Дата публикации: 28.05.2024
Завет «посадить дерево, построить дом и вырастить сына» Дмитрий начал выполнять ещё в подростковом возрасте. Именно тогда на его участке появились первые абрикосовые деревья. Дальше – больше: на участке появились персиковые деревья. Кстати, посмотрите, как цветут персики – японская сакура отдыхает!
Но главное увлечение Дмитрия как садовода – арбузы. Особых требований к выращиванию арбузов нет. Как говорит Дмитрий, культура вполне самостоятельная и не требует особого ухода, самое главное создать «пустынные» условия: никакой тени, сажать на приподнятых пропекаемых солнцем грядах или буграх, ни в коем случае не поливать под корень и не сыпать никакого навоза, как часто советуют. Чем беднее и легче почва – тем больше растение отрастит корней и тем крупнее будут плоды. Можно вообще никак не поливать – урожай будет не такой большой, но зато вкуснее. Если всё же с поливом, то его обязательно нужно вовремя прекратить, хотя бы за неделю-полторы до созревания, чтобы плод набрал сладость.
Кстати, о сладости. «Испытано больше 40 сортов арбузов, особенно нравятся вьетнамские и тайские сорта – они не такие крупные, как среднеазиатские и российские, в среднем 4–6 кг, но зато гораздо слаще. Даже специально купил рефрактометр, им измеряют концентрацию сахара. В рыночных арбузах 9–10% сахара, 90% вода. А в омских арбузах – 14% сахаров.
Вообще в Омске лето для арбузов очень хорошее, солнечное, и в открытом грунте вырастает и вызревает абсолютно любой сорт: среднеазиатские запросто до 14 кг, американские сорта до 17 кг, в прошлом году впервые попробовали из иранских семян вырастить – плоды получились по 13–15 кг. Первые арбузы созревают обычно к 20 июля. А вот у производителей и продавцов арбузов для рынка нет цели, чтобы он был вкусным. Только чтобы их было много, желательно масса плода побольше и обязательно красные внутри – такие покупают охотнее. На рынки Омска из Нижнего Поволжья и Средней Азии к нам привозят только те сорта, которые транспортируются навалом в фурах – толстокорые, реально кормовые арбузы. Из удобрений используем только золу, ведь арбузам для сладости очень нужен калий. Никакой селитры или пестицидов в принципе не используем. А многие профессиональные бахчеводы при выращивании для продажи применяют множество химикатов».
«Когда-то давно попадалась статья про озеро Чаны (самое большое озеро Западной Сибири и совсем недалеко от Омска), на одном из островов там в советское время распахивали почву и выращивали арбузы. Было очень интересно сделать нечто подобное. И как раз раньше очень увлекались с друзьями походами на лодках по Иртышу, часто останавливались именно на островах. Один год было много лишних семян, и я как-то нашёл на острове посреди реки небольшой свободный от растительности клочок, насыпал этих семян, и арбузы выросли там. Они были небольшие и их было немного, по 1–2 плода на растение, но выросли – и в конце лета все поспели. Пару лет я так экспериментировал, тогда пришло понимание, что если нужны именно плоды, а не ботва, то чем беднее и легче почва – тем арбузу лучше».
По словам садовода, в Омской области лучшие песчаные почвы для выращивания арбузов тянутся узкой полосой вдоль правого берега Иртыша примерно от Усть-Заостровки до Казахстанской границы. Самые большие арбузные бахчи раскинулись в Черлакском районе – здесь вырастают гиганты до 28 кг. Кстати, можно проверить: если в конце лета поехать на любой пляж, там можно увидеть растения арбуза. Потому что отдыхающие едят арбуз на берегу и бросают семечки здесь же, а после дождей они всходят. Конечно, до плодов у этих пляжных арбузов, ненароком посеянных посреди лета, дело не доходит, но некоторые успевают там даже зацвести. Самый большой арбуз с бахчи Дмитрия пока был 17,3 кг, американского сорта Moon and Stars, что дословно переводится как «Луна и звёзды» – на кожуре у них всегда одно большое жёлтое пятно и множество мелких.
Как говорит Дмитрий, арбуз – весьма урожайная культура. «С одной сотки с поливом получается 500–600 кг, без полива 200–400 кг. Мы cажаем бахчу в деревне, на две семьи вполне хватает, ещё и родственникам и знакомым раздаём. Есть сорта, которые хранятся очень долго, вот “Холодок” больше двух месяцев хранится, остальные сорта хранятся в пределах двух-трёх недель».
С персиками отдельная история: «Сорт “Память Бубнова” – с него всё началось. Лет восемь назад нужно было помочь знакомой бабушке с персиком – открыть после зимы, у неё росли большие стелющиеся персиковые деревья сорта “Памяти Бубнова”, примерно 25-летнего возраста. Договорились, что приеду посмотреть на них в конце лета, а когда я увидел, что персик реально может расти в Сибири – толстые стволы, ветки, усеянные румяными персиками, аромат на всю аллею – так я этими персиками и загорелся.
Начал собирать коллекцию сортов: самые первые были те самые “бубновские”, потом мне знакомые присылали из Хакасии, Приморья, Калужской и Челябинской области разные сорта, в основном отечественной и прибалтийской селекции, но среди них было и несколько канадских сортов. А когда понял, что крупноплодные канадцы зимуют даже лучше “бубновских”, то ещё более заинтересовался этой культурой. После этого нашёл контакты садовода из Воронежа, откуда и прислал он мне черенки для прививок многих американских, европейских и даже крымских сортов – в итоге и они у нас прекрасно растут с несложным укрытием на зиму. “Бубновские” хоть сладкие и сочные, но очень уж мелкие, в среднем 40–60 г, редко больше, и созревают в самом конце августа, а ведь есть множество гораздо более интересных сортов с крупными очень вкусными плодами по 150–180 г, которые созревают у нас уже с конца июля».
Сейчас на участке садовода порядка 30 сортов персика и три нектарина, а первым абрикосовым деревьям, посаженным ещё в детстве, уже более 30 лет. Оказалось, что персик вообще самый надёжный в плане урожайности и гораздо менее требовательный, чем тот же виноград, например. Но тем, кто хочет посадить у себя на участке что-то эдакое и при этом не бояться, что растение замёрзнет в первые же холода, Дмитрий советует шелковицу.
«Пожалуй, самое интересное, что у нас в Омске вообще без проблем растёт, – это шелковица, или тутовник. Их очень много посадил, примерно с десяток сортов у меня растёт. Долго нигде не мог в Омске найти саженцев шелковицы, самые первые получилось привезти с Кипра – были времена, когда из Омска можно было на этот солнечный остров на самолёте слетать. Киприотки в итоге адаптировались, плодоносят и зимуют, только в самые лютые зимы обмерзают кончики побегов, но очень быстро восстанавливаются. Чуть позже самые зимостойкие формы удалось найти на востоке Оренбуржья, в окрестностях Орска: им и -42, -43 не страшны, не мёрзнут у нас вообще без какого-либо укрытия. Созревают плоды очень рано, примерно с середины июня, и очень сладкие. Есть также привезённые со Ставрополья семенами – эти сеянцы тоже растут и не мёрзнут в Омске. Ещё из Турции несколько шелковиц, но они маленькие совсем и пока ещё не плодоносили. Шелковица вообще одного семейства с инжиром, сами деревья выглядят интересно. Но для шелковицы важно выбрать правильное место для посадки – максимально солнечное, обязательно сухое и чтобы грунтовые воды были не ближе 4–5 м от поверхности, и ни в коем случае не низина».
Есть и сложности в работе садовода в Сибири: «Главная сложность – достать у нас хороший посадочный материал, саженцы. В садовом магазине вы не купите хороший саженец того же сортового персика, за исключением разве что “бубновского”, а всё, что продают интернет-магазины и питомники, как правило в Крыму или Краснодарском крае, выращено на совсем не подходящих для Сибири подвоях. Поэтому и приходилось саженцы делать самому – заказывал и привозил сам черенки и семена из разных городов и стран».
В жизни Дмитрий руководствуется девизом: «Многие растения не растут в той или иной местности не потому что не могут, а потому что никто не пробовал посадить». Идеальный лозунг для садовода-любителя из Сибири, не правда ли?
Автор: Ирина Баландина
Фото предоставлены героем публикации.