Здесь шедевры рождаются заново: в музее имени Врубеля реставрируют уникальные картины

Дата публикации: 8.02.2024

Рентген, ультрафиолет, острые скальпели и отточенные движения рук – реставрационная мастерская музея имени Врубеля напоминает операционную. Только вместо пациентов здесь – многовековые произведения искусства. Если неправильно подобрать растворитель для снятия старого, потемневшего слоя лака или нарушить технологию спасения провисшего полотна, то в одно мгновенье можно лишиться бесценного шедевра.

В этом году музею имени Врубеля исполняется 100 лет, и в честь этого знакового события юбиляр раскрывает свои тайны и показывает фонды – уникальные картины, которых ещё не видела омская публика. Рабочее название – «Редкие экспонаты», и включать выставка будет работы из всех 12 фондов музея.

«Трамплину» посчастливилось проникнуть в святая святых музея – в его реставрационную мастерскую – и увидеть, как специалисты восстанавливают картины.

Сейчас в работе у специалистов сразу три картины – взяться за большие масштабы не позволяет площадь.

Над первой картиной начала работу ещё первый реставратор Омска – Валентина Ивановна Бекишева. Это «Несение креста», картина неизвестного фламандского художника XVIII века. Работа велась поэтапно – съёмка в ультрафиолетовых лучах, рентген, исследования возраста и состава лака. В планах музея сейчас завершить работу Валентины Ивановны.

А работы ещё много: как сказала Наталья Минько, заведующая отделом реставрации живописи музея, художник-реставратор высшей категории, «на картине есть разложение лака, которое устраняется методом дегенерации. Это позволяет восстановить оптические свойства лака. Слой коричневого лака на картине, которым покрывают изображение, чтобы придать звучание краскам, нужно сделать тоньше. На изображении появляется так называемый кракелюр сеточка, которая часто делает образы нечитаемыми. Если в лаке много смол, он желтеет со временем и его нужно снять».

Лак снимают растворителем по строгим стандартам, в установленных пропорциях. Наталья Минько пояснила, что авторский лак снимается не всегда: «Авторский лак стараемся сохранить, только сделать его тоньше с помощью растворителя. Мы внедряемся в верхнее покрытие только тогда, когда лак мешает самой картине».

Художники XIX века часто пользовались особой краской – «асфальтом». Она создавала бархатный коричневый фон, но со временем возникал «плывущий кракелюр», который мешает зрительному восприятию. Как говорит Наталья Минько, эту особенность изображения уже не устранить.

Аналогию с операционной можно продолжить – недавно в оснащении музея появились рентгеновские аппараты, которые делают видимым нижний слой красок. До этого музей сотрудничал с лабораторией судебно-медицинской экспертизы – там делали рентгеновские снимки картин. Каждый день помогают мастерам и приборы инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Есть и инструменты, которые трудно представить в руках реставратора, – например, мраморные плиты, которыми опрессовывают холст после деформации, «бабушкины» чугунные утюги. Но всё же основной инструмент мастера чуткие руки. Все мастера работают без перчаток, так как текстуру краски нужно чувствовать.

Самая частая «болячка» картин солидного возраста – отживший своё подрамник. Из-за него может провисать полотно и даже деформироваться краска на изображении. Это техническая реставрация – замена подрамника, устранения деформаций и верхнего слоя, натяжка на подрамник. Наталья Минько рассказала, что старые подрамники картин возвращаются в фонд. Их хранят так же, как картины, поскольку на подрамниках можно увидеть даже владельческие номера, по которым наши специалисты проводят атрибуцию.

Кстати, об атрибуции, то есть определении авторства картин неизвестных художников. Реставрация часто помогает в этом – получается своего рода детектив, развязкой которого становится обнаружение настоящего автора. Картина «Несение креста» неизвестного фламандского художника только начинает этот путь – омским реставраторам предстоит сделать лак, покрывающий картину, более светлым и тонким.

Елена Реутова, хранитель фонда западноевропейского искусства:

«Чтобы определить имя, нам нужна читаемость деталей, и в этом как раз поможет реставрация из-за тёмного лака не виден пейзаж. Это картина поступила из Русского музея и благодаря тому, что предыдущий реставратор сохранил для нас подрамник, где видна владельческая этикетка и надпись “Княгине Оболенской”, мы знаем приблизительно, чья это коллекция. Работы здесь много, и картина будет закончена только к декабрю».

Больше 50 лет музей имени Врубеля занимается изучением и атрибуцией памятников, экспонаты перевозят на исследования в Русский музей, музей имени Пушкина, Эрмитаж. С 2013 по 2019 год в Омске проходили семинары с участием голландских исследователей. Благодаря такому общению появились имена авторов на некоторых картинах, которые ранее были неизвестны.

У этой картины появился автор тоже благодаря общению с коллегами. Елена Реутова рассказала историю поисков автора этого пейзажа:

«Картина “Вид на восточный город” поступила к нам в 1927 году, но в экспозициях не участвовала, потому что возникли проблемы с атрибуцией автора и даже национальной школы. Сохранилась подпись, но прочитать мы её не смогли. Она считалась картиной неизвестного художника до прошлого года. Но в 2023 году к нам приехала выставка “Консерваторы и бунтари” из Эрмитажа, среди экспонатов которой находилась работа французского художника Феликса Зима.

Как только работа появилась у нас, мы сразу заметили сходство импрессионистская манера, сюжет, стиль. Мы изучили творчество Зима, и выяснилось, что в XIX веке он был настолько популярен, что вызвал целую серию работ у подражателей. И одним из них был Анри Дювье и тут у нас сразу прочиталась подпись, мы поняли, что это именно его картина конца XIXXX веков. Он считался ориенталистом, его излюбленный сюжет Восток. Про него мало что известно, потому что в каталогах парижского Салона популярном источнике сведений о художниках его нет. После реставрации работа станет ярче, светлее, обретёт новую раму и впервые предстанет перед посетителями выставки».

Эта картина попала в фонд музея из коллекции Николая Николаевича Кокшарова, представителя династии горных инженеров, зажиточного и уважаемого в Омске  человека. Ещё в музее всего 10 работ из этой коллекции. Как известно, все живописные работы западноевропейской школы это поступления 20-х годов, в основе которых лежат национализированные коллекции. До революции частные коллекции были единственным способом хранения фондов, после национализации произошло перераспределение произведений. Музей имени Врубеля возник как раз в 20-е годы и получил большую коллекцию живописных работ из изъятых произведений.

Третья картина, над которой сейчас трудятся омские реставраторы, пострадала от времени меньше всего. Это работа Юлиана Фалата 1912 года, известного художника, акварелиста и живописца, польского импрессиониста, как его называют. Как говорит Елена Реутова, «купить работу Фалата считалось выгодным вложением средств, и у нас в стране несколько его картин, одна из них хранится в Эрмитаже». Состояние холста нареканий не вызывает, но сам длинный холст провис, подрамник расшатался, верхний брусок загнулся, Есть даже отверстия от гвоздей. Такие деформации, по словам Натальи Минько, «лечатся» проглаживанием тёплыми и холодными утюгами через папиросную и фильтровальную бумагу, пробивкой осетровым клеем.

Елена Реутова, хранитель коллекции западноевропейского искусства, добавила встрече интриги: «На выставке мы представим целый ряд произведений, а сейчас мы только приоткрываем завесу тайны, самые уникальные работы мы покажем в декабре».

С нетерпением ждём новостей от музея изобразительных искусств имени Врубеля в этот насыщенный юбилейный год!


Автор: Ирина Баландина

Фото: Александр Румянцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.