Дата публикации: 25.08.2023
Бездомных животных фотограф Светлана Кондрак снимает почти четыре года. Её историю «Трамплин» уже рассказывал. После выпуска из школы в 2019 году девушка поступила в Омский государственный аграрный университет на ветеринарного врача. Спустя пару лет перевелась на заочное отделение. Основное время посвятила помощи животным и съёмке.
«Мне хотелось помогать, ведь зооволонтёрство – это про помощь братьям нашим меньшим. Тут-то все эти прямые и пересеклись: фотография, животные и польза».
Съёмкой волонтёрская деятельность Светланы не ограничилась. Девушка начала активно пристраивать бездомных животных. За четыре года совместно с омскими волонтёрами новый дом удалось найти для сорока хвостатых питомцев.
Одиннадцать из них Светлана курировала лично. Все они бультерьеры. К этой породе фотограф неравнодушна. Если собака попала в беду, Светлана спешит на помощь, даже если животное не из Омска.
О бультерьере Кубе из Иркутска девушка узнала в конце июня прошлого года от коллег-волонтёров. Над собакой издевались хозяева – кормили объедками со стола, не водили к ветеринару, не выгуливали должным образом.
«Когда-то эта “булочка” была мечтой главы семьи. Её исполнили, первый год хозяева сияли от счастья, хорошо кормили, соблюдали график вакцинаций и обработок от паразитов, гуляли качественно, ходили на выставки, занимались воспитанием собаки. А потом что-то пошло не так.
Собака перестала вызывать все те новые ощущения, пропало желание что-то делать ради неё. Хозяева её, казалось бы, понимали, что так нельзя, но продолжали держать животное у себя. Внушали себе и своим неравнодушным друзьям, что они любят Кубу и расстаться потому с ней не могут».
К счастью, семью всё же удалось уговорить расстаться с животным. Светлана забрала Кубу в Омск. Животное находилось в крайне плачевном состоянии, говорит девушка. Это стало понятно сразу, как только Куба вышла из поезда.
«Она бесконечно суетилась, бегала из стороны в сторону, подвывая и иногда переходя на лай. Сначала я не понимала в чём дело. Пока мы ехали в машине домой, она неустанно кувыркалась и чесалась об сиденья с бешеной силой и пищала.
Дома мы стали рассматривать собаку. В ушах был страшный аллергический отит, запущенный до такой степени, что на одном ухе не было ушного прохода, всё опухло до тяжелейшего состояния.
Запах от собаки стоял ужасный, она была вся красная, опухшая – все лапы, пузо, паховая зона. Тело было во множественных прыщах. Уснуть Куба смогла только под успокоительной таблеткой».
Осмотр у ветеринара выявил ещё больше проблем со здоровьем. Кубе предстояло вылечить аллергический дерматит, цистит, удалить кисту с поясницы, стерилизовать, очистить уши под седацией – без наркоза сделать это было невозможно, говорит девушка. Вдобавок у собаки диагностировали психическое расстройство. Из-за него Куба сгрызла собственный хвост, остатки пришлось ампутировать.
«Её карта настолько огромная, что я не вспомню всё, что мы с ней делали. От её истории болезни у меня натурально пухнет мозг. Как только мы вылечили всё, с чем она ко мне попала, началась новая беда. Куба начала скидывать вес с начала этого года. С врачом мы предполагаем, что причина – хроническая болезнь почек. Мы её обнаружили также в Омске.
При норме веса для бультерьеров в 22–25 кг Куба весила 13! Мы перепробовали кучу дорогих кормов, но ничего не помогало. От бессилия перешли на ужасный, как нам казалось, корм – и вот собака начала набирать вес! Но вернулись проблемы с ушами. Пришлось выбирать меньшее из двух зол – либо собака засохнет, либо будем поддерживать уши и кожу в нормальном состоянии. Выбрали второй вариант».
Сейчас Куба весит уже 17 кг. Вернулся интерес к жизни – она стала играть и резвиться. Этот бульт никогда не откажется от еды. В приоритете огурцы и яблоки.
«Осадки в виде бультерьеров»
Куба – тактильное животное. Любит тепло и ласку. Одна из привычек – устраиваться прямо на человеке, если он прилёг на диван. Неважно, хозяйка это или случайный гость. А если не пустят, обидится и уйдёт спать в кошачью лежанку на окне.
У Светланы шестеро домашних питомцев. Пять котов – Вивьен, Каннабис, Лурц, Зяма и Вива, а также собака Муля. Все они в прошлом бездомыши. К новому постояльцу четвероногие хозяева сначала отнеслись скептически, но со временем приняли в свою семью.
«Есть моё любимое явление, которое я наблюдаю регулярно. Если Кубушка лежит на краю дивана и вот-вот свалится с него, она ничего не предпримет. Будет постепенно сползать под собственным весом. Когда упадёт, она не пошевелится. Будет просто лежать на полу дальше, пока не появится другой мотив пошевелиться. Так происходит очень часто. Благо падать невысоко. Мы называем это “осадки в виде бультерьеров”».
Как только Куба освоилась, в доме Светланы появился ещё один бультерьер с печальной судьбой.
«Пошла бить ему морду!»
Зума жила в Уфе. Хозяйка хотела заработать денег на её щенках, однако опыта в случке у женщины не было.
«Кобель был неопытный, случка не удалась. Получить породистое потомство не удалось. Негативный опыт отразился на Зуме. У неё проявилась яркая агрессия к горе-жениху. Она, грубо говоря, пошла бить ему морду!
Хозяйка разделяла собак и надеялась, что их получится подружить и свести, чтобы щенки всё-таки появились. Но ничего не вышло. Тогда она отдала кобеля мне и нашла на роль отца собаку другого помёта».
Светлана пристроила кобеля в семью. Зуму хозяйка из Уфы отдавать не хотела. Однако спустя полгода она сама позвонила в Омск с требованием немедленно забрать животное!
«Люди совершенно неопытны в собаках. Дочери хозяйки подарили шпица, и они хотели их познакомить. Сделали они это через какую-то калитку дома. Собаки молча понюхались, хвостами повиляли. Калитку после этого решили сразу ликвидировать. Разумеется, Зума вцепилась в шпица.
Шпиц погиб по халатности этих людей, виноватой выставили Зуму. Позвонили мне и потребовали немедленно забрать её. В противном случае её хозяином мог стать случайный прохожий!».
Светлана не могла оставить бультерьера в беде. Связалась с волонтёрами из Уфы, попросила забрать Зуму и пристроить на временную передержку. Через неделю девушка забрала собаку в Омск. Она была в ужасном состоянии, вспоминает омичка.
«У неё были стерты пальцы в кровь по непонятной причине, будто её тащили куда-то... Очень нехарактерные места для таких болячек. Неприятный запах, перхоть, грязные уши, глаза, аллергия. Сразу ясно, что собака, так же как и Куба, питалась со стола».
Оставить Зуму у себя Светлана не могла – в квартире уже не было места для ещё одного питомца. Девушка вылечила животное и пристроила в семью на передержку. На долго Зума там не задержалась. У хозяев обнаружилась аллергия. Вторая попытка дом тоже провалилась. В третьем месте Зума осталась на несколько месяцев, но по семейным обстоятельствам от неё снова отказались.
«Я решила, что мы потеснимся – и я заберу Зуму себе. Лучше пусть железно живёт с нами до пристройства, чем катается туда-сюда с передержки на передержку.
У неё была зооагрессия. Поначалу она хотела всех присутствующих “хвостов” у нас дома съесть, поэтому я её разделяла со всеми по комнатам. Гуляла раздельно. Не пересекала лишний раз.
Со временем победили зооагрессию, осталась только в адрес маленьких пугливых собак и выборочно к крупным. Но дома дружит со всеми. Может даже знакомства на улице завести. Котов любит».
Зума энергичный бультерьер – догонялки на свежем воздухе любимое развлечение. С удовольствием принимает ласку и внимание. Активно проявляет свои чувства в ответ – котов, например, моет языком. Не упустит возможности облизать лицо тому, кто пришёлся по нраву.
«Буду искать им дом до конца жизни…»
Уже два года Куба и Зума не могут найти новый дом. Светлана активно ищет им хозяев – в сети и среди знакомых. Сделала несколько ярких фотосессий для этих бультерьеров. Однако пока никто не откликнулся.
«На моей практике такой долгий пристрой впервые. До них максимальный срок у меня был десять месяцев. Я считаю, это происходит по нескольким причинам. С началом СВО адекватные и достойные хозяева для потенциальных любимцев пересмотрели свои взгляды на многие вещи.
Кто-то понял, что во всей этой ситуации могут не потянуть одну или ещё одну животинку. Их можно понять, и осудить язык не повернётся. Поэтому сейчас поиск подходящего человека для конкретной собаки затягивается в разы».
Ещё одна причина – особенности породы. Не каждый сможет приютить бультерьера. Этих собак нужно тренировать и воспитывать, тратить на это немало времени, сил и терпения. При этом бультерьеров нельзя назвать долгожителями. Восемь лет – возраст, до которого дотягивают немногие представители данной породы. Со здоровьем у них две проблемы – больные почки и сердце.
«Клянусь, после появления в моей жизни бультерьеров, в клинике появляюсь чуть ли не каждую неделю. Были эпизоды, когда была и несколько раз в неделю, а то и в день. Это накладно по финансам, да и нервные клетки не железные. У меня их иной раз не хватает, чтобы переживать – вечно то одно, то другое.
Когда начинаешь это рассказывать, люди понимают, что эта собака им не подойдёт по разным параметрам. За это тоже не осудишь. Меня, наоборот, радует такой здравый подход, когда ты сам себе можешь честно сказать, что ты не потянешь эту собаку – финансово, ментально, физически, материально или ещё как-то. Сейчас не каждый на это способен. И это уже классика жанра. Но я продолжаю искать им дом и буду делать это до конца жизни».
Чтобы познакомиться с Кубой и Зумой, достаточно связаться со Светланой по телефону 8-908-111-97-58. Она проведёт анкетирование. Если оно будет успешным, хозяйка готова устроить встречу с животными и помочь с адаптацией в новом доме.
Автор – Ксения Тоичкина
Фото и видео – личный архив Светланы Кондрак