Дата публикации: 12.05.2025
В историческом центре Сибири в конце апреля прошли Первые Тобольские чтения — знаковое событие в определении нового стратегического курса России. Ведущие эксперты, представители власти и бизнеса из России и дружественных стран собрались для обсуждения концепции «Сибиризации» – смещения экономического, культурного и духовного центра страны в восточном направлении. На чтениях обсуждались вопросы создания новых транспортных коридоров, поддержки науки и образования, привлечения инвестиций и населения в регион.
Ключевым идеологом и научным руководителем проекта выступил известный политолог и экономист, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов, идеи которого, представленные в докладе «Сибирская Россия: Поворот на Восток 2.0», стали основой дискуссии.
«Трамплин» пообщался с Сергеем Александровичем, чтобы обсудить итоги конференции и узнать, почему именно сегодня необходимо более глубокого и комплексно развивать Сибирь и какую роль играет в этом Омск.
«Сибирская Россия: Поворот на Восток 2.0»
Концепция «Поворота на Восток» возникла ещё в конце 1990-х на волне глобализации и усиления влияния Азии. Тогда аналитики задумывались о развитии не только территорий Дальнего Востока, но и Сибири. Но идея эта не получила широкой поддержки по ряду причин, включая сопротивление части элиты, которая оставалась прозападной или западноориентированной. Поэтому на начальном этапе «Поворот» коснулся в основном Тихоокеанской Сибири и Арктической зоны, оставив центральные и западные районы Сибири за рамками приоритетных проектов. Это привело к внутреннему дисбалансу: Дальний Восток получил возможность торговать с азиатскими странами, но не был связан с Сибирью, а Сибирь в итоге оказалась исключённой из этих процессов и продолжила страдать от «континентального проклятия» – то есть, от удалённости от глобальных рынков и отсутствия экономического роста. Но сейчас, когда Европа для России закрыта, а Азия демонстрирует бурный рост, необходимость нового, более глубокого и комплексного «Поворота на Восток» стала очевидной. А начавшаяся военная операция наконец-то позволила нам понять, что западное влияние, длившееся почти 300 лет, закончилось. И сейчас нельзя повторять ошибки прошлого, когда ресурсы шли на восстановление западных территорий в ущерб развитию собственно российских регионов. Настало время идти к себе, к истокам и создания новой духовной, культурной и экономической оси страны. Настало время для сибиризации.
Сибирь на протяжении веков была не только опорой российской государственности, но и источником национального характера. Здесь формировался особый тип личности – сибиряк: отважный, открытый миру, трудолюбивый, умеющий выживать и создавать новое в суровых условиях. Именно в Сибири, вдали от политических центров, закалялся тот внутренний стержень, который неоднократно спасал Россию в переломные моменты истории.
Вспомните, как началось освоение Сибири — ещё в XVI веке казаки двинулись «за Камень» (Урал) и уже к XVII веку достигли Тихого океана. Меха, золото, серебро и другие богатства позволили создать сильную армию, построить флот и обезопасить страну от внешних угроз. И причины столь быстрого продвижения казаков от Урала до Тихого океана можно объяснить только тем, что именно в Сибири был выработан лучший тип русского человека: с одной стороны, соборного, критичного и твёрдого, с другой – предприимчивого и упорного.
Эпоха Советского Союза дала новый мощный толчок развитию региона: масштабные комсомольские стройки, стремительная индустриализация, вклад сибирских полков в оборону Москвы, освоение нефтяных и газовых месторождений. Поэтому сегодня Сибирь вновь обретает роль ключевой территории для реализации важных государственных инициатив – от создания новых транспортных артерий до формирования передовых инновационных центров в сферах информационных технологий, медицины и биотехнологий. Сибирь вновь становится ключевой площадкой для реализации национальных проектов – от новых транспортных коридоров до инновационных кластеров в ИТ, медицине и биотехнологиях.
Именно поэтому сейчас крайне важно направить движение всей страны не только в экономическом и политическом плане, но и в морально-духовном, обратившись к нашим истокам и лучшим моментам в истории. Ведь Сибирь – это не только кладовая ресурсов, но и духовное пространство, где русские и другие народы находили новые смыслы для своей истории и будущего. Здесь переплелись традиции православия, ислама, буддизма и старообрядчества, формируя уникальное многонациональное и толерантное сообщество.
Вклад ссыльных, каторжных, декабристов, учёных и узников ГУЛАГа в развитие региона огромен – они не только строили экономику, но и создавали его культурный и научный ландшафт. Сибирь стала местом, где вызревает «заварка русского характера»: кураж, удаль, упорство и мечта о большем. Как писал Ф.М. Достоевский, именно суровые условия ссылки в Омске стали для него временем глубокой переоценки ценностей и духовного возрождения.
«Сибиризация» – это не просто региональный проект, а путь к обновлению всей страны, укреплению её цивилизационного единства и гуманистических ценностей. Сдвиг центра тяжести на Восток – ответ на глобальные вызовы, способный вдохновить общество и подарить России новую «идею-мечту».
На Тобольских чтениях мы обсуждали не только историко-культурные, но и геостратегические аспекты, рассматривая Сибирь как ключевой регион в формирующейся многополярной системе, где Россия может играть роль балансира и объединителя Евразии. Мы говорили о необходимости создания сети развитых малых городов для привлечения переселенцев из центральных регионов и дружественных стран, а также о развитии инфраструктуры и комфортной социальной среды.
Итоги Первых Тобольских чтений
Ключевым итогом Тобольских чтений стало создание Тобольского клуба – экспертного и научного сообщества, призванного стать организационным и интеллектуальным центром движения идеи «Сибиризации». Клуб объединит представителей бизнеса, науки, искусства, власти и общественных организаций для выработки практических решений по развитию Сибири и продвижения её как второго экономического, духовного и культурного центра страны.
В планах клуба – запуск университетского консорциума для проведения совместных исследований, создание информационного портала и проведение выездных сессий по Урало-Сибирскому региону. Первоочередная задача – разработка проектов для поддержки малых и средних городов. Уже летом начнутся публичные доклады и презентации для общественности и руководства. Опыт первых чтений показал, что «Сибиризация» – верный путь, поэтому Тобольские чтения, безусловно, будут продолжены. В дальнейшем мы планируем проводить их и в других сибирских городах. В том числе и в Омске.
Что касается Омска, то он, по непонятной мне причине, до сих пор остаётся в стороне от общественных процессов. И я не знаю, почему так происходит, ведь в Омске сильная наука и промышленность. Я уверен, что в какой-то момент мы обязательно подумаем об организации чтений в Омске и, конечно, о привлечении омских интеллектуалов. Сейчас мы активно ищем ярких и умных экспертов и общественных деятелей для работы над проектом.
Стоит отметить, что меценатскую поддержку Тобольских чтений мы получили от омского мецената. Со Святославом Николаевичем Капустиным мы познакомились совершенно случайно. Несколько лет назад он был приглашён на одно мероприятие как яркий бизнесмен и интеллектуал. Тогда наше знакомство было довольно поверхностным. Позже мы вновь встретились в гостях у нашего общего друга, выдающегося российского деятеля культуры, мецената и просто щедрого человека, Аркадия Георгиевича Елфимова. Когда я рассказал Капустину об этом проекте, он сразу же загорелся идеей и помог стимулировать его реальное воплощение.
Он активно участвовал в обсуждениях, и я уверен, что наше взаимодействие будет продолжаться не только на уровне его возможной меценатской поддержки. Мы получили небольшой грант по линии Высшей школы экономики, но проект масштабный и требует больших вложений. А Святослав Николаевич сам по себе является очень ценным источником. Поэтому мы привлекаем его как мыслителя и опытного человека к более активному участию.
Конкретные шаги по «Сибиризации»
Во-первых, речь идёт о смещении фокуса общественного внимания с Запада на Восток, точнее, внутрь страны, к Уралу. Во-вторых, необходимо сделать Сибирь привлекательной и популярной, развеять существующие негативные стереотипы, сформировавшиеся за долгие годы, о том, что это край вечной мерзлоты и некомфортное место для жизни.
На самом деле, Сибирь – удобное место для жизни, при правильном подходе. В условиях изменения климата она становится всё более комфортным регионом и, в принципе, будет очень привлекательной в будущем как для россиян, так и для жителей других стран, если мы сумеем правильно это преподнести. Совершенно необязательно многократно увеличивать население Сибири. Современные технологии позволяют достигать высоких результатов с меньшими затратами человеческого труда. Вопрос в правильной политике и ориентации страны: где мы видим своё будущее – в условном Париже или в условном Красноярске?
Вся российская элита на протяжении 300 лет стремилась на Запад. Мы же хотим, чтобы мы знали Сибирь, любили её, понимали свою сибирскую историю, которую мы сейчас не знаем. В учебниках и книгах по русской истории, используемых в школах и университетах, сибирской истории уделяется мало внимания, а ведь она фантастически увлекательна. Мы мало знаем своих соседей. Очевидно, что будущее России – на юге и востоке, и Сибирь является центром Северной Евразии и центром формирующейся новой Большой Евразии. Но для этого нам необходимо, прежде всего, изменить мышление, а затем, конечно, создавать лучшие условия для жизни.
Мы будем работать над улучшением географической ситуации, над решением проблем в средних и малых городах, над проблемой сельской столицы, о местоположении которой, кстати, до сих пор нет единого мнения. Мы также будем обсуждать эту тему. Цель – сделать Сибирь привлекательной, модной, достойной того места, которое она играла в российской истории и которое она призвана играть в будущем России.
Устранение демографического дисбаланса
До недавнего времени, лет 15–17 назад, подавляющее большинство россиян были уверены, что в Сибири находятся 2–3 миллиона китайцев. Этот миф очень мощно раскачивался Западом и во многом раскачивается до сих пор. Мы через свои исследования доказали, что китайцев тогда, да и сейчас, у нас меньше, чем немцев. Это во многом искусственная угроза. Но существует и реальная проблема – демографический дисбаланс. Китай тяготеет к северу. Китайское правительство очень осторожно и корректно себя ведёт, чтобы не создать в России опасения по поводу китайской экспансии. Но проблема существует, и чтобы эта потенциальная проблема не превратилась в реальную, нужно разработать новую стратегию. Так, навскидку могу сказать, что нам придётся привлекать, конечно же, не только российскую коренную молодёжь, но и молодых людей из дружественных стран – потихоньку, но под очень жёстким контролем. Необходима новая миграционная политика, которой до сих пор не было. Мне кажется, что коренное население Сибири в значительной степени должно быть её защитниками, привлекая людей, в том числе и из-за рубежа, под жёстким контролем, чтобы они работали и помогали осваивать эти территории.
Одна из наших работ последних лет была посвящена жёсткой критике нашего правительства и нашей политики в отношении Корейской Народно-Демократической Республики. Следуя в фарватере западной политики, мы объявляли стране всякие санкции, участвовали во всяких рестрикциях и лишили себя возможности привлечения нескольких сотен тысяч дисциплинированных и трудолюбивых корейцев, которые, кстати говоря, исторически в огромном количестве осваивали наши территории. Сейчас, слава богу, ситуация начинает меняться.
Точно так же нужно будет думать о том, кого привлекать. Я не исключаю, что это могут быть индусы, пакистанцы и, конечно, жители Средней Азии. Нужна очень чёткая и жёсткая политика. Она возможна. Просто для этого нужно понять, что именно там – будущее, и выработать целенаправленный комплекс стратегий, чем мы и будем заниматься. Естественно, не только мы будем закладывать основы. Сейчас главная задача – это, во-первых, разработка большой стратегии сибиризации всей России. И, во-вторых, формирование небольших дорожных карт по отдельным направлениям, чтобы через 3-4-5 лет страна пошла в том направлении, которое мы предложим.
Сибирский призыв
Почему столь настойчиво предлагаем идею сибиризации? Мы видим, что сейчас ведётся война на Западной Украине. Эта война, вынужденная или, может, даже Западом навязанная. Но это война, и последующая политика не должны склонить нас к западному вектору развития. Хотя в своих работах я неоднократно описывал, что одной из очень крупных ошибок прошлого Советского Союза было то, что после Великой Отечественной войны, в первую очередь, начали восстанавливать территории нынешней Украины за счёт России. Конечно, придётся восстанавливать присоединённые территории, но было бы крупной стратегической ошибкой, если бы мы застряли на западном направлении. Оно представляется бесперспективным. Поэтому наши взгляды должны быть обращены к Уралу, Сибири и Зауралью в первую очередь.
Тем более что мы прекрасно знаем, что у нас в Сибири уже прекрасная жизнь. Я езжу по городам Сибири, и если мы будем целенаправленно её улучшать, я думаю, что многие россияне это оценят. Нам, конечно, нужно преодолеть московский центризм. Нам нужны потрясающие сибиряки-руководители. В принципе, нам нужны выходцы из сибирской глубинки в составе российской элиты – новые лидеры. Привлечь их, кстати говоря, в Москву, поскольку в большом количестве требуется обновление центральной российской элиты за счёт сибирского призыва. Призыв петербургский был крайне полезным. Сейчас, мне кажется, пришло время сибирского призыва.
Беседовали: Милена Михалева, Сергей Рудометов
Читайте также


