Дата публикации: 29.05.2024
В России ежегодно проводится около 3000 трансплантаций органов. Самая частая операция – пересадка почки. Для примера: в США трансплантаций в год проводится более 40 тысяч! Список ожидания новых органов при этом весьма велик – единого листа ожидания в стране нет, но у каждого центра трансплантации есть свой список, в котором десятки человек. И около половины из них умирает, так и не дождавшись спасения. По статистике, в России выполняется только 10% операций по пересадке от нужного объёма.
Но даже если больному достанется новый орган, это далеко не гарантия его дальнейшей здоровой жизни. Для начала изъятый орган нужно довезти до пациента, и время идёт буквально на часы. Сердце, например, способно протянуть не более пяти часов, печень – 24 часа, почки – 72 часа. И все эти драгоценные часы орган должен находиться в специально созданных для этого условиях. В американских сериалах о медицине – это небольшие серые ящички-рефрижераторы. В реальной жизни всё намного сложнее, и омские учёные нашли способ, как сделать перевозку трансплантатов быстрее и эффективнее.
Павел Ермолаев, к. м. н., ассистент кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ОмГМУ, врач-сердечно-сосудистый хирург высшей категории, предложил проект устройства, которое позволяет продлевать жизнь органу, изъятому из тела.
«Есть проблема пересадки органов – из-за заболевания возникает сердечная или почечная недостаточность, нужна пересадка. Но перед пересадкой нужно изъять орган из тела донора, а для этого прекратить кровоток, отсоединить сосуды. При этом живой орган нужно защитить от факторов внешней среды, чтобы он смог добраться до нового тела к месту пересадки».
Медицинская практика предлагает следующий способ: орган изымают из тела, погружают в многокомпонентный раствор, затем укладывают в контейнер, в котором поддерживается низкая температура порядка четырёх градусов. Но у такого метода есть недостатки:
«Время хранения органа, изъятого из тела, даже с соблюдением всех требований, весьма ограничено. Сердце – четыре часа, не больше шести. С такими расстояниями, как у нас в России, это существенно ограничивает доступность трансплантации».
Есть и ещё одна проблема. Органы перед изъятием тщательно проверяются, и многие отсеиваются ещё на этом этапе:
«Стандартный метод подходит для идеально здоровых органов. Если в органе уже есть изменения, на уровне клеток, при пересадке орган функционировать не будет. Консервант не может обеспечить полноценную защиту».
Павел предлагает внести изменения в технологию перевозки трансплантатов – изменить рецептуру раствора и конструкцию аппарата для перевозки.
«Наш проект – альтернативная технология защиты органа, изъятого из тела, в частности сердца. Предлагаем включить в раствор другие компоненты раствора, и мы не просто храним орган в растворе, но и пропускаем через его сосуды с помощью специального устройства перфузии. Раствор насыщен кислородом, как кровь, и к тому же могут использоваться естественные и искусственные переносчики кислорода, в стандартном методе такого нет. А кислород как раз поддерживает обмен веществ в органе. В результате орган доезжает до места в лучшем состоянии».
Казахстанские учёные тоже работают над этой проблемой. В Национальном научном кардиохирургическом центре несколько месяцев назад прошла презентация уникального устройства – Alem (Astana Life Ex-situ Machine), позволяющего увеличить срок транспортировки донорских органов. Alem – это аппарат, который позволит транспортировать донорские органы в течение 24 часов и лечить их вне тела. О лечении органов вне тела как о перспективном направлении трансплантологии говорит и Павел.
«Наш способ подходит для органов с исходными изменениями, которые бы раньше признали непригодными для трансплантации. Мы идём к тому, чтобы лечить орган вне тела – пропускание через орган раствора с кислородом позволяет скорректировать часть изменений, вылечить, говоря простым языком. Это называется реанимация органов. Увеличивается доступность донорских органов и увеличиваются сроки хранения органов – если раньше это 4–6 часов, то сейчас до 12 часов».
Кроме того, каждый аппарат будет адаптироваться к особенностям кровотока конкретного органа. Особенно это важно для сердца – это особо чувствительный орган к изменениям кровотока, в котором раньше всего возникают изменения.
Отечественных аналогов омскому проекту нет. Конечно, есть за рубежом, например, в США, где трансплантология более развита. Но подобный аппарат производства компании TransMedics для органа стоит около 200–250 тысяч долларов. Омское устройство будет стоить в два раза меньше – около 10 миллионов рублей.
Сейчас команда учёных на стадии эксперимента – экспериментируют на мелких лабораторных животных, до внедрения в клиническую практику ещё далеко. Как говорит Павел, проект наукоёмкий, поэтому для дальнейшей работы нужны индустриальные партнёры, которых учёные и собираются отыскать в «Сколково». В этом случае возможен выход в производство примерно к 2030 году.
Автор: Ирина Баландина
Фото предоставлены героем публикации