Улан Далай и устойчивое развитие: какими получились «большие книги» 2024 года

Дата публикации: 20.06.2024

Чтобы не заблудиться в тёмном лесу, имя которому «современная русская литература», нужны чёткие ориентиры. Пожалуй, самый очевидный из них – литературные премии: списки победителей (а лучше шорт-листы) показывают, что процесс идёт, и дают набор книг, которые, что называется, «в тренде». Далеко не все эти книги станут классикой, и наверняка прямо сейчас «в стол» пишется пара гениальных романов, которые премий не удостоятся. Но общее представление о происходящем мы всё же получим.

Сегодня мы решили глянуть ради интереса на список кандидатов самой очевидной премии – «Большая книга». Присуждают её с 2005 года за «лучшее прозаическое произведение на русском языке», лауреатов определяют 100 членов Литературной академии. Премия за первое место – 3 миллиона рублей. В шорт-листе кандидатов 14 названий. Давайте по порядку (алфавитному).

 

1. Василий Аксёнов. «Флегонт, Февруса и другие»

Нет, это не найденный в архивах роман покойного писателя-шестидесятника, автора культовых «Острова Крым» и «Московской саги». Есть ещё один писатель Василий Аксёнов, «деревенщик» современного разлива, герои книг которого живут где-то в глубине Сибири, в таёжных деревнях, о которых прежде никто не слышал. Сельский колорит может подкупать «творческую интеллигенцию», так что шансы Флегонта, Феврусы и прочих на премию выглядят внушительно.

 

2. Надя Алексеева. «Полунощница»

Дебютный роман 36-летней писательницы. Главный герой здесь – молодой москвич, который приезжает на остров Валаам, чтобы разобраться в собственной родословной, и окунается с головой в местную жизнь. Странную, самобытную, пугающую и затягивающую, с православным монастырём и воспоминаниями об интернате для инвалидов войны. Критики пишут, что получилось у Алексеевой очень глубоко и серьёзно.

3. Владимир Березин. «Уранотипия»

Один из маститых авторов и фантастики, и внежанровой прозы выдал в этом году символистский роман, действие которого происходит в середине XIX века. Группа русских офицеров-картографов отправляется в Палестину с секретной миссией. В центре повествования два Иерусалима, изначальный и Новый, русский, и уранотипия – фотография, в те времена только что изобретённая и ещё не понятая толком.

 

4. Дарья Бобылёва. «Магазин работает до наступления тьмы»

Бобылёва традиционно работает в жанре хоррор – не слишком в него углубляясь и оставаясь где-то рядом с нормальной, крепкой внежанровой прозой. Её предыдущий роман, «Вьюрки», был выдержан именно в таком духе. «Магазин» сначала был аудиосериалом, а потом превратился в роман. Его герой, некто Славик, внезапно обнаруживает таинственную антикварную лавку и понимает, что в ней продают волшебные предметы и контролируют параллельные реальности. И это только начало!

5. Яна Вагнер. «Тоннель»

Роман Яны Вагнер «Вонгозеро» был экранизирован под названием «Эпидемия» (если не смотрели, посмотрите). В «Тоннеле» писательница реализовала кошмар многих москвичей: в этом романе 500 машин, едущих воскресным вечером через Северо-Западный туннель, оказываются необъяснимым образом отрезаны от окружающего мира. Сначала это щекочущий нервы роман-катастрофа, но постепенно всё превращается в по-настоящему жуткую антиутопию.

 

6. Алексей Варламов. «Одсун»

Алексей Варламов – одна из самых весомых фигур в современной русской литературе. Тут и «аппаратный вес» (ректор Литинститута), и авторство биографий Булгакова, Грина, Платонова, Алексея Толстого, Шукшина в ЖЗЛ, и премии (та же «Большая книга», «Антибукер»). Герой его «Одсуна» – русский профессор, который по воле судьбы оказался в чешских Судетах и вплотную прикоснулся к большой истории: в его размышлениях личная драма непостижимым образом переплетается с трагедией судетских немцев.

7. Андрей Волос. «Облака перемен»

Роман маститого писателя (едва ли не живого классика) критики сравнивают с «Преступлением и наказанием». Вместо старухи-процентщицы здесь старый режиссёр, вместо Раскольникова с топором – мошенник, лишающий старика всех денег, а вместо Порфирия Петровича – писатель, пишущий свой роман и собирающийся лично покарать злодея. Такие вот литературные игры, вызывающие (судя по промежуточным результатам) интерес и уважение у коллег автора.

 

8. Денис Драгунский. «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва»

Героя «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского зовут Денис Кораблёв. Сына писателя тоже зовут Денисом – и его слишком часто считают тем самым Дениской из книги. Сейчас Денису Викторовичу далеко за 70, он автор многих пьес, рассказов и романов. В очередном романе, почти автобиографическом, Драгунский-младший пишет о своём детстве и о неизбежной борьбе со своим литературным двойником: видимо, пришло время разобраться с этой проблемой. Задача куда более сложная, чем набрать ровно 25 кило веса (если вы понимаете, о чём я).

9. Наталья Илишкина. «Улан Далай»

Название этой книги – что-то на калмыцком. Илишкина пишет об истории трёх поколений одного народа при Советской власти. История драматичная, и критики проводят здесь параллели с «Тихим Доном» Шолохова и романами Гузель Яхиной о судьбе поволжских татар. Интересно, что автор «Улан Далая» – филолог-германист. Вот так получилось.

 

10. Захар Прилепин. «Собаки и другие люди»

Автор сборника рассказов «Грех» уже давно остепенился, обрёл статус одного из главных писателей современной России и написал кучу всего – вплоть до тысячестраничных выпусков ЖЗЛ. Очередная его книга действительно о собаках (а ещё о коте, попугае и людях, живущих в глубинке). Слог, как всегда, прекрасен, а сюжет, как всегда, суров. Неважно, о ком пишет этот автор – Прилепин всегда остаётся Прилепиным.

 

11. Михаил Тарковский. «42-й до востребования»

Этот писатель – не однофамилец, а родственник тех Тарковских, которых мы хорошо знаем. Внук поэта, племянник режиссёра (правда, по матери: отец у него – ещё один режиссёр, Александр Гордон). «42-й до востребования» – это «творческие воспоминания», изданные в Тобольске. Их главная героиня – бабушка автора по линии матери Мария Ивановна Вишнякова, так что благодаря книге может заиграть новыми красками фильм «Зеркало». Помните сцену, в которой Маргарита Терехова сидит на заборе? Или стихотворение Арсения Тарковского, обращённое к жене? Михаил Тарковский многое знает обо всём этом, и теперь он решил поделиться своим знанием.

12. Михаил Шемякин. «Моя жизнь: до изгнания»

Это тоже не художественная проза. Художник, эмигрировавший в далёком 1971 году, рассказывает о том, как начиналась его карьера. Были тогда и работа вахтёром, и послушничество в монастыре, и первая выставка в 19 лет, и аресты, обыски, психиатрическая больница… Шемякин уверен, что инициаторами его преследования были коллеги по цеху – видимо, не оценили они «метафизический синтетизм».

 

13. Мршавко Штапич. «Устойчивое развитие»

По-настоящему этого писателя зовут Артём Ляшенко, и он уроженец Вологодской области, а не земляк Эмира Кустурицы и Милорада Павича. Однако пишет он весьма причудливо, заставляя вспомнить тот самый «Хазарский словарь». Роман со скучным названием из пресс-релиза на экономическую тему оказывается пропитан магическим реализмом какого-то особого свойства. Главный герой становится «сельским пярщиком», пытается спасти провинциальный завод по производству туалетной бумаги, находит свою любовь, расследует преступление и делает много чего ещё.

 

14. Глеб Шульпяков. «Батюшков не болен»

Список выглядел бы неполным, не окажись в нём биографии какого-нибудь русского классика. Книга Шульпякова с неформатным для этого жанра названием – «творческое исследование» о Константине Батюшкове, которого несправедливо называют «старшим современником Пушкина». Автор пишет о герое войны 12-го года, об одном из первых великих русских поэтов, которого слишком рано «вырвала из рядов» душевная болезнь, а потом быстро забыли читатели и критики. Видимо, теперь одним «белым пятном» в истории русского «золотого века» стало меньше.

Вот таким получился «большекнижный» калейдоскоп 2024 года. Из беглого перечня понятно, что многие читатели найдут здесь книгу себе по душе. Время на предварительное изучение есть: победителей объявят в декабре.


Автор: Николай Дубровский

Фото: премия «Большая книга»

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.