Дата публикации: 5.07.2025
Она очень детально, увлекательно и образно рассказывает о каждом экземпляре из своей коллекции. А их здесь, в новом музее кукол, около 300. Ещё 200 сейчас выставлены в Александровском народном музее им. А. К. Вормсбехера в селе Александровка Азовского немецкого национального района, остальные хранятся у Светланы Захаровой дома. В общей сложности в собрании антикварных кукол художницы почти 800 самых разных образцов авторского и фабричного производства, приехавших в Сибирь со всего света.
Глина, ткань, нитки, воск, папье-маше, грецкий орех, дерево, тростник, фарфор, пластмасса – материалы, из которых они изготовлены самые разные, в зависимости от «года рождения» куклы и её «места жительства». Возраст самых драгоценных – более полутора веков, они путешественницы во времени из царской России, кайзеровской Германии, Франции времён начала Третьей республики. В главном экспозиционном зале музея шесть стеклянных стеллажей под потолок, здесь они сейчас и живут бок о бок с более юными гостями со всего света. И это не преувеличение, в коллекции Светланы куклы из США и стран Южной Америки, Марокко и Туниса, Ямайки и Таиланда, Японии и Южной Кореи, Филиппин, Турции, Индии, Италии, Испании, Польши, из Закавказья и Средней Азии – одним словом, едва ли не со всей планеты.
Мы подолгу стоим со Светланой у каждого стеллажа, и она рассказывает, рассказывает, рассказывает...
– Это мои любимые, советские куклы, – открывает хозяйка стеклянную дверцу в центре экспозиционного хранилища. – Вот Антошка Футболист и лопоухий Володька, это куклы моей старшей сестры, они из «театральной» серии Льва Разумовского. В советские годы кукол создавали настоящие художники. Каждая, на мой взгляд, произведение искусства, все образы тщательно продуманы. Прототипами этих кукол были обычные советские дети, потому, наверное. они настолько трогательные и живые, с характерами и яркой индивидуальностью. Володьку, например, Лев Разумовский придумал, глядя на своего озорного, веснушчатого племянника.
А вот это наиболее ценная витрина, здесь у меня куклы царской России. В конце позапрошлого, начале прошлого века в стране была единственная артель Дунаева в подмосковном Хотьково, где до 1938 года делали кукол. Сначала на этом заводике выпускали кирпичи, а потом – уникальных российских кукол. Основой для лиц служили французские и немецкие молды (формочки для изготовления объёмных деталей). Головки делали из обожжённой терракоты, глазки стеклянные, они, кстати, открываются и закрываются. Шарнирные тела из дерева. Наряжали кукол в традиционные русские одежды и отправляли исключительно на экспорт. С 1910-го по 1920-й год они регулярно экспонировались на парижских выставках. Сейчас их в России не найти, всё. что оставалось, было уничтожено как пережитки царизма. В 1927 году хозяина артели расстреляли, а потом и завод сожгли. Эти куклы привезены из Америки, куплены там на аукционе, – рассказывает Светлана.
В соседнем «кукольном доме» знаменитые европейские куклы, всем им больше ста лет. Есть здесь знаменитый Чарли – керамическая расписная тяжёлая кукла для купания. Есть восковая англичанка, которую почему-то боится дочь Светланы. Есть немецкая чайная кукла 1895-го года. В прекрасно сохранившемся кружевном платье, миниатюрных ботиночках и даже носочках. Таких кукол обязательно ставили на чайный стол, и это не кукла на чайник в нашем традиционном представлении, а элемент украшения церемонии. Настоящие произведения искусства – будуарные куклы из Франции и Германии, им тоже уже по 130 лет. Таких кукол молодые люди дарили девушкам после сватовства, всё равно что сегодня обручальное кольцо. Стоили они очень дорого, и если у девушки на будуарном столике сидела такая красавица, значит, девушка в статусе невесты.
А рядом с помпезными красавицами из XVIII века глазами милых детских игрушек смотрит на нас Вторая мировая война. Светлана показывает мне маленькую куклу, которой в 1944 году играла девочка в оккупированной Франции. Она не очень хорошо сохранилась, кое-где разбита, но в кармане кукольного фартучка хозяйка музея обнаружила настоящую монетку.
– А эта кукла из блокадного Ленинграда. В годы войны ленинградцы эвакуировались в наш город и многие потом оставались жить в Омске. У нас был сосед по даче, дядя Миша, Михаил Морозов, он оставил мне свою куклу в подарок на память о его блокадном детстве. Он почти не помнит тех событий, единственное воспоминание, как ел картофельные очистки, и это, говорил, самое вкусное, что когда-либо пробовал. Он потом всю жизнь никогда не выкидывал ни крошки хлеба. И куклу эту сохранил. Для меня это очень ценный подарок, – говорит Светлана.
Американский раздел экспозиции яркий, эмоциональный, но лично для меня всё же немножко чужой. Хотя и здесь есть очень трогательные и душевные истории.
– Это Рэггиди Энн. В 1920 году её для своей больной дочери придумал и сделал дизайнер Джонни Груэлл. На мой взгляд, она достаточно примитивненькая и страшненькая, но была очень популярна в Америке. Девочка потом умерла, но эта кукла скрасила её дни. А это не менее знаменитый в Америке и Европе до 80-х годов прошлого столетия Худи Дуди, марионетка-чревовещатель. Несколько десятилетий на Западе шло детское шоу «Привет, Дуди!», которое с лёгкой руки советского генсека Хрущёва стало прототипом нашей детской передачи «Спокойной ночи, малыши». У нас, конечно, рыжий деревенский парень героем детской передачи не мог стать, у нас придумали Хрюшу, Филю, Каркушу и Степашку, героев, близких советским детям. Ещё одна интересная и знаменитая «экранная» серия – куклы компании Мадам Александер Little Women. Выпуск этой коллекции был приурочен к выходу фильма «Маленькие женщины» по роману Луизы Мэй Олкотт. У меня есть несколько экземпляров и они мне тоже очень дороги, – делится Светлана.
Экзотические тростевые куклы традиционного индонезийского театра, марионетки из Непала, испанские тореадоры из ниток, тряпичные мотанки из разных стран, просто глаза разбегаются, глядя на это удивительное собрание. А вообще, неблагодарное это дело рассказывать о том. на что можно взглянуть своими глазами и сложить собственное впечатление от увиденного. Сюда обязательно стоит прийти, тем более. что аналогов омскому музею кукол Светланы Захаровой в нашей стране раз-два и обчёлся. Разве что в столицах можно увидеть не менее интересные коллекции.
Музей расположен на ул. Чокана Валиханова, 2. С 7 июля здесь открывается экскурсионная программа. И, что важно, помимо кукол в музее ещё много чего интересного – мастер-классы, творческие мастерские, практические занятия под руководством известных омских художников, и даже курсы по иконописи.
Автор: Марина Неупокоева
Фото автора
Читайте также
