Дата публикации: 16.08.2024
Хлеб всему голова! Посыл этой популярной пословицы в последнее время не принимает огромное число приверженцев здорового питания. В головах худеющих и убеждённых сторонников диет прочно живёт стереотип о том, что хлеб вреден для фигуры, а значит, и для здоровья.
Учёные Омского ГАУ разбивают это заблуждение в пух и прах. Хлеб из созданных ими сортов пшеницы повышает иммунитет, помогает в профилактике болезней сердца, онкологических заболеваний, сахарного диабета и многих других патологий. И при этом совсем не вредит фигуре.
«СИБхлеб» выпек первую партию хлеба из фиолетовой пшеницы для экспертной оценки.
Хлебная палитра
Речь идёт о так называемых цветных сортах пшеницы, над которыми в университете работают уже около 10 лет. Например, о созданном омичами фиолетовом хлебе много писали и омские, и федеральные СМИ. Но не фиолетовым единым богаты создатели новых сортов. Чем ещё?
Об этом мы говорили с учёным-селекционером с мировым именем, доктором сельскохозяйственных наук, профессором кафедры агрономии, селекции и семеноводства и директором международного селекционно-генетического центра Омского ГАУ Владимиром Петровичем Шаманиным.
Владимир Петрович Шаманин. Размножение гибридов в зимний период для ускорения селекции.
Но прежде напомним: цветные сорта пшеницы богаты антоцианами – растительными пигментами из группы флавоноидов. А флавоноиды в свою очередь – это красители природного происхождения, которые ещё называют пищевыми антиоксидантами. Существует 6,5 тысяч разновидностей таких соединений. Антоцианы отвечают за красную, синюю и фиолетовую окраску растений. Таким образом, вместе с ежевикой, черникой, голубикой, баклажанами, свёклой, красным перцем и т. д. мы потребляем антоцианы. И это замечательно, потому что они укрепляют стенки кровеносных сосудов, улучшают зрение, предупреждают инсульт и в целом несут в себе оздоровительный заряд большой мощности. Так вот, если регулярно употреблять в пищу хлеб, обогащённый антоцианами, можно забыть о других биологически активных добавках.
Здоровый хлеб из фиолетовой пшеницы.
– Владимир Петрович, ваш фиолетовый хлеб уже хорошо известен по всей стране. А какие ещё «цветные» сорта злаков появятся в перспективе и какие свойства придаёт растению такая селекционная находка?
– В питомниках селекционного процесса мы испытываем линии с голубой и чёрной окраской зерна. Эти линии содержат в десятки раз больше антоцианов в сравнении с краснозёрными сортами, в том числе и с фиолетовой окраской зерна.
– В этом направлении у вас много конкурентов, что делается в вузе для того, чтобы их опережать?
– В 16 странах и более чем в 60 селекционных учреждениях мира работают по созданию «цветных» сортов пшеницы, в нашей стране тоже есть аналогичные исследования, поэтому мы держим руку на пульсе. Администрация университета, правительство региона нам помогают в силу своих возможностей, мы эффективно сотрудничаем с научными учреждениями и нашими селекционно-семеноводческими хозяйствами, чтобы селекционные разработки проходили короткий путь от создателя до потребителя.
– За счёт чего повышается устойчивость новых сортов к болезням? Что за «прививки» вы им ставите?
– Есть эффективные гены устойчивости к ржавчинным болезням, у нас имеется коллекция таких источников, и на их основе мы создаём сорта, устойчивые к бурой, стеблевой ржавчине и мучнистой росе.
Фиолетовая, голубая и чёрная пшеница, сорта с конкурсного испытания.
Пшеница-долгожитель
– Прочитала в одной публикации, что вы отселектировали дикий злак пырей сизый до аналога многолетней пшеницы. Получается, что фактически из травы можно будет печь хлеб? Или он будет использоваться для других целей?
– Впервые в мире в 30-е годы прошлого столетия идею по созданию многолетней пшеницы высказал наш соотечественник – академик Н.В. Цицин – и провёл скрещивания культурной пшеницы с пыреем, однако до сих пор аналогичные работы в нашей стране и в мире не дали желаемого результата – не получается передать многолетний образ жизни от пырея пшенице. Мы пошли по альтернативному варианту и стали селектировать пырей по крупности зерна. В результате в 2020 году в Государственный реестр селекционных достижений включён наш уникальный крупнозёрный сорт пырея сизого «Сова» для всех регионов возделывания культуры в России. Это уникальный сорт, имеет двойное назначение – на зерно и сено. Срок использования без пересева – до 7 лет. По урожайности зерна, конечно, уступает пшенице, всего 9–10 ц/га, но качество зерна уникальное, из которого можно печь «полезный» хлеб: содержание белка в зерне 19–20%, в сравнении с пшеничным хлебом больше незаменимых аминокислот; в два раза больше жирных кислот Омега-3; в пять раз больше кальция; в десять раз больше фолиевой кислоты; высокая антиоксидантная активность, больше, чем у пшеницы, пищевых волокон. Определённое количество пищевых волокон в рационе человека может быть полезным для контроля содержания глюкозы в крови после приёма пищи. При добавлении в традиционную муку высшего или 1-го сорта 15% муки из нашего сорта пырея, получается хороший хлеб с полезными свойствами.
Доклад на Первом международном конгрессе по пшенице в Канаде.
Генный конструктор
– Существует такое предубеждение, что любой генномодифицированный продукт опасен для здоровья. Развейте этот миф, пожалуйста.
– В настоящее время площади посева в мире, занятые под ГМО-сорта, растут, что сопряжено с решением мировой проблемы обеспечения продовольствием быстро растущего населения планеты. Более 30 стран возделывают ГМО-сорта на общей площади около 200 млн га. Это касается прежде всего таких стран, как Индия и Китай, которые пытаются решить вопрос самообеспечения растениеводческой продукцией и снизить импортные поставки. Тысячи научных исследований доказали, что употребление в пищу продуктов, содержащих ГМО, не несёт никаких рисков для здоровья человека или сельскохозяйственных животных. Молекула ДНК имеет одинаковую структуру у всего живого на земле. Вся эволюция растительного мира и селекционная работа – это трансгенез, перенос или перекомбинация генов, простыми словами – ГМО.
В нашей стране и во многих странах регистрация сортов ГМО запрещена, поэтому не буду вдаваться в подробности технологии ГМО, её плюсы и, безусловно, определённые минусы, как и в любых передовых технологиях. Например, смартфоны тоже небезупречны, однако у каждого в кармане он имеется. Следует лишь отметить: «страшилки» ГМО выгодны химическим корпорациям, потому что ГМО-сорта защищены генетически и не нуждаются в обработках пестицидами, которые значительный ущерб наносят окружающей среде; выгодны торговым сетям – напишут, что товар не содержит ГМО, и добавят наценку 10–20%; выгодны политическим партиям, которые на волне этих «страшилок» обещают запретить ГМО ради борьбы за свой электорат. Известная истина, что любой запрет сдерживает прогресс в развитии науки, поэтому учёные ищут другие пути решения актуальных задач в биотехнологии.
Сейчас в нашей стране активно развивается технология генетического редактирования без переноса ДНК при создании сортов сельскохозяйственных культур. Эта технология является эффективной альтернативой ГМО-сортам. Получены уже практические результаты, в том числе и по пшенице. Так, во ВНИИСБ (г. Москва) методом редактирования генома создан сорт озимой пшеницы «ВНИИСБ-50», который позволит получать в условиях Центрального Черноземья до 110 ц/га. В Институте цитологии и генетики в Новосибирске созданы голозёрный ячмень и скороспелый сорт пшеницы. Методами традиционной селекции на создание сорта требуется 10–12 лет и более, технология редактирования генома позволяет сократить срок выведения сорта на 5–6 лет и более. Полагаю, что отечественная селекция будет развиваться в этом направлении.
Экологическое испытание новых сортов Омского ГАУ в степи.
Совершенству нет предела
– Над чем вы работаете сегодня? Какое исследование в большей степени занимает ваши мысли и время?
– Начиная с 90-х годов мы создали 25 сортов яровой мягкой пшеницы, которые включены в госреестр селекционных достижений для возделывания в Западно-Сибирском и Уральском регионах России и только в Омской области высеваются на третьей части площади возделывания данной культуры. Стратегия нашей селекции включает создание высокоурожайных сортов с комплексной устойчивостью к засухе и болезням. В этом году мы передали в Госкомиссию по сортоиспытанию два сорта – с красным и с фиолетовым зерном, подготовили для передачи сорт озимой пшеницы, который имеет высокую зимостойкость и урожайность более 70 ц/га. Всё, о чем мы с вами уже побеседовали, – «цветная» и многолетняя пшеница – над этим продолжаем работать. Совершенствуем методы ускорения селекционного процесса на основе генетических методов маркер-ориентированной селекции. У меня прекрасный коллектив, состоящий из молодых перспективных учёных, в состав которого входят не только научные сотрудники, но и магистранты, аспиранты.
На пути к совершенному сорту.
– Владимир Петрович, а когда вы поняли, что хотите посвятить себя селекционной работе? Что повлияло на выбор профессии? Чем она вас заинтересовала? И в чём заключается ваша профессиональная мечта?
– Мой отец, Пётр Силантьевич, почти сорок лет проработал агрономом и был первым моим учителем. Он с детства возил меня по полям, мы вместе проводили апробацию посевов, набирали снопы пшеницы, разбирали их по колоскам, чтобы определить процент сортовой чистоты, поэтому агрономическая деятельность была уготована мне судьбою. После окончания Курганского сельскохозяйственного института два года работал агрономом-семеноводом Кундравинского совхоза в Челябинской области. По роду своей деятельности испытывал в хозяйстве различные сорта пшеницы и на практике осознал значение сорта в повышении урожайности. Ещё в студенческие годы увлёкся научной работой, за которую был награждён медалью Министерства образования страны «За лучшую научную студенческую работу». На третьем курсе в составе делегации ЦК ВЛКСМ представлял сельскохозяйственные вузы с научным докладом на Первой международной конференции студентов соцстран, которая проходила в Венгрии. Мысль продолжить учёбу в аспирантуре меня не покидала и на производстве. Выбор моей специальности селекционера – это ряд случайных обстоятельств в жизни и, прежде всего, стремление к творческой деятельности, моя производственная работа, общение с учёными-селекционерами, которые приезжали в хозяйство, а также чтение научно-популярной литературы – помню, с каким интересом читал книгу селекционера из подмосковья Э. Неттевича «Рождение и жизнь сорта». Поступил в аспирантуру по специальности «селекция и семеноводство» в Омский сельхозинститут к талантливому селекционеру, педагогу, профессору С.И. Леонтьеву, который умел передать любовь к селекции своим ученикам, а в докторантуре учился в ВИРе (г. Санкт-Петербург), где моим научным консультантом был известный в мире учёный-генетик, профессор А.Ф. Мережко. Мне очень повезло с моими учителями. Как говорят, если есть ученик, то профессор всегда найдётся.
Профессия селекционера очень творческая, мечта, думаю, любого селекционера – создать совершенный сорт, удовлетворяющий запросам фермера, переработчика, хлебопёка и потребителя, к сожалению, одной жизни для этого не хватает. Надеюсь, что мои ученики приблизят эту мечту к реальности, главное, я желаю нам всем мира и процветания нашей стране, которая обеспечивает не только свой народ продовольственным зерном пшеницы, но и экспортирует около 80 млн тонн в страны Ближнего Востока, Африки и Азии.
Автор: Марина Неупокоева
Фото: предоставлены Владимиром Шаманиным