В Москве закончились съёмки сериала по сценарию омской журналистки

Дата публикации: 6.07.2023

Три сериала в эфире, сценарий полного метра, новая версия сказки и даже мистический триллер. Внушительным «послужным списком» обладает главный редактор медиа «Трамплин» Елена Мельниченко. Раскрываем секрет: она – опытный сценарист. На телеканале «Россия 1» в июне состоялась премьера сериала. В это же время в Москве завершились съёмки нового проекта. Мы не могли не поговорить с коллегой о тонкостях работы в индустрии, сложном пути сценариста и отечественном кинематографе.

 

«Создавать целый мир». Премьера сериала «Валюша»

На телеканале «Россия 1» 13 июня состоялась премьера восьмисерийного сериала «Валюша». Авторы сценария – Елена Мельниченко и режиссёр сериала Александр Жигалкин . За первую неделю показа сериал стал одним из трёх премьерных проектов, вошедших в ТОП-10 на ТВ по молодой аудитории. Это данные исследовательской компании Mediascope.

Коротко о сюжете. Главная героиня Валентина давно работает няней и помощницей по дому в загородном поместье семьи Корецких. Женщина пользуется уважением хозяев и их детей, авторитетом среди прислуги. Ухаживать за героиней вдруг начинает новый знакомый по имени Аркадий. В это время в жизнь Валюши врывается бывший муж, он угрожает раскрыть все тайны её прошлого. О том, что происходит дальше, зритель волен узнать сам.

Фото: @tvrussia.

«Валюша» – это идея и история режиссёра проекта Александра Жигалкина. Он сам написал сценарий первой серии, но не был доволен результатом и стал искать сценариста.

«По стечению обстоятельств и удаче, конечно, сценарий и идея попали ко мне. Я написала восемь серий. Режиссёр и продюсер телекомпании “Альянс” Максим Королёв приняли сценарий», – рассказывает Елена Мельниченко.

На работу у неё ушло пять месяцев: с февраля по июль 2021 года. Телеканал одобрил проект. Съёмки начались в конце октября. На съёмках наша собеседница была лишь однажды, когда разбивали тарелочку. Это такой особый ритуал в киносреде: перед стартом съёмок вся группа разбивает тарелку. Обычно на ней указаны основные члены команды: продюсер, режиссёр, сценарист, актёрский состав и так далее.

Фото из личного архива героя материала.

Автору сценария на съёмках быть не обязательно, объясняет Елена. Все необходимые правки в сценарий к началу съёмок уже внесены, затем сценарий утверждает заказчик и после изменения в тексте не допускаются. Какие-то реплики персонажей могут поменяться по ходу съёмок, но это, как правило, незначительные изменения.

Режиссёр – не самый главный человек на проекте, как можно подумать. В беседе с корреспондентом «Трамплина» Елена Мельниченко раскрывает секреты мира кино. За проект отвечает продюсер, на нём главная ответственность за успех или провал, в том числе и финансовая. В команде «Валюши» это Максим Королёв. Вместе с Александром Жигалкиным он подбирал актёров. Главную роль Валентины в сериале исполнила жена режиссёра Светлана Антонова.

Режиссёр Александр Жигалкин (третий слева), актриса Светлана Антонова (третья справа)

Фото из личного архива героя материала.

К маю 2022 года смонтировали все восемь серий. Ждали, что осенью состоится премьера, но дата выхода сдвинулась на полгода, повлияли события 24 февраля, сетка вещания была сильно перекроена, значительное эфирное время руководство канала отдало политическим программам.

«Это был, конечно, коммерческий проект, по заказу. Но я делала это с удовольствием. Довольно увлекательно почти полгода жить со своими персонажами, говорить за них, думать за них, чувствовать, создавать целый мир. Такой своего рода уход от реальности», – делится автор сценария.

 

«Это даёт свободу». Каково быть сценаристом

Почти 12 лет Елена Мельниченко осваивает профессию сценариста. Так что просто «удачным стечением обстоятельств» проекты её авторства не назвать. До «Валюши», в 2015 году, на телеканале «Россия» выходил комедийный сериал «Между нами, девочками». Над первым сезоном работала группа сценаристов, в том числе и наша собеседница. Правда, результатом осталась недовольна. Рассказывает:

«Я не смотрела ни одной серии целиком. То, что мы писали, и то, что мы увидели в первых отснятых материалах, мне очень сильно не понравилось. И не понравилось, как режиссёр Алексей Кирющенко работает с актёрами. Сами актёры показались мне не органичными, не смешными».

Кадр из сериала

Фото: kino-teatr.ru.

К новому делу Елену привлёк давний друг, известный в Москве сценарист, драматург и поэт Сергей Плотов. Он заметил писательские способности и предложил учиться сценарному ремеслу.

«Я подумала, что это хорошая идея. Как известно, работа в офисе иногда кончается, а это даёт некоторую свободу», – вспоминает главный редактор нашего медиа.

Сценарист – специальность возрастная, говорит Елена Мельниченко. Сравнивает с врачом, который долго учится, созревает, набивает руку. От знакомства со сценарным искусством до первого проекта может пройти десять лет. Нашей собеседнице повезло войти в авторскую группу гораздо раньше.

С опытом пришло понимание: в этой сфере работать тяжело. Все 12 лет Елена непрерывно пишет – надо «набивать руку». Первые годы «в стол». Есть сценарии коротких метров и полных метров, пилоты сериалов. Автор училась у Александра Митты, Александра Молчанова, Роберта Макки, Джона Труби, Нила Ландау. Три год учится в мастерской российского сценариста и писателя Александра Гоноровского. В мастерской был написан сценарий полнометражного фильма, хоррора «Неройка». После первой версии были ещё две. Сейчас в соавторстве с сокурсником завершается работа над проектом. Одновременно идёт работа над сказкой для всей семьи «Тайна тёмного леса». Работа над полным метром долгая, от нескольких месяцев до нескольких лет.

Внимательный читатель заметит: автор не только пишет, но и переписывает. Погружаемся в тонкости сценарной работы. Первый вариант текста называется драфтом. Это некий скелет, материал, с которым предстоит работать дальше. Драфтов может быть два, три, четыре, хоть 20. Всё зависит от желания сценариста, режиссёра, продюсера и, конечно, заказчика.

«У заказчика тоже своё видение истории. Поэтому сценарий переписывается, правки иногда бесконечные. Этот процесс – дело не для слабых духом, не для тех, кто болезненно относится к критике и переделыванию собственной работы», признаётся Елена Мельниченко.

Сказка, например, целиком переписывается в третий раз. Не считая множество раз переписанных отдельных сцен и эпизодов. И последняя версия сильно отличается от первой. А в случае с «Валюшей» было всего два драфта. Текст сперва посмотрел режиссёр, правок – минимум. Комментариев от телеканала не было совсем. Но такая ситуация, скорее, исключение.

 

«Приходится унимать гордыню». Съёмки сериала «Школа женского счастья»

В мае 2023 года на киноплощадке разбили ещё одну тарелочку с именем Елены Мельниченко напротив строки «сценарист». Та же команда работает сейчас над четырёхсерийным проектом «Школа женского счастья». Омичка – автор не только сценария, но и самой идеи проекта.

Фото из личного архива героя материала.

Режиссёр – Александр Жигалкин, продюсер  Максим Королёв, даже главную роль вновь исполняет Светлана Антонова. Расскажем о сюжете: есть консультант по женскому счастью, она учит одиноких женщин завоёвывать мужчин. На занятия приходит очередная «серая мышка». Главная героиня берётся помочь клиентке влюбить в себя мужчину её мечты. В какой-то момент выясняется, что героиня своими руками помогает увести собственного мужа.

Сценарий был готов в январе 2022 года. Тогда же продюсер презентовал проект телеканалу «Россия». Одобрение получил. Однако съёмки начались только в следующем году. Сценарий положили «на полку» после февральского изменения сетки вещания. К идее вернулись в ноябре 2022-го.

«К тому моменту, когда канал взял, уже поменялось руководство, через которое идёт сценарий. И в этом случае редактура канала была довольно существенной. Изменили характер финала, некоторые эпизоды выкинули, вместо них я написала другие», – рассказывает Елена Мельниченко.

Редактура коснулась и образа главной героини. Оказалось, канал «Россия» определяет жёсткие рамки для ключевых персонажей. Портрет: очень простая личность, женщина с трудной судьбой, она вызывает жалость, при этом не имеет никаких недостатков. Драматический эффект достигается за счёт несчастий, которые сваливаются на бедную героиню. Образ отличается от персонажей американского или европейского кинематографа, там у героев обязательно есть изъян или слабость, именно он позволяет зрителю проявлять сочувствие.

«Героиня стала попроще. Но какие варианты? Канал – заказчик. Приходится подбирать гордыню. Если хочешь продать свою работу, нужно идти по пути, который предлагают», отметила наша собеседница.

Переписывать «Школу женского счастья» пришлось не только из-за стандартов телеканала. Сначала была уверенность, что съёмки начнутся зимой. Со временем года связаны некоторые детали сюжета. Позже текст исправили на летний вариант. В итоге работать начали весной.

Фото из личного архива героя материала.

В копилку трудностей: текст необходимо подогнать под хронометраж. Было два формата: серия на 52 минуты и на 44 минуты. Сначала Елена писала из расчёта в 52 минуты. Позже выяснилось, что на четырёхсерийные проекты закладывают по 44 минуты на серию. Пришлось сокращать.

На каждую серию сценарист отводила себе три недели, хотя всегда успевала быстрее. Текст пишется в специальной программе, она автоматически считает время. В день Елена Мельниченко отрабатывала по шесть страниц. Обычно одна страница равняется одной минуте экранного времени. Но расхождения бывают. Всё зависит от количества диалогов и действий. Перед началом съёмок вторые режиссёры считают тайминг.

Смотреть материал до эфира автор сценария не будет. Как и с «Валюшей», просто включит готовый вариант по телевизору. Правда, со «Школой женского счастья» любопытства больше. Всё-таки и идея, и сценарий, и все персонажи принадлежат Елене. Интересно взглянуть на актёров, на визуальное оформление сцен. В голове может быть одна картинка, а в реальности – совсем другая. Но говорить о премьере пока рано, поясняет сценарист:

«Монтаж по времени занимает больше, чем сами съёмки. Поэтому либо поздняя осень, либо начало зимы. Но загадывать не стоит».

 

«В две смены и без выходных». О сложностях работы

Прототипов нет, заявляет Елена Мельниченко в разговоре о создании сериалов. Она не проецировала конкретных людей ни в «Валюше», ни в «Школе женского счастья». Хотя личный вклад в образы героев не отрицает:

«Мотивация персонажей, их поступки – для этого и есть жизненный опыт сценариста. Поэтому говорят, что сценарист – это человек, который пожил, с багажом лет».

Все три успешных, то есть эфирных, проекта авторства Елены Мельниченко схожи. На то есть банальная причина: заказчиком везде выступал телеканал «Россия». У него жёсткий бриф, то есть правила экранного продукта. Принято считать, что на них влияет запрос целевой аудитории. Для канала «Россия» это: женщины в возрасте от 40 лет и старше, без высшего образования и финансовой обеспеченности. Поэтому в телевизоре мы часто видим мелодрамы, где в центре сюжета – героиня с трудной судьбой.

Фото из личного архива героя материала.

Не секрет, что у писателей бывает творческий кризис, когда «не пишется». Нам стало интересно, возможно ли такое при работе над коммерческим проектом? Испытывают ли сценаристы подобные трудности? Елена отвечает:

«Есть моменты, которые можно назвать творческим затыком. Тогда я перехожу на какую-то другую сценарную работу. У меня одновременно бывает два проекта, иногда даже три. Можно переключиться между ними. А можно ходить. Прямо ногами. В это время тоже приходят идеи, какие-то решения».

Сценарная работа – тот самый вариант, когда и творчеству есть место, и финансами обделён не будешь. Собеседница не скрывает: заказчики платят хорошие деньги. Нюанс, конечно, есть. Между проектами бывают большие промежутки. Например, «Валюша» появилась спустя восемь лет с премьеры «Между нами, девочками». А третий договор заключён через полтора года после второго. Рассчитывать только на гонорары сомнительно. В таких условиях нужно иметь постоянную работу. Елена Мельниченко является главным редактором медиа «Трамплин». Рассказывает, как совмещает это дело с написанием сценариев:

«Это пахота в две смены и без выходных. Я в таком марафоне. Но я всё равно нахожу время на спорт, прогулки, встречи. Иначе можно просто лечь и умереть на дистанции. Основная работа – первая смена. Вторая, сценарная – вечерами дома, в выходные. Такая жизнь. Про сценаристов говорят: это должен быть человек с каменной – извините – попой, потому что требуется усидчивость».

А ещё стрессоустойчивость. Удивительно, но, даже работая дома, в уютной и комфортной обстановке, можно испытывать волнение. Написание сценария делится на несколько этапов. Первый – идея, синопсис (краткое содержание) на две страницы. Если планируешь сериал, то дальше пишешь так называемый посерийник – синопсисы на каждую серию. Затем посерийник расписываешь на поэпизодник каждой серии. Только после этого начинаешь прописывать диалоги. Так вот, волнение бывает на разных этапах работы, делится Елена:

«Обычно в самом начале, когда тебе говорят: давай сделаем вот это. То есть, когда приступаешь к работе. Ну и когда узнаёшь, что канал взял проект. Это радостное волнение, ты ждёшь, когда будут разбивать тарелочку. Потом все в ожидании эфира. И, конечно, я волнуюсь перед премьерой».

 

«Ответственность коллективная». Отечественный кинематограф

Вы тоже думаете, что сценарист по важности и влиятельности находится на уровне режиссёра? Это не так, поясняет Елена Мельниченко. В технологической цепочке автор текста такое же звено, исполнитель. Он пишет то, чего ждёт продюсер. А тот, соответственно, опирается на желание заказчика. Поэтому критика в адрес одного лишь сценариста не всегда обоснованна. Напомним, первоначальный сценарий часто отличается от эфирной версии.

«Это ответственность коллективная, главным образом продюсеров. Они говорят: я отвечаю деньгами, поэтому буду ставить такую задачу, какую посчитаю нужной», – объясняет собеседница.

Фото: @tvrussia.

Нельзя отрицать, что отечественный кинематограф нередко критикуют. Далеко не все фильмы считают успешными, а идеи интересными. И да, мелодрамы на телеканале «Россия» – не исключение. Но здесь всё субъективно. Елена Мельниченко говорит о «вкусовщине»:

«Есть неровный кинематограф российский, американский, европейский и так далее. Работы бывают хорошие и не очень. У человека – определённые ожидания и требования. Нашему кинематографу не хватает денег, конечно. Бюджет и картинка отличаются от зарубежных. Но есть хорошие российские фильмы и сериалы».

Из последнего Елену впечатлили отечественные сериалы: комедийно-драматический «Чики» и мистический «Топи». Отдельно сценарист отмечает фильмы режиссёра Андрея Звягинцева: «Елена» – это драма о классовом расслоении в современной Москве; «Нелюбовь» – семейная драма, номинированная на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Скепсис и критику нередко можно услышать из уст нецелевой аудитории. Например, если вы – 16-летний подросток, то вряд ли оцените мелодраму на «России». Скорее, пойдёте на онлайн-платформы за сериалами про сверхъестественное.

«Если вам это не нравится, нет смысла и обсуждать. Это просто не ваше. Я знаю людей из целевой группы сериалов на «России 1», они их смотрят и им нравится», – подтверждает сценарист.

Фото: @tvrussia.

Центр российского кинематографа – Москва. Однако переезжать туда Елена Мельниченко не планирует. Говорит, с экономической точки зрения выгоднее оставаться в Омске и писать на столичного заказчика. А что же входит в планы на будущее?

«У меня есть незаконченный полный метр. Буду заканчивать. Есть планы и новые идеи в команде с Александром Жигалкиным», – подытожила Елена Мельниченко.

Раскроем секрет: это ещё один сериал, но уже не на телеканал «Россия-1». Других подробностей сценарист пока не раскрывает. Что ж, пожелаем удачи!

 

Автор: Диана Масюта

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.