Дата публикации: 2.07.2024
Кто сказал, что в Сибири нельзя выращивать теплолюбивые культуры? В нашем городе – на минуточку, самом солнечном в России! – прекрасно живут и плодоносят инжир и персики, шелковица и абрикосы, дыни и арбузы. Есть даже сорт сибирского персика, выведенный омским садоводом Владимиром Бубновым. Это история великой любви к своему делу и трагедии, которую он не смог пережить.
В советские времена южные культуры выращивались только на юге. Ну, казалось бы, логично? Однако многие садоводы занимались районированием сортов – их адаптацией к более капризным погодным условиям. Персик стал полем для одного из таких экспериментов.
В Омске первым начал работать с персиком омский садовод Владимир Бубнов. Он испытывал несколько сортов персика, так у него появился целый персиковый сад. Однако лучшие результаты показал персик, привезённый из Литвы от известного биолога Виктора Варне. Саженец Бубнов получил в 1963 году. Литовский персик оказался самоплодным – опыляется пыльцой собственных цветков, даёт богатый урожай, а на вкус совсем как южные собратья. На уровне оказалась и морозостойкость сорта – ему нипочём морозы до минус 30.
Правда, всегда есть но – чтобы персик не вымерз в суровые омские холода и ветра, его рекомендуется укрывать, поэтому все деревья «бубновского» сорта – стелющиеся и низкорослые. Ещё из особенностей омского персика – его маленькая косточка, не больше фаланги мизинца. Размеры самого плода тоже небольшие, примерно как у сортового крупного абрикоса, но сладость при этом на высоком уровне. Под деревом нельзя ничего сажать, даже травы быть не должно – грунт должен максимально прогреваться.
Вскоре у Бубнова появился последователь – Анатолий Янычев. Он сыграл огромную роль в распространении сибирского персика. Ещё в 1983 году Янычев получил саженцы персика от Бубнова и начал распространять их по омским садоводам. Практически все, кто начал выращивать сибирский персик в те годы, получили свой саженец лично из рук Янычева. К примеру, героиня одной из наших статей уже 20 лет выращивает тот самый персик, полученный от Янычева.
Свои саженцы Янычев растил из косточек – вначале создавая им «зимние условия», вплоть до вымачивания и выдерживания в холодильнике, а затем слегка ломая твёрдую скорлупу, чтобы росток мог сам выбраться наружу.
Владимир Бубнов продолжал увеличивать свой экспериментальный сад, выращивал виноград и персики, пробовал новые сорта, проверял, насколько эффективны будут разные укрытия и приспособления, пока его жизнь не сломала трагедия. Участок, где находился сад Бубнова, который он возделывал десятилетиями, попал под застройку одного из заводов. Садовод договорился об отсрочке строительства, чтобы перенести деревья на новое место. Однако стройка началась без предупреждения – на глазах у хозяина весь сад уничтожили бульдозером. Владимир Бубнов не пережил эту трагедию и вскоре умер от сердечного приступа.
Сорт, выведенный Владимиром Бубновым, был назван в его честь уже после его смерти – Анатолий Янычев дал ему название «Память Бубнова». Теперь его можно встретить не только в Омске, но и по всей Сибири, на Алтае, Урале и Дальнем Востоке.
Автор: Ирина Баландина
Фото: открытые источники, архив Татьяны Пермяковой