Дата публикации: 15.10.2024
В этом году исполняется 100 лет самому эпатажному искусству – сюрреализму. Отсчёт начался с «Манифеста сюрреализма», опубликованного французским поэтом Андре Бретоном в октябре 1924 года. Мало кому известно, что в Омске живёт и работает «русский сюрреалист» Владимир Новиков – художник со своим сверхоригинальным и сверхреальным творческим почерком, работы которого хранятся в частных коллекциях по всему миру.
Картинам Владимира Новикова недостаточно мимолётного взгляда. Этот тот случай, когда каждая деталь играет роль и имеет символическое значение. Расшифровка смыслов требует от зрителя усилий ума и определённого багажа как в области истории искусства, так и актуальной мировой повестки. Манеру Новикова называют «реализмом, закрученным в сюрреализм».
«Сюрреализм – он более фантастический, уводит в мир фантазий, а у меня реальный. Это ценнее, по-моему. Я стараюсь брать не местечковые темы, а мировые – те, которые актуальны везде. Тогда проще мир захватить. Идея будоражит человека, если она находит неожиданное воплощение. Я больше реалист, у меня везде отсылки к тому, что происходит сейчас», – рассказал Владимир Новиков.
Парадокс, но художник, работы которого дорого покупаются и «разъезжаются» по миру, в Омске выставлялся всего однажды – в 2019 году прошла его персональная выставка в Генерал-губернаторском дворце музея им. М.А. Врубеля. Сам автор не состоит в профессиональном союзе – так и остался в числе кандидатов, не особо участвует в художественных тусовках, хотя и дружит с известными омскими мастерами.
Много времени он проводит в своей мастерской и сварочном цеху в частном секторе на «задворках» центра Омска. Владимир Новиков – постоянный гость металлокассы, где добывает детали для своих работ. Среди них встречаются настоящие раритеты. Так, одной из находок стал огнетушитель, изготовленный… в Нью-Йорке в 1893 году. Остается только догадываться, как «заокеанский гость» попал в Омск. Возможно, это отголоски Великой Отечественной, а может быть – загадка вековой давности. В любом случае «артефакт» станет частью какого-то арт-объекта. Мастер не скупится на использование раритетов в работах. Например, в одной можно увидеть бинокль 1902 года из Парижа.
До 45 лет Владимир Новиков занимался пошивом одежды и изделий из кожи и хорошо зарабатывал карточной игрой. Базовые навыки получил в 1-й художке, которую окончил с отличием. В училище на Третьем разъезде освоил профессию портного. «Шил, играл в карты и уже писал картины, которыми рассчитывался с долгами. Живопись потихоньку вытеснила всё остальное – здесь больше дохода», – рассказал художник.
Многие его работы сейчас в частных коллекциях в Германии, во Франции и других уголках мира. Трудно отследить, где они получают прописку, потому что не задерживаются в мастерской.
Нельзя сказать, что Владимир Новиков живёт отшельником. Он общается с коллегами и открыт для зрителей. Недавно в его мастерской прошла встреча для участников омского клуба De Arte, организованная совместно с фотостудией «Камера Обскура». Художник показал свои арт-объекты, которыми занимается последние два года.
«На складе валялся деревянный стол, и я решил из него сделать обеденный стол для друзей, – рассказывает художник. – Оформил разные штуки, начал обрамлять латунью. И тут ко мне приходят и говорят: “Так у тебя музейный объект”. И после этого я начал мыслить в другую сторону. Поставил возле стола чёрного лекаря, потом сделал ему трон. Анатолий Коненко обещал создать микроминиатюру с глобусом и пергаментом, на который лекарь как бы переносит все земные знания».
Арт-объект весит около 400 килограммов! Одна из многочисленных деталей – светящаяся диаграмма. Владимир Новиков говорит, что, если зажечь её в вечернее время и отключиться от внешнего мира, – возникает ощущение присутствия лекаря. «Чёрный лекарь» стал первой работой в серии, после чего они начали появляться одна за другой.
Мастер использует самые разнообразные материалы: латунь, бронзу, кожу, железо, кость, дерево, ткани, встраивает в объекты различные готовые предметы – часы, пружины, колбочки, микроскопы, весы с чашей и т. д. Например, ствол с обоймой от пулемёта стал продолжением печатной машинки в работе «Гибридное оружие для информационных войн». Название говорит само за себя. Детали оружия попали в руки к Новикову много лет назад от знакомых по карточной игре. Они предложили, художник не стал отказываться, полагая, что когда-нибудь пригодится.
Интересные предметы удаётся купить на аукционах в самых разных уголках мира. В работе «Пять факторов времени» скульптуры черепах из Таиланда и настоящий высушенный скат с аукциона в Сингапуре. В этой работе несколько частей: «Время летит» (самолёт), «Время плывёт» (скат), «Время ползёт» (черепахи). «И самое главное здесь, – поясняет художник, – непредвиденный удар. Шестерёнка выпала из механизма – и сбой, наша махина встала. Удар бывает у каждого в жизни – надо его чувствовать. Через эту маленькую штучку всё и придумалось. Время перемалывается в механизмах, время перемалывает».
На заднем дворе мастерской у Владимира Новикова оборудован сварочный цех, где он паяет, собирает, сверлит, нарезает резьбу. Это сотни деталей, которые соединяются между собой в единые механизмы. Владимир Новиков считает, что «искусство должно придавливать» зрителя – заставлять думать, разгадывать символы и тайны произведения. В своих арт-объектах художник обличает тёмные стороны человеческой природы, стремление захватить и подчинить себе всё живое. Идеи объясняет через названия и цитаты. В одной из работ читаем: «Бог полюбил птиц – создал деревья, человек полюбил птиц – создал клетку». Многие арт-шифры зритель волен разгадывать сам.
«Формула любви» по Новикову состоит из 16-килограммовой гири, которая держится на курином яйце без содержимого. Художник говорит, что в любви надо найти баланс, так как любое неправильное движение может всё разрушить – и скорлупа всмятку.
На многие явления современной жизни художник смотрит сквозь призму вечности. А ещё – обращается к мировым проблемам. «Сжатый воздух свободы» воплощает идею об утробе матери как неком фильтре, который защищает младенца. «Как только он появляется на свет, цивилизация начинает давить невидимыми микробами и примесями. Самым чистым воздухом уже кто-то дышал», – размышляет Владимир Новиков.
Сейчас художник работает над арт-объектом «От Пикассо до Донбасса». Уже готова мина с часовым механизмом, за которой будет скульптура девочки 4–5 лет, а между частями мины – провода в виде радуги, окутывающие и опутывающие ребёнка. Девочка с ножницами собирается их перерезать. Она улыбается и ещё не осознаёт, какая перед ней угроза. Название арт-объекта отсылает к знаменитой картине Пикассо «Девочка на шаре». Радость и безмятежность девочки-гимнастки машина времени и войны трансформировала в ужас и кошмар.
«Один европейский музей уже заинтересовался этой работой. Шар я увидел случайно на металлокассе. Грузчики хотели сделать из него душевую кабину. Я позвонил начальнику металлокассы и попросил продать мне. Он распорядился: “Новикову!” Тут же иду по территории и вижу металлические колышки. Я сразу – идея. Насверлил, напилил и получилась вот такая натуральная мина», – рассказал Владимир Новиков.
Общая идея рождается у художника в голове, а потом начинает расщепляться. Ни для картин, ни для арт-объектов он не делает эскизы. Идея может начать «раскручиваться» от детали или запчасти. Сама картина – это подвижная материя. Какой будет финальная точка, неизвестно до самого последнего штриха. «У меня нет эскизных шор. Идея может перевернуться и уйти в другую сторону. Это космические дела, когда не ты сидишь и переносишь от эскиза, а тобой кто-то сверху движет. Такими вещами мало кто занимается, для этого нужны раскрепощённые мозги», – отметил художник.
Владимир Новиков уверен, что искусство – самый великий обман. «Мы пишем то, чего не может быть, но зритель в это верит. Взял вещь с мусорки, с металлокассы, создал что-то – и она живёт, хотя была выброшена. Это мистификация».
Блуждая по лабиринтам подсознания, фантазии художника сливаются с реальной действительностью и преобразуются в уникальный творческий опыт. Многие картины Владимира Новикова хранятся в коллекции омского предпринимателя Владимира Гаврилова, готового предоставить их для экспозиции. Арт-объекты пока вообще не выставлялись. В перспективе могла бы получиться необычная коллаборация на стыке искусства и технических решений.
Автор: Мария Калинина
Фото: Александра Румянцева