брат. После собственный путь, импровизация – и та больше для удовольствия. Строить карьеру музыканта Егор не планировал. После школы поступил в колледж иностранных языков.
«Это, наверное, было самое разгульное и беззаботное время. Учился я на переводчика, но сейчас уже всё позабывал, потому что прошло уже почти 20 лет. После колледжа ушёл в армию. Служил в Великом Новгороде, потом в Твери. Смог побывать на могиле Миши Круга».
После службы молодой человек устроился работать в ресторан. Так началась карьера в общепите. Ей Егор посвятил шесть лет. Вектор резко поменялся в 1996 году. Будущий рок-музыкант пришёл в гости к маминой подруге и увидел кассету с названием Nirvana.
«Я её включил и был ошеломлён этой музыкой. Бескомпромиссной, агрессивной, бунтарской. Она мне стала близка по духу, и я понял, что хотел бы играть, как эти ребята. Поэтому в 2009 году я собрал свой первый недопанк-коллектив “ППП”. Мы играли всякую дичь втроём. Женя Ильин на басу, Виталя Малышкин на барабанах. Впоследствии на барабанах играл Григорий Шунько».
Так продолжалось до 2012 года. В жизнь артиста пришли каверы.
«Это было дикостью для публики»
Егор начал выступать в составе группы «Цемент Band». Написал первый и единственный альбом. Спустя два года решил уйти и создать свою кавер-группу.
«Я решил, что всё-таки хочу играть то, что захочется, с такими же “идейными” людьми, как и я. В первый состав вошли: Саша Малятин, он же “Паприка”, сейчас он поёт и руководит группой D.U.D.E.S; Саша “Палыч” Воропаев, сейчас он трудится в группе The street monkeys; Саша “Геша” Горлов, ныне живущий за границей; Паша Гаас, который и сейчас участвует в жизни коллектива».
Название нового бенда придумали после первой репетиции. Александр Воропаев предложил «Масковый Лай». Идея понравилась. Решили сократить до «МасЛай!». Под этим неймом группа выступает до сих пор, вот уже 10 лет.
Состав «МасЛай!» слева направо: Коля Гордеев, Арчи Щербенко, Егор Никитченко, Василий Елисеев. – Прим.
«“МасЛай!” на первых этапах был панк-роком. Мы играли переделанные под панк хиты поп-музыки. Первый концерт был в старом “Викинге”. Люди не были готовы в 2014 году к мэшапам. Это смесь иностранной композиции и русского текста. Например, мы смешали группу Offspring и «Лицей». Было забавно, но люди не понимали, что происходит. Это сейчас появилось множество кавер-групп, которые этим занимаются и очень популярны. В то время это было дикостью для публики».
Популярность кавер-бенд набирал постепенно. На старте записали пару авторских песен. Их удалось продвинуть в ротацию омского радио. После репертуар дополнили новые каверы. Егор делал всё, чтобы об омском бенде узнало как можно больше слушателей из разных городов страны. В родном творчество музыкантов не понимали.
«Я связывался с арт-директорами заведений из других городов, договаривался или не договаривался с площадкой, и мы ехали. В 2015 году первый раз гоняли в Новосибирск, в 2016-м были в Тюмени, Екатеринбурге, Красноярске, Барнауле, Томске, Кемерово. После почти стабильно ездили туда с концертами. Там понимали, что мы делаем, в отличие от Омска».
Два года музыканты гастролировали – выступали на различных площадках с авторскими песнями и кавер-хитами.
«Мы не подражатели, мы почитатели»
В 2017 году новый виток. Группа решила исполнять известные композиции рок-звёзд не единично, а отыгрывать полноценные трибьют-концерты, копируя знаменитые образы артистов.
«В разных проектах я играю на разных инструментах. Например, в рок-, поп-программе “МасЛая” и трибьюте “Сектора Газа” я играю на басу, в проекте “КИНОмания” на барабанах, причём стоя, как в своё время играл Георгий Гурьянов.
В “ДекаДансе”, это трибьют “Агаты Кристи”, я играю на клавишах, в “Шутах Короля”, думаю, понятно, какой трибьют, – я пою в образе Михаила Юрьевича Горшенева».
Зрители активно откликнулись на подобные выступления – ждали схожести с оригиналом. Передать атмосферу выступлений, характеры артистов и манеру исполнения удалось на ура. Настолько, что некоторые образы прочно закрепились за музыкантами. Егор Никитченко, например, ассоциируется с «Горшком» из «Короля и Шута».
«Мы не подражатели, мы почитатели. Мы стараемся окунуть людей в атмосферу того времени, тех выступлений, которые были в оригинальных составах групп. Стараемся одеваться, как и наши кумиры и т. д. Наверное, этим и выделяемся».
Егор признаётся: в 2019 году совершил одну из главных ошибок – вернулся в одну из омских кавер-групп. Деятельность «МасЛай!» была приостановлена. Реанимировать проект было решено в 2022 году. До этого момента музыкант два года жил в Сочи. Вернулся в Омске и вновь погрузился в родную рок-атмосферу. Коллектив удалось собрать вновь. Сейчас в составе Егор Никитченко, Василий Елисеев, Арчи Щербенко и Николай Гордеев.
«“МасЛай!” на трибьютах не останавливается. У нас в задумках много идей, которые со временем, я думаю, мы реализуем. Активно продвигаем свою рок-программу и поп-программу».
Отдых от кавер-рутины
Егор – один из основателей и идейных вдохновителей «Маслай!». За годы существования группы ему удалось вывести формулу успеха музыкального коллектива.
«В каждом коллективе должен быть тоталитаризм. Это моё мнение. Когда один человек рулит концертами, обновлением материала, составлением концертных и гастрольных графиков, в этом, я думаю, успех нашей группы.
Конечно, для меня важно мнение музыкантов группы, я к ним прислушиваюсь всегда. Но никакой демократии. Я считаю, что у нас достаточно дружный коллектив. Мы многое прошли вместе и не собираемся останавливаться».
Помимо «МасЛай!», в жизни музыканта есть и другие проекты. Егор говорит: авторство – возможность отдохнуть от рутины каверов. С первой группой «ППП» он записал три альбома, ещё один для группы «Цемент Band». Песни Егора есть и в репертуаре «МасЛая». Недавно появился ещё один проект – Shelley Draven. Его Егор создал в тандеме с любимой женой Натальей.
Shelley Draven, состав слева направо: Иван Татарко, Михаил Перистый, Наталья Никитченко, Егор Никитченко. – Прим.
«Мы с женой играем симфонический метал. Вообще она у меня самая талантливая. Не, я не каблук, просто люблю свою жену».
Но и это ещё не полный список музыкальных воплощений Егора. Совместно с Вадимом Бериным и Олегом Самойловым он играет гранж в проекте Stoutt.
«Это мои бывшие ученики из музыкального проекта “Твоя группа”, за что я им безумно благодарен. Как говорится, не можешь найти хороших музыкантов, возьми крутых ребят и научи их играть».
На фото состав группы Stoutt. – Прим.
Со сцены за парту
Музыкального образования у Егора нет, но это не мешает ему учить игре на инструментах. Рок-звезда преподаёт в Доме культуры «Колос» в посёлке Большие поля.
«Человек либо музыкант, либо не музыкант. Я не знаю, как это даже объяснить. Конечно, можно всему учить, но если это не твоё, это бесполезно.
Допустим, не моё работать на заводе, в офисе 5/2, не моё быть татуировщиком. Я музыкант до мозга костей. Спасибо ещё раз родителям за это».
Среди учеников Егора дети. Под его руководством они познают игру на гитаре, бас-гитаре и барабанах. Самому младшему 8 лет. Мальчик уже два года играет на бас-гитаре. Его родной брат – на электрогитаре. Вместе уже сыгрались в один коллектив – создали свою рок-группу «Агния Барто». Ещё есть Гоша и Гордей Денисовы, шансонье Матвей Безбородов, юный романтик Ярик Дуранов. Каждый ученик для музыканта важен, как родной ребёнок.
«Сочетать карьеру музыканта, авторство, выступления и преподавание можно. Главное, грамотно планировать своё время. Преподаю я для души, так у меня есть свой бизнес. Пока моим детям, которых я учу играть на инструментах, я нужен, я буду рядом».
Полностью уйти в преподавание и распрощаться со сценой музыкант не намерен. Признаётся: мечтает, чтобы его песни услышал весь мир. При этом планов покидать Омск нет. Егор жил в разных городах страны, в том числе у моря – в Адлере и Краснодаре. Сделал однозначный вывод: родной Омск – лучшее место для жизни.
Автор: Ксения Тоичкина
Фото: личный архив Егора Никитченко