Дата публикации: 29.12.2025
Русский город станет всемирным брендом и поднимет человечество на новую ступень развития – так считает известный российский общественный и политический деятель Юрий Крупнов. Подробнее об идее фронтирных городов Юрий Васильевич рассказал в своей публикации, подготовленной специально для нового выпуска журнала «Трамплин. Возможности».
Справка:
Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, член Президиума Совета по градостроительству Союза Архитекторов России, член Совета по науке и инновациям Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
На чём Россия будет зарабатывать в ближайшие полвека? Да так, что бы хватало для достойной жизни каждой большой русской семьи – в среднем 3-4-детной, без которой в стране продолжится вымирание с последующим вероятным исчезновением русских из истории?
Сегодня страна живёт в основном за счёт продажи нефти и газа. Это стало возможным только благодаря тому, что якобы экономически неграмотное руководство СССР полвека назад вложило немыслимый триллион долларов в Тюменские болота.
Убеждён, что следующие полвека страну и большие русские семьи будет кормить массированный экспорт русских городов. Речь, разумеется, идёт не о перемещении в Африку или Бангладеш тех же Омска, Тобольска, Москвы, Рязани и более тысячи других наших городов. Хотя гиперцентрализация страны с ракообразным разбуханием-ростом Москвы, высасывающей людей, деньги и другие ресурсы из остальной России, очень часто порождает в регионах мысли о том, чтобы, мягко выражаясь, «деть куда-то эту Москву» и о размосквичивании в целом.
Речь идёт о том, что ведущим планетарным рынком до конца текущего века станет проектирование и строительство новых хайтековых и передовых городов, а также капитальная регенерация уже существующих. И у России имеются сегодня все возможности и основания стать главным игроком на этом возникающем гига-рынке новых городов.
Прямая потребность будет минимум в трёх тысячах новых городов-миллионников. Это определяется общим ростом населения в мире, прежде всего, в Африке и Южной Азии, до примерно 10-12 млрд человек к 2070 году – на данный момент в мире около 8,3 млрд. Одновременно в этих регионах будет продолжаться переток населения из сельской местности в города, что в совокупности с ростом существующего городского населения составит объективную задачу расселить по городам в ближайшие полвека минимум три миллиарда человек. То есть в год нужно будет строить в среднем до 60 миллионников. Если Россия возьмёт на себя одну треть этого гига-рынка, то это значит вводить по 20 миллионников в год!
Чтобы легче было вообразить, что такое рынок в три тысячи миллионников, достаточно знать, что в самых больших по населению странах мира Индии и Китае всего 200 городов-миллионников – соответственно, 50 и 150. А в Российской Федерации – всего 16. То есть будущая наша странообразующая градостроительная индустрия ежегодно будет вводить как раз примерно такое же число новых городов-миллионников, сколько всего имеется у нас в стране. Вот таким примерно и должен быть наш прицел: построить тысячу новых русских городов на планете за следующие полстолетия.
Что это должны быть за города? Фронтирные, то есть находящиеся на передовых рубежах, раздвигающие и перешагивающие границы знания и технологий по всем направлениям мирового развития и, соответственно, несущие в мир «свет», то есть ощутимое преображение на максимально справедливых принципах и с высшим качеством жизни, опирающимся на самые передовые мультиинфраструктуры, технологии и индустрии будущего.
В соответствии с ключевыми проблемами человечества русские города как фронтирные города возможно предварительно описать следующими параметрами:
- Доминирует трёх – четырёхдетная семья, обеспечивающая, как минимум, простое демографическое воспроизводство города.
- Образуется пространство достоинства, где невозможно унижающее жителя города неравенство.
- В городе культивируется красота, которая спасает мир, когда архитекторы и градостроители высокого художественного уровня стоят во главе проектирования и строительства города как генеральные конструкторы городов.
- Человекосообразность и человекомерность пространств города, включая низкоэтажность, развитую тротуарно-уличную сеть, экологичность и иные стороны новой ландшафтно-усадебной малоэтажной урбанизации как альтернативы мегаполисной урбанизации.
- Включение города в ризомные мультиинфраструктуры, позволяющие достигать максимальной плотности энергии и высших скоростей.
- Обеспечение многогороднего проживания и мигрирующего расселения, минимум по схеме «дом+квартира».
- Управление городом проектно-рефлексивными сообществами развития – «умный» город по-русски, когда в городе жителями вместе с интеллектуальной и профессиональной элитой всё время выделяются ключевые проблемы и строятся согласованные схемы их решения.
За последние 70 лет появились различные транснациональные архитектурно-градостроительные проекты, как, например, сеть отелей Hyatt (Хайят), включающая более 1000 отелей и курортов в 72 странах. Изначально эта сеть, являющаяся американской международной корпорацией со штаб-квартирой в Чикаго, формировалась как способ продвижения по всей планете американского образа жизни и ценностей. Начатки подобных проектов мы видим и у Китая, в частности, т.н. «стадионную дипломатию», когда масштабное сотрудничество со страной начинается со строительства крупного стадиона, есть и другие масштабные строительные решения в десятках стран мира. Нам же надо создать альтернативную планетарную сеть мощного культурно-политического присутствия России в мире на основе интенсивного строительства фронтирных русских городов. Русские города должны помогать преодолевать сложившуюся цивилизацию консьюмеризма в пользу цивилизации созидания и развития или, как интересно сформулировал наш выдающийся градостроитель Александр Кривов, цивилизации абсолютов в логике обожения.
Приведу для примера несколько градостроительных проектов, которые могут выступить опорной платформой создания планетарной сети тысячи русских городов. Ещё с прошлого века я настойчиво продвигаю идею о необходимости переноса столицы России за Урал на Восток, в Сибирь. Одно из наиболее перспективных мест для новой столицы – новый город-аэротрополис вокруг строящегося на северо-западе Омска аэропорта «Фёдоровка».
Подробно проект описан в многочисленных публикациях и, в частности, в статье на информационном портале «Управление развитием территории» «Перенос столицы России в Омск как интегральный инструмент организации национального рывка и прорыва».
Именно Фёдоровка могла бы стать форпостным городом страны, в котором в экспериментальном режиме отрабатывались бы новые подходы к проектированию и строительству городов, сам принцип и конструкции фронтирных городов. Тем более, что подобное экспериментирование уже заложено в новой Стратегии пространственного развития России до 2030 года c прогнозом до 2036 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р. Там вводится понятие нового экспериментального населённого пункта: «Создаваемый населённый пункт, в котором реализуются новые подходы в сфере демографии, жилищного строительства, экономического, научно-технологического развития и иных сферах».
На мой вкус, я бы и штаб-квартиру Русской градостроительной корпорации, которую требуется создать для строительства по всему миру тысячи новых городов-миллионников, сделал в Омске. Здесь сильное архитектурное и градостроительное сообщество, богатые традиции, включённость вузов в подготовку профильных специалистов, работающий по всей России и широко известный Институт территориального планирования «ГРАД».
Ведь Омск – не только очевидная новая столица страны, но и центровой опорный город при создании цивилизационного пояса или тракта, связывающего Северный Ледовитый и Индийский океаны по 73-му меридиану (проект ОМ73).
Как я уже неоднократно писал, фундаментальным проектом нового необычного города мог бы стать цифровой коридор развития Омск-Астана, не только связывающий столицы Российской Федерации и Казахстана, но и способный выступить такой необычной линейной столицей всего Евразийского экономического союза, а в дальнейшем, уверен, и будущего Евразийского Союза – новой большой страны на постсоветском пространстве. Понятие линейного города начало разрабатываться ещё в 1920-х годах советскими, французскими и немецкими архитекторами, затем в середине века глубоко прорабатывалось в СССР Группой НЭР («Новый элемент расселения»), перевернувшей представление о градостроительстве во всем мире, и к началу текущего века вылилось в проект величественного Сибстрима Ильи Лежавы. Крайне важно, что в революционной идеологии НЭР, создавшей под новое видение новые градостроительные понятия каркаса, ядра, ткани и плазмы, города будущего следует представлять не только и не столько «кружками» на карте, но и сгущенностями и узлами, формируемыми ризомными мультиинфраструктурами.
Крайне важно реализовать и нашумевшие предложения секретаря Совета безопасности Российской Федерации Сергея Шойгу построить в Сибири три-пять новых городов с численностью населения до 1 млн человек и, в частности, спутник Саяногорска для организации Ангаро-Енисейского кластера глубокой переработки критических металлов. Как подчеркнул Шойгу на совещании прямо в Саяногорске 7 ноября этого года, новый город должен «составить гордость не только сибирских архитекторов, но и вообще российских строителей и архитекторов».
Другим градостроительным решением первого этапа также могло бы стать активное участие России в строительстве на острове Калимантане новой столицы Индонезии Нусантары. Это целесообразно сделать в формате небольшого городка или микрорайона, выступающего своего рода типовым русским кварталом с численностью жителей порядка 100 тысяч человек.
Предварительная проработка произведена. Такой же Русский квартал надо строить и в Харбине как столице провинции Хэйлунцзян, имеющей с Россией общую границу почти в три тысячи километров.
В связи с исключительным значением для российского развития Афганистана и с учётом международной ситуации имело бы смысл приступать к обсуждению строительства нового фронтирного города-наукограда в Афганистане, который бы продолжил колоссальную культурно-научную работу СССР в этой многострадальной стране – в том числе как центра проектирования и строительства Трансафганской железной дороги и в целом транспортного коридора в логике проекта «Омский 73-й меридиан», связывающего «обручным» цивилизационным поясом или трактом Северный Ледовитый и Индийский океаны через Западную Сибирь.
В начавшейся мировой градостроительной гонке у России имеется очевидный козырь. У нашей страны уникальные и масштабные заделы в области проектирования и строительства новых городов. Ещё в 1929 году был создан первый в мире институт проектирования городов «Гипрогор». Концепции соцгорода и соцрасселения в значительной мере определили развитие всего градостроительства XX века. В советский период в СССР за полвека построено более полутысячи (!) новых городов, включая абсолютно уникальные арктические города за Полярным кругом и сеть образцовых академгородков-наукоградов. И такие поистине стахановские темпы градостроительства опирались и будут опираться на нашу великую тысячелетнюю историю, в ходе которой созданы и отработаны принципы справедливого мироустройства и общественной жизни, которые и должны, говоря современным языком, инсталлироваться в новые города по всей планете.
В 2008 году я выступил с доктринальным тезисом о необходимости начинать мыслить городами. Только мышление городами создаёт в ближайшие десятилетия максимально капитализируемый в экономическом плане и наиболее долгосрочный эффект.
С наступлением III тысячелетия изменился сам способ производства человечества. Во-первых, общественно-культурная основа жизни и процессы воспроизводства выходят на первый план. Во-вторых, требуется производство целостных форм жизни и обеспечивающих их мультиинфраструктур. И главными потребителями мультиинфраструктур и базовым способом воспроизводства человечества являются именно фронтирные города. Дело за малым: осознать колоссальные возможности градостроительства, организовать полувековой проект и построить по всему миру тысячу русских городов.
Больше материалов на тему “Город будущего” читайте в новом выпуске журнала “Трамплин. Возможности”. Электронная версия доступна по ссылке.
Текст: Юрий Крупнов
Фото: предоставлено автором



