Дата публикации: 8.03.2024
Сколько времени занимает покупка нового женского платья? Пара минут в приложении известного маркетплейса, и через два дня можно забирать готовое изделие. В прошлые века между желанием обновить гардероб и его осуществлением – целая вечность. Несколько лет уходило на создание тканей, и колоссальную работу на всех этапах выполняла женщина.
Музей имени Врубеля и его фонд народного искусства показал, какой путь в древности проходил от семечка льна до готовой рубахи.
Это вышитый рушник 1775 года. Он выполнял скорее декоративную, а не утилитарную функцию – им украшали красный угол в избе. Но всё же он сохранил свою красоту и текстуру до нынешних дней, хотя соткан был почти 250 лет назад! А всё благодаря качествам льна – природного материала, прочного и универсального. В нём было не холодно зимой и не жарко летом. Но работы этот материал требовал весьма объёмной.
Светлана Ашаева, хранитель фонда народного искусства, рассказывает, как раньше обрабатывали лён:
«Вначале лён сеяли и пололи, затем, дождавшись, когда на стеблях появятся и огрубеют головки, его собирали и оставляли снопы сохнуть на поле. Затем головки отрезали, а лён топили в реке. Следом шли сушка и вычёсывание, сначала доской на гумне, а потом трепалом, затем вычёсывание железным гребнем. Наконец кудель становилась мягкой и шелковистой и из неё пряли нити. Наступил черёд ткачества – и из ниток получался холст. Его выбеливали на морозе, на снегу, а затем весной на траве. Только после этого из выкроек шили одежду».
В те времена ремёсла были важной частью жизни женщины. Трепало для льна, богато украшенное и расписанное в распространённом в наших местах урало-сибирском стиле, было желанным подарком для многих. Его обычно дарил жених невесте или муж жене. Прялка и вовсе была сакральным предметом, который сопровождал женщину с её рождения. По обряду восточных славян, новорождённой девочке перерезали пуповину на веретене или прялке, передавали крёстной ребёнка через прялку, маленькая прялочка лежала у малышки в колыбельке.
Прялка – это ещё и оригинальный способ сделать предложение. Если парень с русского севера написал своё имя на девичьей прялке, значит, он должен на ней жениться. На следующий день после свадьбы жених ритуально ломал старую прялку молодой жены и дарил новую, но первую работу девушка должна была выполнить за прялкой свекрови. Новая прялка – новая жизнь, новый, более высокий, статус. Кстати, во всей России не найти двух одинаковых прялок – слишком индивидуальный предмет.
Далеко не каждая женщина могла стать искусной пряхой или ткачихой. Как рассказала Светлана Ашаева, начинать учиться нужно было как можно раньше:
«Нитка должна быть крепкой, тонкой и ровной, без узелков. Учились этому рано, с 5–6 лет. Если позже начнёшь, не успеешь напрясть – нужно было шить одежду для всей семьи, а затем и для семьи жениха. Вступая в брак и переходя в новый дом, весь текстиль, абсолютно всё, от рушников до занавесок, женщина должна была сделать сама».
Ткачество – ещё более сложный этап изготовления одежды, чем прядение ниток. Готовые окрашенные нити наматывались на тюрик – катушку, проще говоря, а затем вставлялись в станок. Для изготовления одного вида ткани могло использоваться до 300 ниток! Этому искусству тоже приходилось учиться всю жизнь. Простор для творчества был и здесь: существовали разные виды ткачества – узорное, или бранное, ремизное (однотонное) и пестрядь, где использовались нити разных оттенков.
Наступал черёд шитья одежды. Народный крой – это прямоугольники холста, нарезанные нужными кусками, присборенные в определённых местах. Примечательно, что мужская одежда дошла до нас в меньшей степени. Хоть лён и весьма прочный материал, он не выдерживал тяжёлой работы «до поту», истлевал. Что оставалось целым – донашивали дети. С первого взгляда стежки на одежде XIX века кажутся машинными, настолько аккуратно они сделаны. Но всё это ручной труд.
Кстати, работать руками женщины могли только после окончания полевых работ, осенью и зимой. В рождественские праздники делалось исключение – в пост нельзя было ни ткать, ни прясть. Для работы часто собирались на вечёрках, где рукоделие сопровождалось песнями и плясками. Девушки приходили со своими прялками – сакральный предмет, помните? Самым трудолюбивым был гармонист – иногда он делал вид, что устал, чтобы собрать плату поцелуями с пришедших девушек.
В 20-е годы XIX века в Сибирь пришёл заводской ситец, и лён отошёл на второй план как более дорогой и трудоёмкий материал. Раньше от семян льна до ниток проходило более года, теперь можно было купить готовую ткань и сшить из неё одежду. Так в музее Врубеля за ненадобностью оказались реальные предметы своего времени: прялки, ткацкие станы, челноки… Всё это было собрано в северных районах Омской области, в этнографической экспедиции 1983 года. В музее бережно хранят память о женских ремёслах прошлых веков, свидетельстве того самого народного вкуса и художественного чутья.
Автор: Ирина Баландина
Фото: Александр Румянцев