Дата публикации: 25.01.2024
Опуститься в каторжную комнату, примерить кандалы, а ещё увидеть точную копию Евангелия, с которым один из великих русских писателей не расставался все годы заключения в арестантском остроге. Тех, кто давно мечтает начать изучение жизни и творчества Достоевского, приглашают на день рождения литературного музея, названного именем Фёдора Михайловича. В ближайшее воскресение здесь отметят 41-ю годовщину со дня открытия культурного учреждения воспоминаниями о Достоевском, чья судьба неразрывно связана с Омском.
Арестантская шинель, кандалы, рядом подкандальники – сегодня всё это экспонаты музея. Но в XIX веке они были атрибутами жизни каторжан, которых отправляли в ссылку в Омск. О том, как среди заключённых оказался Достоевский, о том, как жил писатель все четыре года каторги на берегу широкой пустынной реки, подробно расскажут в музее уже 28 января.
Ксения Мозжерина, старший научный сотрудник Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского:
«Ножные кандалы – такие носили арестанты, с помощью среднего соединительного кольца они крепились к поясному ремню. Внизу кандалы заковывал кузнец. Они весили 4–5 кг, арестанты должны были находиться в них постоянно, то есть в них мылись и переодевались, даже тяжелобольных каторжан никто от кандалов не освобождал. Все четыре года каторги Достоевский проносил такие кандалы, не снимая».
Рядом, в соседней витрине, верный друг и спаситель души Фёдора Михайловича.
Ксения Мозжерина, старший научный сотрудник Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского:
«В витрине можем увидеть Евангелие 1823 года издания, точно такая же книга, того же года издания, того же издательства была подарена петрашевцам жёнами декабристов. То самое Евангелие – оно сохранилось и находится в Москве в Российской государственной библиотеке».
Впрочем, в 41-й день рождения музея можно будет не только побывать в каторжной комнате, прикоснуться к столу, за которым сидел писатель, или увидеть его посмертную маску. Посетителям покажут и другие сокровища музея. Вот, например, макет арестантской повозки.
Ксения Мозжерина, старший научный сотрудник Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского:
«Именно в таких перевозили политических заключённых, таких как декабристы. Но петрашевцы ехали на каторгу в санях. Это были изначально открытые сани, но потом их пересадили в закрытые сани».
Впрочем, экскурсантам предложат ещё и пройти квестбук. Ответы на разнообразные вопросы о жизни не только Достоевского и писателей Сибири, но и уже самого музея выявят самого внимательного посетителя.