В омском музее имени Врубеля журналистам показали, каким мог бы стать наш город

Дата публикации: 13.06.2025

В этом году исполняется 90 лет омскому отделению Союза архитекторов. Есть и ещё один повод: 30 лет прошло с выставки «Невостребованная архитектура». Потому из музейных запасников извлекли проекты, известные только узким специалистам.

— Музей имени Врубеля начал собирать архитектурную графику советского периода с 90-х годов с подачи искусствоведа Аллы Гуменюк. Мы сейчас мечтаем, что со временем вырастем до фонда, потому что наше собрание постоянно пополняется. Буквально в конце прошлого года к нам поступила большая коллекция графических работ Виктора Десятова. Это крупнейший омский дизайнер советского времени. Он был автором проекта по восстановлению и реконструкции Никольского казачьего собора, инициатором восстановления Серафимо-Алексеевской часовни. Десятов участвовал в проектировании знаковых городских объектов: Дворца пионеров, Музыкального театра, магазина «Радость», —. рассказывает хранитель фонда графики Светлана Изотенко.

В коллекции архитектурной графики есть два крупных раздела: учебные архитектурные работы студентов омского Худпрома и графика профессиональных омских архитекторов

— Омский Худпром был известен на всю Сибирь. Многие его выпускники стали известными архитекторами. В конце года мы надеемся издать альбом, посвящённый Худпрому, в котором будет справочный материал его по выпускникам, — поясняет Светлана Владимировна.



Выпускник Худпрома Евгений Степанов был главным архитектором Омска. Самый известный его проект — это Дом художника. А самый крупный жилой проект авторства Степанова — угловой многоквартирный дом рядом со сквером имени Серова. С его именем связана целая эпоха. Во многом именно благодаря Евгению Степанову Омск получил статус «города-сада». 

Ещё один известный выпускник омского Худпрома — Виктор Кочедамов, автор книги «Омск: как рос и строился город». Это было первое издание, посвящённое истории омской архитектуры. Виктор Ильич, учёный с большой буквы, потом работал в Ленинграде. Он был деканом архитектурного отделения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Студенты Худпрома занимались проектированием современных форм зданий.

— Вот ученическая работа. Это общественное здание, дом-башня, как мы её называем. В двадцатые годы появилось много типов новых зданий: фабрики-кухни, клубы, дома крестьянина. Для нового государства необходимо было создать новую архитектуру. Потому студенты находились в бесконечном поиске новых вариантов. Стремясь отойти от классических форм прошлого, они вернулись к геометрии — кубу, шару, параллелепипеду и из этих объёмов пытались создать нечто новое, выразительное.

Лучшим студентам Худпрома давали технические задания на разработку, необходимых городу объектов утилитарного назначения. Вот, например, проект фотографического киоска на бульваре Троцкого или проект на постройку масляных корпусов на Казачьем базаре. Есть, разумеется, и проект памятника Ленину.

В 1935 году в Омске была организована единая строительская контора, «Ом-проект», которая занималась проектированием всех городских зданий и сооружений. В 90-е архитекторы передали коллекцию этих проектов в музей, понимая, что иначе это всё пропадёт.

— У нас есть листы очень плохой сохранности, но постепенно наши реставраторы возвращают их к жизни. Архитектурную графику крайне сложно хранить. В нашей стране всего четыре музея, которые хранят оригинальную архитектурную графику, — поясняет Светлана Изотенко.

На улице Партизанской — там, где сейчас стоит пивное кафе «Сибирская корона» предполагалось построить кафе №1. Настоящий деревянный шедевр с шестигранными окнами с стиле конструктивизма, с колоннадой в стиле ар-деко. Архитекторы тех времён, основываясь на рационализме, талантливо соединяли разные архитектурные стили.

Автор этого проекта Павел Голенко в военное время очень много сделал для Омска. Прежде он всего занимался проектированием оборонных предприятий и адаптацией гражданских зданий под военные нужды. Но архитектор находил время и на высокохудожественные проекты.  

Ещё один нереализованный проект напрямую касался известного всем в Омске дома Батюшкина, где сейчас располагается Центр изучения истории Гражданской войны.

— Тогда в этом здании находится детский туберкулёзный санаторий, и архитектор Иван Голубецкий предлагал его расширить. Достроить ещё один этаж. Причём окна второго этажа очень отличаются от окон особняка. Почему же он их не повторил? Потому что это была уже игра смыслами. Подражание — это слишком просто. Нужно было создавать что-то принципиально новое.

Нереализованным остался и крупный проект Зелёного театра. Точно неизвестно, где именно он должен был располагаться. Возможно, на территории нынешнего парка культуры и отдыха на улице Богдана Хмельницкого.

— В 1938 году архитектор Василий Касаткин, выпускник Худпрома, проектирует для Омска три варианта Зелёного театра в духе античных театров. Есть и четвёртый лист его авторства. Алла Гуменюк назвала этот проект «Парад фонтанов». Здесь мы видим Зелёный театр, включённый в парковую среду, созданную по принципу регулярного классического парка. С фонтанами по центру, с павильонами, прогулочными и выставочными зонами. Некое идеальное пространство для прогулок и приятного времяпрепровождения, — рассказывает Светлана Изотенко.

Скорее всего, этот масштабный проект не был воплощён в связи с Великой Отечественной войной. Случись всё иначе, в Омске был парк, напоминающий московский парк Горького.

В музейной коллекции архитектурной графики есть и эскизы проектов, которые были реализованы, но построенные здания сегодня выглядят совсем не так, как планировали их авторы. О них речь пойдёт в следующем материале.



Автор: Елена Мачульская

Фото: Елена Мачульская, предоставлены Светланой Изотенко

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.