Цифровая гигиена. Игорь Ашманов, известный ИТ-эксперт, о правилах выживания в новом мире

Дата публикации: 9.09.2024

Разработки Игоря Ашманова знают все, кто хотя бы раз пользовался программой Word. Именно его компания разработала сервис проверки правописания в текстовом редакторе, который затем был продан Microsoft. «Когда у вас в Word слово подчёркивается красным – это я подчёркиваю», – так шутя представляется Ашманов.

Сейчас его ИТ-компания «Крибрум» анализирует огромный поток данных из СМИ и соцсетей. Собственный поисковик просматривает информацию из 400 миллионов аккаунтов в соцсетях и 10 миллионов каналов в Telegram. Именно так сейчас исследуются общественные настроения, поведение людей в соцсетях, обнаруживаются признаки деструктива, профилактируются преступления.

В лекции для общества «Знание» «Цифровая гигиена в условиях информационной войны» Игорь Ашманов обобщил опыт работы в медиапространстве, обрисовал основные угрозы в инфополе и способы, как сохранить спокойствие в атмосфере напряжённости.

 

Соцсеть как поле битвы

По словам эксперта, «информационная война уже идёт повсеместно, и в странах с так называемой свободой слова защиты от неё нет. Войны в Югославии, Ираке, Сирии, “Арабская весна”, Грузия, Армения, Молдавия, украинский Майдан, волнения в Венесуэле, Грузии, Казахстане показывают, что информационными средствами можно сменить режим, обосновать военное вторжение. В эпоху ядерного паритета главное оружие – это информация. Подавляющая часть боевых действий сейчас происходит в цифровом пространстве, интернете и соцсетях. Задачи инфовойны: деконструкция и девальвация ценностей, фальсификация истории, создание идеологического и культурного вакуума, замена культуры, внедрение своей идеологии, перехват управления в “точках переключения”, развал страны».

Основной метод инфовойны – перепрошивка ума граждан, внушение им убеждений, что в стране всё не так и изменить это можно, только обрушив режим. И тут на первый план выходят соцсети как идеальный инструмент информационной войны.

«Сейчас соцсети – это главное занятие дня, где люди проводят 5–7 часов. Соцсети пользователи считают своим интимным пространством, где много друзей, которым можно доверять. На самом деле соцсети заменяют сильные связи на слабые. Да, они полезны для бизнеса, но на помощь, когда вы заболеете, ваши френды из ВК не придут».

 

Одиночество в сети

Соцсети вместо того, чтобы объединять, усиливают отчуждение и одиночество, говорит Игорь.

«Каждый пользователь живёт в своём инфополе. Рекомендации показывают постоянно один и тот же контент, в результате человек оказывается в плотной семантической капсуле. Это то самое сетевое одиночество, которое очень удобно для ментальной манипуляции».

Думскроллинг – ещё одно недавнее понятие, обозначающее бездумное листание новостной ленты несколько часов подряд, когда пользователь не в силах остановиться. ИТ-эксперт ещё раз напомнил – от соцсетей вполне реальна зависимость.

«В соцсети люди ходят, чтобы раскрутить свою дофаминовую петлю, сначала за тревожностью, потом за успокоением. Это такой новый вид наркотика. Зависимость от соцсетей – это настоящая наркомания: у неё пять стадий и последняя лечится медикаментозно. Я несколько раз видел людей с такой зависимостью, у которых на отъём смартфона начинается вегетативная реакция. Как ни странно, люди ходят в соцсети за негативом, который превышает позитив в несколько раз во всех областях. Никого не интересует правда – люди часто обсуждают чистые фейки просто ради крика».

 

Мошенники с ИИ

Ситуацию усугубляет лидерство западных компаний на ИТ-рынке. Практически все ИТ-платформы – американские, занимаются политической пропагандой в России и передают данные в собственные спецслужбы. «Они заблокировали собственного президента и его сторонников – а в нашей стране и вовсе не церемонятся».

Проблема импортозамещения здесь стоит особенно остро: «Для многих типов интернет-сервисов у нас нет замены. У нас есть свои соцсети и поисковики, почта. Нет популярных мессенджеров, видеохостингов, фотохостингов, микроблогов. То есть нет превалирующей аудитории и адекватных бизнес-моделей. Нам остро необходимо импортозамещение в интернете – но многое замещать пока нечем».

Кроме того, нужно заниматься и отечественными платформами, которые превратились в свалку вредоносного контента с запрещённой тематикой. В сети процветает мошенничество – от телефонных террористов страдают миллионы граждан, начиная от пенсионеров и заканчивая депутатами Госдумы и звёздами эстрады. По оценкам компании «Крибрум», десятки тысяч контакт-центров совершают от 5 до 10 миллионов звонков в день. Причём началось внедрение искусственного интеллекта – совершаются звонки с дипфейками, когда лицо и голос идеально совпадают.

«Недавно был случай: чиновнику позвонил реальный Собянин – по видеосвязи, с идеальным совпадением по голосу и лицу, обвинил его в том, что он переводит деньги ВСУ, и чтобы доказать, что это не так, чиновник всё же перевёл куда-то 4 миллиона рублей. Мошенники украли у граждан России 500 миллиардов рублей за 5 лет, на Украине работают тысячи контакт-центров, и все “заработанные” ими деньги идут на нужды ВСУ. Пострадавшая категория – не пенсионеры, а люди 35–45 лет. Все образованные, просто ловили изощрённой схемой в минуты слабости. Просвещение граждан не поможет, нужна системная работа – зачистка для базовой безопасности инфополя».

 

Так что же делать?

Но всё же кое-что зависит и от самих пользователей – и это та самая цифровая гигиена, соблюдать которую нужно каждому, кто каждый день выходит в информационное пространство.

Во-первых, как считает Игорь Ашманов, нужно учитывать, что изменились и сами пользователи.

«Выросло целое поколение, которое считает, что вся Вселенная нужна только для того, чтобы поставлять ништяки к их порогу. Суровые времена реально выжигают мозг, возникает тревожность, дофаминовая петля. Многие после начала СВО буквально сходили с ума – начали читать новости, бросили работу, ходили разговаривать и пропагандировать своё “за” или “против” войны. Было несколько людей в моей компании, они не могут это контролировать. Люди с неустойчивой, лабильной психикой с началом военных действий испытывают острый стресс, тревогу, страх перед будущим.

Особенно тревожности подвержен “креативный класс”, он и так привык “разгонять” свои эмоции. Чтобы успокоиться, они непрерывно читают новости. От этого страх и тревога только усиливаются, возникает “новостная наркомания”, “информационный запой”. Многие признаются в соцсетях, что не могут перестать это делать, не могут работать и думать многие недели, только сейчас начинают выходить из стресса».

 

Признаки фейка

На людей в состоянии тревожности особенно пагубно влияют фейки. И, как считает Игорь Ашманов, бороться с фейками бесполезно – их слишком много. Нужно просто закрыть новость при первых признаках фейка. По данным эксперта, это:

  • нагнетание эмоций, истерика, выкрики, мат, брань, риторика ненависти;
  • неконкретность общие слова, отсутствие деталей – географии, имён, дат;
  • отсутствие подтверждений. Нет следов «новости» в «онлайнах» новостных агентств, на официальных аккаунтах, в государственных СМИ;
  • требования действовать распространить, подписать, выйти на улицу;
  • продажа страданий. Замотанные женщины, груднички на руках. Часто фото – настоящие, но из других стран и лет;
  • нелепости и алогичность, фантастика. Нелепые выдумки типа «солдаты в обносках», «ржавая техника», «массами дезертируют»;
  • упор на фото и видео как на доказательство.

«Самостоятельно расследовать фейки – вредно для сознания и спокойствия духа, потому что повышает предрасположенность новостному облучению».

 

Что нельзя читать?

Не читайте советских газет до обеда – советовал нам незабвенный классик. Ашманов тоже за контроль источников информации. Вот что он рекомендует исключить из ежедневного чтения:

  • Графика. Любые видео- и фотоматериалы бьют по эмоциям;
  • Аналитика. Любые публикации аналитиков, колумнистов – это мнения людей, которые знают не больше нашего и просто раскачивают лодку;
  • Прогнозы. Любые прогнозы сейчас – манипуляция, будущее определяется не «тенденциями» и «анализом», а решениями политиков, которые тоже в стрессе;
  • Снижать дозу. Для сохранения душевного равновесия и работоспособности;
  • Не читать колонки, мнения, аналитику;
  • Не смотреть видео и фоторепортажи с мест боевых действий;
  • Не включаться в бурные дискуссии в соцсетях;
  • Читать сухие текстовые ленты событий («онлайны») 2–3 раза в день.

«Единственный способ борьбы с любой наркоманией – снижение дозы. Важные новости нас не минуют», – подчёркивает эксперт.

 

Особо важные персоны. Цифровая гигиена для чиновников

Особый интерес для тех, кто ведёт информационную войну с Россией, представляют российские чиновники и госслужащие. Востребованы любые данные о них: семья, адрес, марка машины, даже содержимое доставок, которые они заказывают. Всё это может стать предметом для шантажа или вербовки. И, как говорит Ашманов, типичные уловки тут не работают: менять телефоны и симки бесполезно, ведь работает технология распознавания голоса, смартфоны, мессенджеры – вся эта информация легко находится опытными хакерами с той стороны границы.

Фитнес-часы – ещё один шпион в кармане. Разумной альтернативы им нет, поэтому их лучше не носить вообще, подчёркивает Ашманов. Именно из-за фитнес-часов убили замвоенкома Краснодара Ржицкого – киллер отследил его маршруты по трекам на сервисе.

Даже телевизоры больше не безопасны: «Умные телевизоры можно включить жестом – значит, у него есть цифровая модель вашей комнаты. У него есть камера, он слышит звук. Даже если снять галочку – не передавать мои данные, поток данных не уменьшается».

Новое время – новые опасности: «Раньше тотальная слежка приводила к утечке данных о работе и личных делах чиновника, военного, бизнесмена, чекиста, полицейского – к компрометации, увольнению, уголовному преследованию, к вербовочным подходам. Сейчас к вашему смартфону может просто прилететь беспилотник с килограммом взрывчатки или приехать агент СБУ с пистолетом».

Итак, что делать, если вы госслужащий и даже ваш смартфон работает против вас: записывает разговоры, делает снимки без вашего ведома, отправляет данные о вашем местоположении, считывает микродвижения и сообщения… Выход есть, но понравится он не каждому: использовать для общения так называемые «бабушкофоны» – телефоны-кирпичи максимально простой модели, сдача смартфонов перед совещаниями, магнитные чехлы, регулярная зачистка смартфона специалистами. Нельзя использовать дешёвые и бесплатные приложения и игры – по большей части они тайно собирают информацию пользователей.

В конце лекции эксперт ответил на вопросы гостей. Одним из самых актуальных стал вопрос – как противодействовать мошенникам в Telegram, которые обманывают членов семей участников СВО. Как говорит Ашманов, просвещение не поможет. Оптимальный вариант – переход с синхронных средств общения, которыми являются мессенджеры, на асинхронные, которые не требуют немедленного ответа: например, электронная почта. Кстати, сам Ашманов уже давно перешёл на общение в электронной почте и аккаунтов в соцсетях и мессенджерах у него нет.


Автор: Ирина Баландина

Фото: Александр Петров (Alio Sandro)

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.