Дата публикации: 7.06.2023
Из Омска в Италию за секунду. Совершить путешествие приглашает омская художница Лидия Заремба. Её персональная выставка открылась в галерее дочери. Полина Заремба – потомственная художница. Мы хотели рассказать об их династии. Но получился разговор о вечном сопротивлении, несбыточных мечтах и путешествиях.
«Путешествие домой». Творческий путь Лидии Зарембы
Из Италии, Черногории, Хорватии, Сербии… в Омск. «Путешествие домой» – так называется персональная выставка члена Союза художников России Лидии Зарембы. Открылась в галерее её дочери – «POLINA ZAREMBA ART GALLERY». Здесь – работы, собранные за несколько лет творчества и разъездов по миру.
Лидия побывала на Байкале, и в экспедиции в Алтайский край – исследовала пять непопулярных среди туристов мест. Была более чем в десяти городах Италии. Три года подряд ездила в Черногорию, там – творческая дача. Душевное место, говорит наша собеседница. Съезжаются академики и профессора искусств, свободные художники, просто творческие люди. Пленэр, общение, знакомства.
В 2018 году в Будве у омички была персональная выставка. Организатор – местная галерея «Модерн». На въезде в город разместили большой билборд с картиной Лидии, на входе в галерею – баннер. Гостям выставки презентовали каталоги с работами художницы.
Попасть в Черногорию на творческую дачу нелегко. Нужно пройти отбор: 198 человек на место. Лидии Зарембе это удавалось три года, потом началась пандемия коронавируса.
«2019 год вообще был удачный. Я продала несколько работ. Съездила в Хорватию. Была в Дубровнике – хорошее место. Там же снимали “Игру престолов”, эта крепость великолепная, эти стены, мосты. Но моя мечта – город Сплит. Я чуть-чуть не доехала до него», – делится с нами художница.
Столько впечатлений из разных стран, городов, но на холстах нашлось место и родным пейзажам. Улица Малунцева, где живёт Лидия, её дом, сирень во дворе, яблоня.
«Так приятно возвращаться домой. Сейчас не время для путешествий, но мы всё равно мечтаем о них. Хотя здесь, в Омске, столько прекрасных мест», – говорит Лидия Заремба.
Писала всю жизнь. В художественную школу первым пошёл брат, он очень хорошо рисовал, рассказывает собеседница, позже стал профессиональным художником. Но началось всё с картины дяди.
«Что меня потрясло в детстве. У мамы был брат художник. Он окончил худграф. У нас в доме был его этюд маслом. Там лодка и рыбак. Сейчас-то я понимаю, что простой этюд. Но тогда он на меня такое впечатление произвёл. Там вода горит! У рыбака шляпа – просто реальность. И мне захотелось рисовать», – делится воспоминаниями художница.
Лидия Заремба окончила педагогический институт имени Горького, ныне ОмГПУ. С теплотой отзывается о преподавателях. После выпуска пошла работать в театр «Студия» Любови Ермолаевой. Оформляла декорации, афиши, работала над постановками как художник. Быстро поняла, что дело не по душе.
Просто писали и продавали картины – в таком ритме вместе с мужем, художником Евгением Зарембой, прожили несколько лет. Сейчас пара не вместе. Лидия ушла преподавать. До сих пор наставляет юных омичей в школе искусств № 3.
В 1994 году в городе Даллас штата Техас США проходила международная выставка сибирского искусства. Там были представлены работы лучших художников, Лидия вошла в их число.
«Это же 90-е. У нас подъём искусства. Столько выставок… Они колоссально повлияли», – поясняет собеседница.
Художница творит и в жанре «ню» – это обнажённая натура. Ещё пишет портреты и срисовывает людей. Любимые цвета – бирюзовый, голубой и жёлтый. Это видно по цветовым пятнам на выставке «Путешествие домой». Сейчас работы Лидии Зарембы представлены в 10 музеях и 30 галереях.
«Хотела другого». Карьера Полины Зарембы
«Влияния совершенно нет», – сходу заявляет дочка Лидии, член Союза художников России, владелица «POLINA ZAREMBA ART GALLERY» Полина Заремба. Творческие пути в семье не пересекаются. Разные города для путешествий, разные художественные стили, разное комьюнити.
Работы Полины находятся в 17 галереях и восьми музеях России, а ещё у частных коллекционеров Великобритании, США, Казахстана, Италии, Франции, Германии, Израиля, Кубы, Турции и т. д. Для 26 лет список внушительный.
«Я любила искусство Древнего Египта. В три года увидела на полке книгу, потянулась руками сама. Я хотела быть модельером, дизайнером. Стилизовать туфли, платья, костюмы. Но поступила в ОмГПУ и решила стать художником», – рассказывает собеседница.
10 лет своей жизни девушка посвятила другому искусству – хореографии. Занималась спортивно-бальными танцами. С корреспондентом «Трамплина» состоялся такой диалог:
– Иногда ловлю себя на мысли, что я сделала карьеру и буду дальше продолжать, но хотела я совершенно другого в этой жизни.
– Чего?
– Не буду говорить.
– Вы имеете в виду другую сферу? Или тоже искусство, но в ином формате?
– Танцевать я любила. Просто способностей не было. Хорошо получалось, но талант был к рисованию.
Лирическая абстракция – течение, которое выбрала для себя Полина Заремба. Говорит, сейчас на арт-рынке пейзажная абстракция актуальна. Человек, далёкий от искусства, с трудом поймёт замысел на холсте, но профессиональное сообщество ценит художницу.
Год назад девушка удачно продала свои работы. Деньги решила потратить не на квартиру или машину, а открыть собственную галерею. Рассказывает:
«Я хотела воплощать свои проекты, помогать опытным и молодым художникам, продавать их картины. Это независимая галерея. У нас представлены 56 художников. Есть из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска, есть из других стран. Ну и из Омска, конечно. В основном галерея занимается абстрактным и современным искусством».
Теперь на Полине большая ответственность. Экспонаты следует поддерживать в идеальном состоянии. Нужны витрины, если их не хватает – картины необходимо очищать от пыли. А ещё следить, чтобы работы не были продавлены, чтобы рамы не портилась, картины не падали, чтобы упаковка не пострадала. Работы же потом предстоит продавать.
Создать экспозицию, ухаживать за ней, осветить работу в СМИ, основать своё сообщество. Девушка взяла на себя роль директора и галериста. Совмещать приходится всё. Поэтому мольберт в галерее – явление привычное.
«Ставлю мольберт посередине зала и тут пишу. Ещё люблю писать на полу, так удобно. Расставляю красочки и здесь работаю. Когда к нам приходят посетители, могут застать меня», – рассказывает Полина Заремба.
Художница пишет живопись, графику, портреты, пейзажи, абстракцию. Правда, в день открытия выставки «Путешествие домой» в галерее нет запаха масляной краски. Лидия Заремба ждёт гостей.
«Да, это моя мама. Но я люблю её картины, поэтому мне интересно их продавать как галеристу, а не потому что она моя мама. Я в ней вижу художника», – объясняет Полина.
В своей галерее для мамы организует уже вторую персональную выставку. Картины хорошо продаются, зрителям нравятся пейзажи. Нередко на холсте можно увидеть девушек в платьях. Стили – модерн, импрессионизм.
Лидия и Полина не зависят друг от друга в творчестве – это мы ясно поняли. Однако семейные выставки всё же бывают. Например, «Пересекающиеся прямые» в Новокузнецке. «Скоро у нас в Санкт-Петербурге и в Москве будут совместные выставки», – анонсирует Полина.
Атмосфера накаляется. Жаркие споры о творчестве
Сегодня художники часто презентуют работы в интернете или вовсе творят в одиночестве. Нужно объединиться – в этом Лидия и Полина согласны. Основатель галереи сотрудничает с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и, конечно, Омска. «Мы собираемся, пьём кофе с шоколадом, обсуждаем успехи искусства, арт-рынок. Это очень важно, когда у художников есть среда», – уверена Полина Заремба.
А вот Лидия нашла своё место среди художников-омичей. Она чаще сотрудничает с местными галереями. Например, со старейшим «Квадратом», который в 2023 году отметил 25-летний юбилей. «Трамплин», кстати, рассказывал об этом. Там у Лидии было две персональные выставки – с работами из Черногории и из Италии. Ещё преподаватель школы искусств проводила в «Квадрате» мастер-классы.
С публикой в «POLINA ZAREMBA ART GALLERY» Лидия тоже занималась. Мастер-классы – отличный способ вовлечь аудиторию. Но здесь всё же выставочное пространство, утверждает Полина. Задача – развивать не школу живописи, а галерейное дело.
В работе художница опирается на свой вкус, говорит, у неё есть чувство эстетики и стиля. Сама выбирает, кого представлять, а с кем пути разойдутся. В культуру готова вкладывать. Если раньше деньги тратила на путешествия, подарки, ремонт, то сейчас – на развитие галереи, организацию мероприятий, транспортировку.
Художник редко бывает галеристом, в этом деле иногда нужно думать головой, а не сердцем. Наша собеседница объясняет на примере:
«Я люблю картины с деревом яблоней, а сейчас актуальны – с грушами. Я не буду показывать только яблони, я покажу и груши. Конечно, шучу сейчас. Имею в виду, что галерист должен следить, во всём разбираться, подходить основательно».
Несколько поколений художников династии Заремба. Нам стало интересно, что думают наши собеседницы о соотношении труда и таланта. Что важнее?
«Я считаю, что, если в человеке заложено, оно выплеснется наружу. Когда оно проснётся, нужно просто развивать», – начинает отвечать Лидия. Полина перебивает маму. Приводит пример: в детстве мы все рисуем, якобы у каждого способности есть. Позже слышим от родителей, друзей или знакомых о престиже работать юристом, менеджером, стоматологом, айтишником. С возрастом закапываем творческое начало (эту тему мы ранее поднимали в беседе с арт-терапевтом).
«Генетически заложено не каждому. Некоторые еле-еле кружок выводят в полтора года. А ты уже рисовала и ручки, и ножки, и объект», – настаивает на своём Лидия.
В этом споре истина не родилась. Понятно, что любой талант нуждается в развитии. Но и пример Полины с её несбыточной мечтой о танцах тоже показательный, предрасположенность была к другому.
Способности дочери к изобразительному искусству заметила сразу, признаётся Лидия Заремба. Юная художница тут же упорно просит не сравнивать её с другими членами семьи. Рассказывает, как в школе сама вызывалась рисовать плакаты, писала портреты одноклассников, танцевала на концертах. А вот домашнее задание делала с трудом, не любила точные науки. «Но окончила без единой тройки», – не могла не упомянуть с гордостью Лидия Заремба.
Обстановка в галерее накалилась. Снимем напряжение вопросом о планах на будущее. У преподавателя школы искусств всё просто: учебный год позади, пора отдохнуть, провести время с собой. Отпустить напряжение помогает – предсказуемо – творчество. Лидия пойдёт в свою мастерскую, включит музыку, нальёт кофе и начнёт писать. Может, съездит на озеро или встретится с друзьями. «Чтобы было хорошо», – подчёркивает наша собеседница. Это главное.
У Полины планы грандиозные. Начнём с банального: больше презентовать свои работы. Всего у художницы было 25 персональных и 115 общих выставок. Хочет чаще выходить на аудиторию Москвы и Санкт-Петербурга.
И если с изобразительным искусством всё понятно, то появление в писательской среде удивляет. Сейчас Полина Заремба пишет две книги. Первая – личные манифесты. А вторая – это учебник «Абстрактное искусство». Художница мечтает, чтобы у каждого была возможность познакомиться с этим течением и попробовать его. На страницах описывает методику, рассказывает про цвет, композицию, золотое сечение. Говорит, это не самиздат, договорённость с издательством уже есть. Правда, на работу девушка отводит себе ещё лет пять-шесть. Методы сегодня развиваются, она – как художник – тоже, вот и в учебнике нужно учесть влияние времени. Логично.
Полина уверена, что получится достойное произведение, доступное везде и каждому. Это не попытка прыгнуть выше головы. Девушка хочет нести искусство в массы разными способами. Она, пусть и противясь влиянию семьи, но продолжает дело династии художников Заремба.
Автор: Диана Масюта
Фото предоставлены героями материала.