Дата публикации: 6.03.2024
«Пишу почти в любом настроении», – делится с «Трамплином» поэтесса из Омска Маргарита Дорошевич. Последние годы она создаёт песни для звёзд российской эстрады и детского «Евровидения». А началось всё больше 17 лет назад, когда Маргарита разместила наброски стихов на сайте для музыкантов-любителей, вскоре ей пришло сообщение от продюсера группы Plazma Ирины Щербинской.
«Группа поёт на английском, но тогда они хотели записать трек на русском, – вспоминает Маргарита. – Ирина прислала демо, это была грустная, немного драматичная мелодия – всё, как я люблю. И мне сразу почему-то пришла в голову целая история – про самолёт, расставание. Я впервые в жизни придумала слова на музыку и отправила, особо ни на что не надеясь. Мне перезвонил солист группы и сказал, что это классно. В итоге Plazma записала трек под названием “Бумажное небо” с Алёной Водонаевой из популярного тогда “Дома-2”. И только когда мне прислали готовую песню, я рассказала родителям, друзьям, коллегам. Говорю им: “В общем, так получилось, я написала песню, хотите послушать?” Все сначала подумали, что я шучу, а потом были поражены, конечно. Премьера была в новогоднюю ночь на телеканале ТНТ. Мои друзья, кстати, до сих пор так любят эту песню, что недавно скинули мне видео, где они поют её хором на каких-то домашних посиделках, я очень повеселилась».
В детстве Маргарита стихов не писала, школьные сочинения тоже не любила.
«Мы жили в Омске, я училась в 115-ой гимназии. Моя классная руководительница говорила, что я пишу как-то сухо, без эмоций. Дело в том, что мы, как правило, писали на всеми любимую тему: “Что хотел сказать автор в этом произведении?”. Но мне уже тогда казалось немного неестественным разбирать, что там было на душе у автора, потому что как вообще можно анализировать поток фантазии творческой личности? Это же не математика. И потом, я до сих пор уверена, что в подростковом возрасте невозможно понять большинство книг школьной программы. Я перечитывала русскую классику заново, уже когда училась на журналиста, и мне открылся целый новый мир. Хотя я ведь многое из этого вроде бы “читала” в школе».
Гораздо больше литературы Риту увлекал английский язык, который в её школе изучался углублённо. Как она признаётся, эти навыки очень помогли в дальнейшей работе. Иногда на уроках английского задавали переводить стихотворения на русский – это и было её любимым занятием.
Помогала мама, хотя она и далека от поэзии. «У меня в семье, кроме меня, только один пишущий человек – мой дедушка Борис Иванов – кстати, известная в Омске личность, когда-то участник самого первого сезона шоу “Последний герой” на Первом канале. Он для меня пример настоящего творческого человека, увлечённый путешественник и мой личный строгий критик», – рассказывает Маргарита.
Письма и дневники
После окончания школы Маргарита никак не могла определиться, чем хочет заниматься. Решила поступать в ОмГУ на факультет международного бизнеса. Правда, довольно быстро поняла, что к экономике душа не лежит, но не бросать же на середине пути.
«В универе была программа параллельного обучения в ОмГУ и в Австралии, мы решили с родителями, что я поеду туда. Два года я училась в Сиднее и одновременно – по омской программе. В Австралии и начала писать: это помогало справляться с эмоциями. Мне было 17, и у меня были обычные для этого возраста драмы: влюблялась как-то не очень удачно, сильно скучала по дому, была, наверное, слишком маленькой, чтобы оказаться на другом конце света. Обо всём этом писала в письмах подружкам и в своих дневниках, я потом привезла их штук 10 из Австралии».
Когда Маргарита вернулась в Омск, поняла, что уже не может не писать. Она подготовила несколько пробных текстов и пошла с ними в редакцию одного омского журнала. Там ей сначала дали пару несложных заданий, а со временем позвали работать в редакцию.
«Я от природы интроверт, а в журнале меня сразу “бросили на амбразуру” – стали отправлять на интервью, на все тусовки. Это было поначалу постоянное преодоление, но я так втянулась, что через пару лет даже получила журналистскую премию за серию интервью с омскими бизнесменами. Мне вручили ноутбук, что по тем временам было очень круто», – рассказывает Маргарита.
В годы работы в журнале она параллельно занялась своим образованием: поступила на второе высшее в Санкт-Петербургский государственный университет, регулярно ездила сдавать сессию и в итоге получила заветный диплом журналиста.
Карьера в Москве
После «Бумажного неба» Маргарита, работавшая тогда в редакции, захотела продолжать заниматься текстами песен. Она стала рассылать письма со своими стихами исполнителям и продюсерам.
«Мне ответили из продюсерского центра Евгения Фридлянда, они работали с Борисом Моисеевым, Александром Панайотовым, группами “Премьер-министр”, “Ассорти” и другими. Предложили написать слова на мелодию, кажется, это было “Бешеное сердце” для Моисеева, потом несколько текстов для Панайотова. Я познакомилась с ребятами из группы “Премьер-министр” – Тарасом Демчуком и Сергеем Демянчуком, они сейчас известные композиторы. Мы стали общаться и впоследствии написали вместе много песен».
.
На этом фото Маргарита с коллегами и певицей Глюкозой.
В журналистской карьере тоже хотелось двигаться дальше, поэтому Маргарита после трёх лет работы в Омске поехала в Москву. В продюсерский центр Фридлянда как раз требовался редактор сайтов, туда она и устроилась. «Было здорово оказаться среди людей, которых раньше видела только по телевизору! – вспоминает она. – Например, чуть ли не еженедельно мы снимали видеоколонку Отара Кушанашвили. Почти каждый раз эта съёмка затягивалась в посиделки до позднего вечера, рассказы Отара можно слушать бесконечно».
На фото Маргарита с Отаром Кушанашвили.
Вместе с этим она продолжала писать песни и общалась уже вживую с композиторами и артистами. Познакомилась с Владом Топаловым, Александром Панайотовым, композиторами Виктором Дробышем и Тимофеем Леонтьевым (с ними были написаны песни для Валерии, Татьяны Овсиенко и других).
Тарас Демчук из группы «Премьер-министр» попросил Маргариту помочь с текстами для участников детского «Евровидения». С их совместной композицией «Сенсация» в 2012 году Россию представляла певица Лерика, она заняла на конкурсе четвёртое место.
С тех пор Маргарите стали часто предлагать писать для детей и подростков. Около 10 песен было написано для участников отборочных туров детского «Евровидения». Три песни выиграли отбор и представляли Россию в международном финале.
«Не только Россию, кстати, – добавляет поэтесса. – Одна песня, где я соавтор, представляла Армению в 2019 году: я автор английского куплета, весь остальной текст – на армянском. На “Евровидении” часто бывает, что часть текста звучит на языке страны, а другая – на английском. Я пишу и на английском, так что почти все мои песни для детского “Евровидения” были такими “гибридными”».
«Проснулась уже с припевом»
Написание текстов для поэтессы – и сейчас своего рода психотерапия.
«Наверное, отчасти это способ спрятаться от реальности, создать какой-то свой мир, живущий по твоему сценарию. Как и у многих творческих людей, вдохновение порой приходит на волне переживаний: влюбляешься, расстаёшься, ссоришься-миришься, наблюдаешь со стороны за историями других людей, слышишь фразы, которые цепляют чем-то, – абсолютно всё это может быть материалом. А может и не быть: иногда месяцами не пишу песен, просто потому что, скажем так, не в ресурсе. Я уже привыкла к таким перепадам, поэтому спокойно жду, когда снова смогу открыть блокнот и начать писать», – рассказывает Маргарита.
Легче всего пишется, по её словам, в тишине и одиночестве. Но бывает, что текст нужен срочно: «Тогда стараюсь просто в любой ситуации настроиться на нужную волну. Я помню, как писала в поезде метро текст для Валерии, в автобусе придумывала песню для Стаса Пьехи, какие-то тексты дописывала в самолёте, на маникюре, в общем, не так важно, где ты, важно просто включиться и жить в этот момент только песней».
На тот случай, если что-то не получается, у Маргариты свои методы: «Иногда мне нужно разозлиться на песню, прямо психануть, чтобы она наконец получилась. А иногда просто отпустить. Так было с одним из текстов для Яна Марти – это, пожалуй, одна из моих любимых работ, наша совместная песня с Виктором Дробышем. Была эта идея, была мелодия, настроение, и в голове у меня было множество фраз, которые просто кружили беспорядочно и не хотели складываться в текст. Припев никак не вырисовывался. “В любой непонятной ситуации ложись спать”, – подумала я, когда поняла, что всё, я выгорела. Уснула, а потом в момент между сном и пробуждением мои кружащие в голове строчки вдруг встали на свои места. Так я и проснулась уже с припевом, просто записала его и всё. Это я называю “песня написала саму себя”. Но это редкость, конечно – обычно это большая работа».
Новый виток жизни
За время жизни в Москве Маргарита получила хороший опыт в профессии: после работы у Евгения Фридлянда занималась пиаром артистов, писала для изданий Glamour, Harper’s Bazaar, OK.
«Я долгое время работала в редакции популярного сайта “Сплетник.ру”, для которого периодически пишу и сейчас. Это было очень интересное время: нас звали на все крупные тусовки, церемонии, фестивали. Я делала интервью с Данилой Козловским, Ингеборгой Дапкунайте, Равшаной Курковой, Павлом Прилучным и другими звёздами. Мне очень нравилась такая жизнь, это был расцвет глянца, и я счастлива, что оказалась в тот период в самом центре событий. Вспоминаю всё это с ностальгией и благодарностью».
Она уже занимала руководящую должность в редакции, когда узнала, что беременна. В 2016 году родилась дочка Лиза.
«Я, в принципе, в “настоящий” декрет уходила месяца на 2 максимум. Писала статьи почти до самых родов, а через пару месяцев после рождения ребёнка мне поручили возглавлять запуск женского проекта от РБК. Я стала совмещать это всё с материнством, потому что сложно сидеть и ничего не писать, когда ты всю жизнь пишешь», – улыбается Маргарита.
В последующие годы в её жизни было много событий: переезд, развод и новые поиски себя. Сейчас Маргарита журналист-фрилансер и переводчик, написание песен она называет скорее занятием для души.
«На творчество не всегда хватает времени и энергии, но, если есть интересный проект или просто приходит вдохновение, я с удовольствием пишу», – рассказала она.
В последнее время поэтесса сосредоточена на песнях для подростков: она написала слова гимна музыкального конкурса «Наше поколение», её песни исполняют звёзды детского «Евровидения» – Таня Меженцева, София Феськова.
«В этом году девочки пели песни на мои слова на больших праздничных концертах – “Новая Песня года”, “Рождественская песенка года”. В новогодние праздники мы с дочкой смотрели эти концерты по ТВ. Это классная тенденция, что на нашей эстраде хотя бы иногда дают дорогу молодым, показывают их на федеральных каналах. Мне интересно быть к этому причастной. Кстати, песни для подростков, мне кажется, – такой челлендж для авторов, там всегда есть тонкая грань: нельзя совсем скатиться в детство, при этом нельзя писать так же, как для взрослых артистов. Важно удержать баланс. Моя дочка сейчас знает все эти популярные у детей песни, постоянно поёт их дома, это мне помогает быть “в теме”, понимать, что нравится подрастающему поколению».
Своей любимой песней за последние годы Маргарита называет дуэт Эмина Агаларова и Жасмин – песню «Отражения», у которой сейчас уже больше 12 миллионов прослушиваний. «Я вижу в комментариях, люди пишут, что текст со смыслом, что у них было в жизни подобное, это очень важно для меня как для автора – чтобы люди видели в моих песнях себя», – говорит поэтесса.
Про свой родной город Маргарита не забывает: в Омске живут её родители, родственники, некоторые друзья. Правда, сейчас ей редко удаётся приезжать в Омск. Но несмотря на это, признаётся Маргарита, она по-прежнему любит место, где родилась, и часто вспоминает о нём.
Автор: Ольга Скворцова
Фото: личный архив героини публикации