Дата публикации: 15.08.2024
Омичка Милана Смердова попала в Книгу рекордов России как единственная девушка-пилот вертолёта Ми-38. Сейчас выпускница Омского лётно-технического колледжа гражданской авиации живёт и работает в Магадане. Но нам всё же удалось пообщаться с Миланой и выяснить все подробности лётного искусства.
Заявка на попадание в Книгу рекордов России подаётся самостоятельно – через сайт. Предложил проявить инициативу руководитель девушки. Она как раз прошла обучение на управление вертолётом Ми-38. Ни одна другая представительница женского пола в мире не может таким похвастаться.
«Заявка подаётся через сайт агентства рекордов, после чего с заявителем связывается представитель. Есть список документов, которые необходимо собрать для фиксации рекорда. В моём случае нужно было подтвердить наличие профильного образования, что я отучилась на вертолёте Ми-38, что внесена квалификационная отметка в свидетельстве пилота, и, соответственно, документы на лёт на вертолёте», – рассказывает обладатель рекорда.
Продолжение истории мы уже знаем. Но что привело Милану к желанию управлять другим вертолётом? По специальности она летала на Ми-8. Оказывается, всё дело в работодателе! Авиакомпания закупила два Ми-38. Один экипаж состоит из командира и второго пилота. Нужно было два экипажа. Так четыре сотрудника пошли на переобучение, среди них и наша героиня.
В России вертолёт Ми-38 эксплуатируется редко. Возможно, поэтому и нет других пилотов-девушек, рассуждает Милана. В её авиакомпании эти модели воздушного судна используют при авиационных работах. Конечно, человеку, далёкому от отрасли, сложно понять разницу между вертолётами. Опытным же пилотам она очевидна.
«Любой тип воздушного судна отличается от другого типа воздушного судна. Поэтому Ми-38 от Ми-8 отличается, в принципе, всем: лётными, геометрическими характеристиками, двигателями. Там всё намного больше и тяжелее, чем на вертолёте Ми-8. Например, там другая приборная панель, на одну лопасть больше. Это совершенно другой вертолёт».
Учиться было не страшно, признаётся наша собеседница. Говорит, если бояться, зачем тогда идти? А вот волнение присутствовало. Свои ощущения при первом взлёте девушка описывает с трудом: трепетно, интересно, дух захватывает.
Любопытно, что среди, например, стюардесс девушек мы видим часто, а среди пилотов нет. Почему так мало женщин за штурвалом? Ответа на этот вопрос Милана не знает. Рассказывает: абитуриентки есть каждый год – их количество не снижается, иногда даже растёт. На её потоке было девять девушек, в группе – две.
«Если мы откроем сейчас статьи в интернете, где упоминаются любые девушки из авиакомпании, будь то пилоты вертолётов или самолётов, найдутся люди, которые будут писать гадости. То, что они не полетят, – ещё самое лёгкое. Я бы не сказала, что я обижалась. Было неприятно. Даже в колледже такое встречалось. У нас было два преподавателя, которые могли себе позволить высказываться о девушках некорректно, что им здесь не место. Обид никаких не было. Просто покручу у виска и пойду дальше. Я никому ничего доказывать не собираюсь, только если себе».
Сейчас на работе Милана с таким не сталкивается. Коллеги и пассажиры обходятся без негатива. Однако в социальных сетях хейтеры встречаются. И это странно, рассуждает собеседница. В учёбе девушки более трудолюбивы и собраны. Они ходят на те же лекции, читают те же инструкции, отрабатывают ту же практику. Группа Миланы в колледже «отлётывала» программу на аэродроме в Калачинске.
«Не женское дело, девушкам нельзя сюда идти – это полный бред. Я же тут работаю, работают другие девушки. Каждый человек должен заниматься своим делом, независимо от гендера».
Уроженка Омска работает в компании «Авиация Колымы». База – в Магадане. Чаще всего Милана трудится на санитарных полётах. Объясняет подробнее: в труднодоступных поселениях есть дежурный врач. Если житель серьёзно заболел, медик обращается в центральное ведомство. Там принимают решение о госпитализации и вызывают санитарный борт.
Пилоты готовятся: анализируют погоду, рассчитывают время прилёта. На борту – врачи. Они могут на месте стабилизировать пациента, либо забрать его с собой в областную больницу Магадана. Экипаж возвращается. Так проходит трудовой день санавиации.
В тёплый сезон пилоты часто работают с пожарными. В этом году возгораний было немного, говорит Милана, а вот в прошлом – огонь стремительно охватывал леса.
«Мы работали почти каждый день, с перерывами на выходные. Как это происходит: утром в Авиалесоохране принимается решение, куда они летят высаживать группы для ликвидации и локализации пожаров. Мы, в свою очередь, анализируем погоду, смотрим, сколько нужно взять топлива, учитываем вес от пожарной группы. И уже потом доставляем её на место возгорания».
В июле Милана Смердова перешагнула отметку в тысячу часов налёта. В этом деле, как и в любом другом, важна практика. Девушка может управлять вертолётами Ми-8 и Ми-38. На другие типы воздушных судов, в том числе на самолёты, прав нет. Здесь всё не как с автомобилями. На каждый вид нужно учиться отдельно.
Не секрет, что многие бояться летать. И это неудивительно: об авиакатастрофах снимают фильмы, пишут книги, рассказывают истории невероятных приземлений и цитируют выживших. Хотя по статистике автоаварий происходит гораздо больше. Милана уверена: бояться летать не нужно. Самолёт и вертолёт – самые надёжные виды транспорта.
«Из внештатных ситуаций мы выходим согласно руководству полётной эксплуатации. У нас каждая система, практически каждый агрегат дублируется. Есть целый раздел действий, как пилотам поступать в той или иной ситуации».
Мы не могли обойти стороной и чисто женские вопросы. Вновь вспоминаем стюардесс: волосы собраны, лёгкий макияж, строгая униформа, аккуратный маникюр, удобная обувь. Яркость и вульгарность под запретом. На лице – приветливая улыбка. А как выглядят девушки в кабине пилота?
Дресс-код есть, объясняет Милана. Рабочая форма двух видов: парадная и повседневная. Главное – быть в униформе, остальное – на усмотрение компании. Девушка говорит, если есть настроение, то приводит себя в порядок: и накраситься можно, и цветной маникюр сделать. Но всё же экспериментировать с образом не стоит, важны опрятность и аккуратность.
Лётный колледж и карьера пилота – не самый очевидный выбор. С этим наша героиня не спорит. После школы хотела поступать в академию МВД, но потом заинтересовалась полётами. Решила поучиться, посмотреть, что там. Работа в небе не была детской мечтой, не лукавит собеседница. Но сейчас результатом довольна.
В Магадане омичка живёт уже два с половиной года. За это время успела завести друзей. Помимо работы – активный досуг.
«Мы обязательно куда-нибудь ходим, отдыхаем. Играем в какие-нибудь настолки. В выходной я могу и просто картины порисовать, что-то такое поделать, что расслабляет».
Ввестись в командиры – цель на будущее поставлена. Сейчас Милана стремится к этому. Готовится изучать новые типы воздушных судов и расширять географию полётов.
«Девушкам могу посоветовать не слушать никого – только себя и своё сердце. Не обращайте внимания на злые комментарии, на издёвки. Идите к своей цели, к мечте быть грамотным специалистом».
В финале беседы обладательница рекорда России, омичка Милана Смердова обратилась ко всем девушкам, которые стоят перед выбором: бороться со стереотипами или отступить. И речь не только о полётах. Из беседы с пилотом мы поняли: не нужно бояться ни действовать, ни летать.
Автор: Диана Масюта
Фото предоставлены героиней материала.