Дата публикации: 13.07.2025
В Омске прошёл закрытый показ короткометражного фильма «Лизонька». Картина заметно отличается от большинства современных кинематографических работ. В ней нет спецэффектов, погонь, искусственного интеллекта, масштабного финансирования. Но есть единомышленники, чудеса и благодать.
Фильм снят в уникальном месте – Свято-Троицком Архиерейском подворье с. Белбаж (исторически Троицкий Белбажский женский монастырь, основанный ещё в 1708 году по указу Петра Первого) на севере Нижегородской области. Картина посвящена реальной исторической личности – подвижнице и блаженной Елизавете Борисовой, Лизоньке, как ласково называют её верующие.
Фильм начал свою фестивальную историю – стал обладателем специального приза «За искренность и чистоту» на Городецком кинофестивале им. Св. Александра Невского в 2025 году, вошёл в шорт-листы других кинофестивалей. По всей стране идут закрытые показы картины, такой прошёл накануне и в Омске.
Сюжет
«Главная задача священника – идти туда, где люди», – говорит отец Евлогий, омич и бывший на тот момент настоятель Белбажской обители, по инициативе которого и был снят фильм. Он же выступил и генеральным продюсером, и главным консультантом фильма. «Визуальная культура – повсюду, и мы должны привнести и в кино православные ценности. Не было шанса на ошибку, ведь кино будут смотреть люди. Поэтому к созданию сценария, съёмкам, даже к реквизиту подошли особенно тщательно».
«Нераскаянный грех как камень – на дно тянуть будет, пока не утопит» – это ключевая идея фильма. В основе сюжета – один эпизод из жизни блаженной Лизоньки, совершавшей более 200 лет назад главный подвиг христианства – юродство. Когда-то она пришла в Троицкий Белуджский женский монастырь с просьбой принять её в монахини. Настоятельница вначале отказала – как сказано в жизнеописании, «увидев в ней признаки удалённости». Однако Лизонька никуда не ушла – спала на снегу, ела то, что дадут сёстры. Сжалившись над ней, настоятельница приняла её в обитель, в которой Лизонька, в миру Елизавета Борисова, прожила до 90 лет.
Главная линия фильма – вымышленная история, но в ней немало исторических фактов, описанных в житии блаженной. Например, её всегдашняя весёлость, открытость людям и даже ярко-красный сарафан. Лизонька всегда ходила в одной одежде, босиком по снегу, говорила пророчества, которых поначалу никто не понимал. Со временем люди начали вслушиваться в её речи и находить в них ответы на свои вопросы. Лизонька, по сохранившимся свидетельствам, предсказывала будущее и видела прошлое, так что постепенно в монастыре ничего без её участия не делалось, а сама игуменья приходила к ней за советом. К ней потянулись люди – за советом, с просьбами о молитвах и излечении.
«Когда монах уходит в монастырь, он отказывается от всего мирского. А когда юродивый начинает свой путь к Богу, он отказывается и от собственного ума, живёт в аскезе, смиренно терпит насмешки людей несведущих. Для них – каждый день, каждый человек добрый, они счастливы всегда. Блаженные олицетворяют связь между тем миром и этим, одной ногой на земле, а другой – в небесах», – поясняет духовный смысл феномена юродства иеромонах Евлогий (Ращупкин).
Лизонька дожила до 90 лет, предсказав заранее собственную кончину. Её похоронили за алтарём Троицкого собора в монастыре, чего удостаивались только самые значимые люди. Паломники приходили и сюда, пока в советское время могилу буквально не закатали в асфальт. Лишь в начале нулевых на территории монастыря начались раскопки, и могила Лизоньки была найдена и восстановлена.
Монастырь как декорации
Декорациями фильма стала удивительная природа Нижегородской области и Белбажская обитель. Места когда-то дикие и глухие, где в монашеских скитах находили убежище старообрядцы и беглые крепостные. В XVIII веке живущие здесь старообрядцы решили вернуться в лоно православной церкви, и Пётр I, до которого дошла эта весть, повелел основать здесь женский монастырь – об этом свидетельствуют найденные в архивах документы. С тех пор монастырь переживал разные периоды – и упадка, и воскрешения, сейчас этап его очередного возрождения. Как говорит омский меценат и коллекционер Константин Глущенко, присутствовавший на съёмках: «это место необыкновенное, потому что там себя чувствуешь совершенно другим человеком. При мне в этот храм приезжали женщины из Нижегородского онкологического центра, которым уже был поставлен страшный диагноз. И они пришли в этот монастырь, к отцу Евлогию с молитвой, обращённой к Лизоньке. И вот уже два года регулярно посещают монастырь – нашли себе силы и исцеление, и это подтвердили ещё и анализы. Места действительно чудесные».
Специально для съёмок на территории монастыря построили деревянную келью Лизоньки. С реквизитом пришлось повозиться: как рассказал отец Евлогий, долго искали фаэтон – конный экипаж, а потом гримировали единственный найденный его современный аналог. Кучеров-мужчин не нашлось, поэтому гримёры использовали свой талант, чтобы превратить единственную женщину, умеющую управлять лошадьми, в кучера XVIII века. Для сторожа никак не находился тулуп – шутка ли сказать, 72-й размер! Пока наконец в одном из музеев съёмочной группе не дали тулуп, которым раньше покрывали пассажиров саней в лютые морозы. На поиски вилок с характерным для тех времён изгибом вовсе ушло 2 недели.
Но это скорее исключение из правил – съёмки прошли как на одном дыхании. «Этот фильм – очередное чудо Лизоньки. Всё будто получалось само собой – находились люди, профессионалы высокого уровня, деньги, всё получалось легко. У всех было чувство, что снимаем на самом деле не мы», – говорит отец Евлогий.
Съёмки как духовное перерождение
«Лизонька, на ветру молитвою поутру всех нас добром помяни…» Рефрен саундтрека звучит как слоган фильма: заглавную песню написал Руслан Силин, известный автор и исполнитель православных песен.
Кроме него, над фильмом работали и другие профессионалы – главную роль исполнила Евгения Разумная, актриса театра и кино г. Санкт-Петербурга, а также нижегородские актёры – Галина Синаревская, Василий Лысков, Рената Актищева, Олег Горожанов. Оператор-постановщик фильма – Филипп Савченко, второй режиссёр – Елена Баркова (Москва).
Были и непрофессиональные актёры – к примеру, известный омский православный художник Владимир Чупилко сыграл эпизодическую роль в «Лизоньке». Он воплотил на экране сквозную роль монаха-художника, который пишет портрет блаженной. О работе над картиной рассказал отец Евлогий: «Не сохранилось никаких свидетельств о том, как выглядела юродивая. Рост, цвет волос, телосложение – ничего. Поэтому я предложил написать её такой, как Владимир её увидел. Получилась картина, больше похожая на икону. Так как у Лизоньки пока нет статуса святой, нимб над головой изобразить нельзя, но Володя сделал свечение по всей фигуре. Эта картина сейчас выставлена в одном из храмов монастыря, люди подходят к ней и молятся, как перед иконой».
Члены съёмочной команды отмечают – работа в таком фильме совершенно новый опыт и для карьеры, и для души. Исполнительница главной роли Евгения Разумная на первом закрытом показе, прошедшем в Белбаже, признавалась, что много работала над ролью, читала о феномене юродства на Руси и долгое время ощущала себя в состоянии блаженства, не понимая, где она, а где сценический персонаж. Зрители единодушны – экранная Лизонька филигранно идёт по краю, не скатываясь в сумасшествие и не переигрывая.
На предыдущем показе один из самых распространённых вопросов был адресован Михаилу Гущину, режиссёру-постановщику фильма: «Как вы решились снимать фильм?» Он отвечал: «В одну ночь что-то подняло, я пошёл туда, где стояли кресты, к могиле Лизоньки. Встал, закрыл глаза, поднял голову вверх и мысленно обратился к ней: “Подай мне знак, имею ли я право снимать этот фильм?”. И на меня снизошла благодать, меня как будто меня кто-то обнял. С этого момента я понял, что этот фильм сделаю».
Что будет с фильмом дальше?
Команда осталась едина и дружна до сих пор, как говорят все — от режиссёра до гримёра – хочется продолжать, снова снимать. О том же говорит и первая реакция зрителей после просмотра: «Мало!» Фильм «Лизонька» – всего 25 минут, и показывает зрителю только один сюжет из её жизни. А таких только по официальному жизнеописанию было несколько десятков. Тут же в разговоре возникла идея создания сериала по житию преподобной Елизаветы Борисовой или цикла короткометражных фильмов о других блаженных. Гости с ходу предложили новых героев – блаженного Николая, погребённого на Старо-Восточном кладбище Омска, или матушку Варвару, основательницу женского монастыря Серафима Саровского в Марьяновском районе, более известного как «Варварина пустынь».
Как мы уже упоминали, не так давно закрытый показ фильма состоялся на территории Белбажского монастыря. Площадка не могла вместить всех желающих, их было больше 300, пришлось делать несколько показов. Сейчас фильм продолжает участвовать в фестивалях, но, как сказал отец Евлогий, не это главная цель фильма. «Конечно, мы хотим, что фильм вышел к широкому зрителю, и обязательно займёмся этим ближе к осени».
Об истории создания фильма и съёмках в нашем подкасте подробно рассказали Владимир Чупилко, исполнитель роли Художника, и Константин Глущенко, омский меценат и коллекционер. Посмотреть подкаст можно здесь
Автор: Ирина Баландина
Фото: Александр Румянцев, Светлана Бакулина (предоставлены героями публикации)