Дата публикации: 6.01.2026
Кандидат химических наук, доцент кафедры органической и аналитической химии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Владислав Шувалов работает над новыми подходами к синтезу люминесцентных производных 4-арилпиридин-2-она – перспективных биологически активных соединений. Его проект с соответствующим названием получил поддержку Российского научного центра. По информации ОмГУ, это исследование обладает серьёзным потенциалом для создания лекарств от практически неизлечимых сегодня болезней человека и сельскохозяйственных животных.
Одно из направлений совместной работы химика с учёными ВНИИБТЖ – структурного подразделения Омского аграрного научного центра — поиск «противоядия» от туберкулёза и вируса лейкоза крупного рогатого скота. Это настоящий бич животноводства, коварный и опасный, уверен главный научный сотрудник лаборатории эпизоотологии и мер борьбы с туберкулёзом, профессор Василий Власенко.

Лейкоз, например, даже опытный ветеринар не сможет определить «на глаз», он протекает долго и со временем поражает все органы животного. А главное, передаётся и потомству. А у возбудителя туберкулёза настолько сильна жизненная активность и устойчивость к факторам среды, что заразиться им животное может где и как угодно — в стойле, на пастбище, на водопое и т. д.
— Василий Сергеевич, чем опасны эти заболевания, в том числе для человека?
— Борьба с вирусом лейкоза крупного рогатого скота признана приоритетной задачей в мировом масштабе. Пока не доказано, что вирус способен вызвать заражение человека, тем не менее, существует опасение, что употребление молока и мяса от инфицированных животных может оказать негативное влияние на организм из-за присутствия в продуктах токсинов, вырабатываемых патогеном.
Но лейкозная инфекция наносит и значительный экономический ущерб, особенно племенным животноводческим хозяйствам, которые утрачивают свой статус и уже не могут реализовать генетический продукт — телят, семя или эмбрионов. К тому же это сопровождается снижением объёмов реализации молока и его качества по показателям жира и белка, а также недополучением телят вследствие выбраковки больных коров, нарушениями в работе иммунной системы животного, снижающими сопротивляемость организма к другим бактериальным или вирусным патогенам.
Что касается туберкулёза, то в нашей стране достигнуты определённые успехи в его ликвидации и профилактике, но, несмотря на это, в некоторых регионах эта инфекция всё ещё представляет огромную угрозу животноводству и общественному здравоохранению. Также это опасное для людей заболевание широко распространено в мире, особенно в развивающихся странах.
— Я читала, что на Среднем Урале, в Ленинградской и Вологодской областях с помощью профилактики и точной диагностики избавились от этой напасти — там коровы не болеют лейкозом. А в Кемерово редактируют геном животных, у подопытных телят отсутствует ген, который отвечает за восприимчивость к вирусу. А как у нас в Омске обстоят дела?
— Действительно в некоторых регионах РФ, в которых были внедрены комплексные программы по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота, а в результате прослеживалась выраженная тенденция к снижению числа инфицированных животных. Но в некоторых районах Омской области лейкозная инфекция имеет достаточно широкое распространение. В 2024 году при серологических исследованиях около 12% проб были положительными.
— Эффективных методов лечения пока нет, но научный поиск продолжается. Какие исследования учёных Омского АНЦ в этом отношении наиболее перспективны?

— На сегодняшний день не существует регламентированных вакцин или противовирусных препаратов, позволяющих эффективно бороться с этим заболеванием. Тем не менее ведётся активный синтез химических веществ, обладающих специфической противовирусной активностью в отношении вируса лейкоза. В частности, имеются публикации японских учёных, которыми были извлечены такие соединения из грибов.
Сотрудники Омского АНЦ тоже работают в этом направлении. В сотрудничестве с учёными-химиками из Тюменского государственного университета на культуре клеток периферической крови и на лабораторных животных изучена противолейкозная эффективность амида бетулиновой кислоты, а также новых производных пиридина. Полученные результаты открывают перспективу для производственного испытания этих соединений.
— А есть уже результаты вашего сотрудничества с представителями омской высшей школы?
— Действительно в сотрудничестве с Владиславом Шуваловым и другими сотрудниками ОмГУ мы осуществляем поиск новых биологически активных соединений, обладающих либо противотуберкулёзной, либо противолейкозной активностью. На данном этапе ведётся скрининг наиболее перспективных соединений для дальнейших испытаний.
А в целом мы активно занимаемся вопросами диагностики лейкоза КРС, в частности нами были усовершенствованы способы постановки реакции непрямой и прямой иммунофлуоресценции, которые по диагностической эффективности сопоставимы с ПЦР (полимеразная цепная реакция – высокоточный метод молекулярно-генетической диагностики, позволяющий выявлять различные инфекционные и наследственные заболевания в острой, хронической стадиях и в скрытой форме).
При финансовой поддержке Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области мы провели производственное испытание этого метода. А также разработали способы моделирования лейкозной инфекции на морских свинках и оценки противолейкозной активности препаратов, которые помогают осуществлять поиск наиболее эффективных веществ против вируса лейкоза.
Помимо этого, нами были сконструированы специфические противотуберкулёзные иммуномодуляторы, которые способны защищать животных от патогенных и нетуберкулезных микобактерий. На все эти разработки получены патенты РФ на изобретения.
От патентов до внедрения в массовое производство препаратов, созданных омскими учёными путь непростой, небыстрый и затратный. Тем не менее стартовые и самые важные шаги в этом направлении уже сделаны.
Текст: Иванова Алина
Фото предоставлены пресс-службой ОмГУ
Читайте также


