Дата публикации: 13.09.2024
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Басё)
Чтобы оценить картину, зритель часто отходит назад – так лучше видны смелые мазки, игра цветов. А вот чтобы увидеть все тонкости нэцке, надо подойти ближе, ещё ближе. Нэцке – небольшая фигурка высотой 4–5 см, изящно вырезанная из кости или дерева. Только вблизи видны все тонкости «этой мелочи» – цитата из названия выставки. В музее имени Врубеля открылась выставка «Нэцке, окимоно и прочие мелочи». Больше 50 предметов декоративно-прикладного искусства Японии из частных коллекций и фондов музея собраны в одном выставочном зале.
Пространство выставки по-японски минималистично и строго, зато буйство фантазии царит в сюжетах и образах нэцке. Нэцке – функциональный предмет, который использовался в одежде японцев прошлых веков. В кимоно не было карманов, а носить с собой ключи, кисет с табаком или инро (маленькую коробочку для мелочей) было необходимо. Так и появилась эта хитрая система: сложенный пополам шнур продевают за пояс, и на одном его конце висит инро или кисет, а на другом нэцке как противовес. Вначале это были просто брусочки или палочки, но затем нэцке вышли за пределы своего функционала и стали предметом искусства. Резчики воплощали в них сюжеты мифологии, национальные сказания, превращали кусочек слоновой кости, рога оленя, панцирь черепахи, дерево и бронзу в высокоэстетичную безделушку. Нэцке становились амулетами, показывали статус владельца, приносили ему удачу.
Когда началась культурная революция и Япония открылась миру, национальный костюм сменил европейский, и нэцке оказались не нужны. Зато за ними начали гоняться коллекционеры, и изящные фигурки стали стоить целое состояние. Например, самая дорогая в мире нэцке – кирин – стоит 1 миллион долларов.
Разговоры о деньгах омский коллекционер, владелец львиной доли собрания, представленного на выставке, Евгений Журавлев сразу пресекает – не рыночная ценность этих предметов для него важнее всего. Зато о сюжетах и истории нэцке рассказывает с удовольствием:
«Нэцке появились в XVII веке, они изображали богов, героев, мифических животных. По мере развития нэцке стали изображать животных, людей, более поздние изображали сценки. Каждый нэцке – это маленький уникальный шедевр, который изготавливался в одном экземпляре. Все фигурки украшены, на них можно смотреть со всех сторон».
Выставка как культура Японии в миниатюре. Вот мифический золотой мальчик Кинтаро борется с карпом, символом долголетия и здоровья, а вот самурай обходит окрестности с фонарём в руке, а вот рыбак несёт рыбу домой. Здесь целый пантеон богов и героев японской культуры.
Например, Фукурокудзю – один из семи богов счастья с вытянутой головой, в которой помещается вся мудрость мира.
А это Дарума – первый патриарх дзен-буддизма, изображённый в период девятилетней медитации. Всё это время монах смотрел в одну точку на стене пещеры, не двигаясь, в результате его ноги атрофировались. Кстати, русская матрешка – это тоже Дарума. А это Дзюродзин верхом на олене, которого изображали со свитком в руке, где записаны все плохие и хорошие дела человечества.
«Большинство сюжетов этих нэцке появились ещё на заре эры Японии, мастера-резчики (нэцукэси) только воплотили знакомые им с детства образы. Так что смотреть на эти фигурки нужно с учётом того самого мифологизированного сознания и не судить строго», – говорит Евгений Журавлев.
А странности тут действительно есть – вот так, например, представляли себе европейцев японцы. Китайская шляпа, искажённое гримасой лицо…
Здесь даже животные необычные – волки и лисицы всегда оборотни, тануки (енотовидная собака) – хитрая и обманывает жадных и злых людей, трёхпалая жаба, которая обеспечивает своему владельцу вечную молодость, простодушный краб, которого обманула хитрая обезьяна ради сочной хурмы.
У каждого нэцке есть своя история, к примеру, журавль из дерева появился спонтанно: «У нас в семье он был тотемным животным, и я моментально купил его, как только увидел», – рассказывает Евгений Журавлев.
У некоторых нэцке есть реальные прототипы: «Это мальчик из высшего самурайского сословия. У него детская причёска, а кимоно расшито фениксами – известное животное в восточной мифологии, изображения которого носила только знать, крестьянин себе не мог расшить одежду фениксами. Он одет в накидку дзимбаори, её носили только представители крупнейших родов, она расшита волнами. Самое интересное, когда я искал информацию об этой фигурке, нашёл в фонде музея реальное фото кимоно с такими волнами. На спине у него камо – герб японского рода, нашёл его – он реальный, служил дому Такеда».
«… и прочие мелочи» – здесь представлены не только нэцке, но и деревянные шкатулки для благовоний и ароматических веществ, гребень из панциря, который использовали для церемониальных причёсок невесты или гейши, капельница для воды из набора для каллиграфии. Но независимо от своего предназначения, каждый предмет выполнен с высокой детализацией и искусством.
Окимоно – ещё одна часть выставки, пусть и не столь многочисленная. Окимоно – в переводе «вещь, которая стоит». Их использовали для украшения ниш в доме – там мог стоять самурайский меч, ваза с веткой. Затем их стали использовать для украшения интерьера, когда у японцев появилась мебель. Дарума и Фукурокудзю – окимоно.
Как рассказал Евгений Журавлев, в коллекции представлены предметы XVIII–XX веков, но есть и новейшие нэцке. Мастера резки – нэцукэси – работают и в России, показывая высокий уровень владения древним ремеслом. А значит – нэцке будет жить, даже при наличии карманов у каждого жителя Земли.
Автор: Ирина Баландина
Фото: Александр Румянцев