С Бродвея – в Омск. В омском ТЮЗе дали оперу-буфф «Одолжите тенора»

Дата публикации: 4.11.2024

В омском Театре юного зрителя сейчас дают оперу-буфф. Впрочем, тут необходимы два уточнения. Во-первых, спектакли проходят в Доме актёра (в здании ТЮЗа никак не закончится капитальный ремонт). Во-вторых, «Одолжите тенора» – это «комедия в стиле оперы-буфф», то есть герои там не поют (ну почти). При этом действие всё же разворачивается в околооперном пространстве, а пение играет в нём принципиально важную роль.

История такая: в умеренно культурном американском городе Кливленде ждут тенора мирового уровня Тито Мерелли, который должен спеть партию Отелло. Он оказывается человеком непростым и довольно безответственным: сначала не приезжает вовремя, ставя всё под угрозу, потом отказывается от репетиции, ссылаясь на проблемы с пищеварением, и наконец засыпает мертвецким сном из-за принятой (правда, не по своей воле) двойной дозы снотворного.

Директор театра, уверенный в том, что Мерелли не уснул, а умер, категорически не хочет возвращать зрителям деньги за билеты. Поэтому он выдаёт за звезду своего помощника, неуклюжего и застенчивого Макса (благо выступать надо в гриме). В этот момент зритель уже понимает, что Макс обнаружит выдающиеся вокальные способности, что благодаря этой истории у него всё получится с дочкой начальника Мэгги и что Мерелли «воскреснет» в самый неподходящий для Макса момент.

Как-то так всё и происходит. Если бы это был фильм (ещё и американский), во второй части мы бы увидели оперное представление во всей красе и насладились бы Максовым триумфом. Но театральная «комедия в стиле оперы-буфф» – совсем другой жанр. Поэтому «Отелло» смотрят только кливлендские зрители, а омским остаётся наблюдать за последствиями: за тем, как сразу два Отелло ходят по одному гостиничному номеру, до определённого момента не замечая друг друга, и как остальные персонажи ничего не могут понять.

Если честно, критиковать за что-либо этот спектакль совсем не хочется. По большей части он производит именно тот эффект, который должен производить: он уморительно смешон. Из актёров за это стоит благодарить в первую очередь Виталия Сосоя (неврастеник Сондерс, директор театра, переживающий из-за гниющих креветок, которые надо успеть подать зрителям в антракте) и Димитрия Пономарёва (звезда Тито Мерелли, мучающийся животом, изо всех сил спасающий брак с ревнивицей Марией и до полусмерти перепуганный кливлендскими событиями).

Макс, возможно, слишком предсказуем – но всё же и этот герой очень забавен. Основные женские персонажи, Мэгги и Диана, прибавляют сюжету пикантности (и дело даже не в тех сценах, в которых они появляются одетыми в бельё 1920-х годов). Ну а благополучный финал греет душу: всё-таки иногда хочется не «глубоких нравственных исканий» в духе Достоевского, а простого счастья для всех – и чтобы никто не ушёл обиженным.

Ложкой дёгтя стала сцена, в которой Мерелли принимает оперную певицу за проститутку. В этот момент «комедия положений» опустилась до уровня «Кривого зеркала» – и, кажется, именно тогда основной части публики было особенно смешно. Что ж, такое бывает. «Опера-буфф» – не слишком высокий жанр, иногда не получается удержаться и на этой высоте.

Кстати, западный зритель знает пьесу Кена Людвига «Одолжите тенора» очень хорошо. Спектакль, спродюсированный Эндрю Ллойдом Уэббером, с огромным успехом шёл в Лондоне и на Бродвее, получил семь номинаций на премию «Тони» и в двух из них победил. Теперь получить удовольствие может и омская публика – пусть даже не в ТЮЗовских стенах.


Автор: Николай Дубровский

Фото: Полина Козлова

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.