Дата публикации: 15.11.2025
В небольшом ауле Байымбет Омской области, где каждый житель — казах, родилась Торгын Ашенова. Её имя, данное любимой бабушкой, стало символом судьбы, предопределённой для служения своему народу. От казахских сказок и песен в родительском доме, через строгий пример деда-мугалима, до золотой медали в сельской школе и упорного поступления в вуз — каждый шаг Торгын был пронизан любовью к своим корням и стремлением к знаниям.
Как из этой любви к наследию родилась идея объединения «Казахи Омска»? Как, пройдя путь от скромных студенческих встреч до масштабных проектов, известных далеко за пределами региона, организация сохраняет и развивает культуру казахского народа? И как пожар, уничтоживший мечту об этнокультурном центре, не сломил Торгын, а лишь укрепил её решимость продолжать своё дело?
Аул Байымбет. Называевский район. 100% населения – казахи. Именно здесь в 1986 году родилась будущий основатель и идейный вдохновитель объединения омских казахов Торгын Ашенова. Имя дала бабушка, которая ждала внучку с особым нетерпением.
«В 80-е годы у подруг уже были внуки, а моя бабушка никак не могла дождаться. Прочитав одно из произведений, где главными героями были возлюбленная пара Торгын и Абзал, она “застолбила” эти имена для своих первых внуков. Как обещала, так и сделала. Сначала женился старший сын. У него родился мальчик. Его назвали Абзал. Потом у второго сына появилась дочка. Меня назвали Торгын».

Торгын выросла в большой казахской семье. Бабушка и дедушка, дядя — все жили на одной улице. На три дома 10 детей. В соседних деревнях неподалёку ещё шестеро – двоюродные братья и сестры. Все праздники отмечали вместе. Летом ездили на сенокос, собирали ягоды.
«В наших домах звучала родная речь. До сих пор помню, что все внуки, а нас у бабушки с дедушкой было 20, собирались и слушали народные сказки, былины. Слушая казахские песни о родине, о матери, видели, как бабушка вытирала слёзы».

Примером для всей семьи был дедушка. Строгий и уважаемый мужчина. К нему за советом приходил и стар и млад. Обращались не по имени. Звали мугалим, что в переводе на русский означает учитель.
«Помню, ему уже 70 было. Лето, июль, жара, а он пост держит в месяц Рамадан. В 6 утра уехали на сенокос, после 12 возвращаются. Только тогда он выпивал воды и мог прикоснуться к еде. Я поражалась, какая должна быть сила воли у человека и сила веры, чтоб в июльский зной работать в поле и не выпить даже глоточка воды».
Быть примером старалась и внучка. Ведь она – старшая из четверых братьев и сестёр. Привыкла к ответственности с детства. Была на хозяйстве. Напоить овец, подоить корову, набить масла, убраться – прямые обязанности. А ещё девочка не забывала про школу и развитие. Делала уроки, ходила в театральный кружок и выступала. Кстати, не только в местной школе.
«У меня получалось учить большие произведения и стихи наизусть. Папа с гордостью вытаскивал в центр зала, и я могла полчаса читать произведения Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Дом у нас всегда был полон гостей, поэтому выступать мне приходилось очень часто».
Сельскую школу Торгын окончила с золотой медалью. Хотела стать врачом или учителем. Девушка решила поступать на исторический факультет в ОмГПУ. Приехала с мамой в город, чтобы сдать тест, но провалила его.

«Каково было моё удивление, что вопросы теста были мне незнакомы. Оказалось, что наша школа была с этно-компонентом. Учебники по русскому языку были изданы специально для нашей школы в Санкт-Петербурге. Этот учебник был таким примитивным, что были задания типа «переведите на родной язык».
Торгын не сдалась. Записалась на подготовительные курсы по русскому языку при вузе. Каждую субботу девушка преодолевала десятки километров, чтобы получить необходимые знания.
«Дождь, снег, осень, зима, весна. Каждую субботу вставала в три ночи, шла пешком до подстанции два километра — когда провожают, когда нет. Иногда идёшь одна в полной темноте до электрички до Называевска. Приезжаешь в пятом часу утра и сидишь на вокзале в ожидании электрички «Называевская – Омск». В 8:30 ты приезжаешь на вокзал, оттуда ещё в Нефтяники, с 9:00 до 16:00 занятия, в 18:00 едешь на электричке обратно. В 21:30 прибываешь на подстанцию и снова два километра до дома».
Несмотря ни на что, Торгын сдала тестирование лучше всех. Переехала в Омск, жила у тёти и готовилась к экзамену по истории. Результат феноменальный. Выпускница получила 196 баллов из 200 возможных. Торгын автоматически зачислили в вуз без дополнительных испытаний.
«Кажется, тогда я впервые видела, как плакал мой папа. Он всегда нам говорил: “Учитесь, это ваш завтрашний хлеб. У нас не было возможностей, и мы так и остались в своём ауле, а вам надо учиться”».
Студенческая жизнь открыла новые возможности. На третьем курсе Торгын побывала на Форуме в Новосибирске. Её научная работа оказалась в числе победителей. На четвёртом курсе студентка поступила на второе высшее по специальности «Менеджмент организации». А потом в аспирантуру в Омской школе милиции.
«Я даже и представить не могла, что именно туда занесёт меня судьба. Я, может, и осталась бы на истфаке, но у нас не было аспирантуры по юриспруденции, а я хотела только по своей специальности. Прочитав в интернете, что в Академии МВД открыт набор в аспирантуру, я отправилась туда, сдав вступительные экзамены, поступила на кафедру “Теории и истории права и государства”».
В 2015 году Торгын защитила диссертацию в Институте государства и права при РАН в Москве. Работала преподавателем в Омской юридической академии. Спустя пять лет вернулась на родную кафедру.
Путь к «Казахам Омска»
Параллельно с работой девушка вела активную общественную жизнь. Всё началось после окончания университета в 2007.
«Мы с сестрой жили в общежитии и как-то на сайте Казах.ру нашли страничку “Омские казахи откликнитесь!”. Это был чат, в котором мы общались с ребятами. Решили собраться, познакомиться».
Студенты-казахи из разных вузов Омска общались, дружили и спорили на разные темы. Межнациональные браки, исламская религия. Так в сети появилась группа «Казахи Омска», которая объединила представителей одной национальности.

«Мы начали собираться раз в месяц — играли в футбол, волейбол, русскую лапту. Хотелось общаться со своими. На тот момент не было какой-то конкретной цели. Мы были молоды, активны. Нам просто хотелось проводить свой досуг интересно. Сегодня, спустя 17 лет, мы понимаем, что мы создали бренд “Казахи Омска”. Про нас знают далеко за пределами России. Мы общаемся с общественными организациями из разных стран».
Сохранение и популяризация казахской культуры и языка, вовлечение молодёжи в социальные проекты и мероприятия стали главной целью сообщества. «Казахи Омска» начали организовывать различные проекты, чтобы максимально популяризировать свою культуру и нести свою миссию в массы. Переломным стал 2014 год. Тогда состоялся первый крупный проект – конкурс традиций, таланта и красоты «Ару кыз».

Конкурс «Ару кыз», 2014 год, на фото победительница Махабат Шахуова, прим.,
Фото: mc.bk55.ru
«Мы сломали стереотип о конкурсах красоты. Наши участницы выходили на сцену не в купальниках, а в красивых национальных нарядах. Показали своё воспитание, знание традиций, свои таланты. Во всех топ-новостях писали: “Самая красивая казашка Омска отправится в Арабские Эмираты”.
У истоков «Казахов Омска» стояло всего шесть человек. Они решили зарегистрировать объединение официально. Руководителем стала Торгын Ашенова.

«Помню, тогда мне сказали: “Соглашаясь на роль лидера, на роль руководителя организации, ты должна понять всю ответственность принимаемого решения. Если у организации будет успех, будут хвалить тебя, если будет неудача — получать будешь тоже ты”».
Оглядываясь на 17 лет назад, Торгын уверена, что всё сделала правильно. В копилке объединения десятки успешных проектов, фестивалей и конкурсов. При организации работает редакция газеты, театр танца, вокальная и домбровая студии, волонтёрский центр.
«Мы выигрывали гранты Фонда Тимченко, Росмолодёжи, Фонда президентских грантов, муниципальные гранты, получили субсидии Правительства Омской области. Проекты в основном делаются самой молодёжью для молодёжи. Мы сумели повернуть взгляд молодёжи в тему национального вопроса, сумели воплотить новаторские идеи. Изменили отношение к культуре, это не только про фестивали».
Один из последних проектов, который прогремел на весь Омск – евразийский конкурс высокой моды «Этно-Эратно». «Казахи Омска» не смогли получить грант, но провели мероприятие на самом высоком уровне.

Свои коллекции представили дизайнеры из Якутии, Бурятии, Хабаровского, Алтайского, Забайкальского краев, Республики Алтай, Тюмени, Барнаула, Новосибирска, Курска, Челябинска, Астаны, Петропавловска и Казахстана. Подробнее об этом можно почитать здесь: tramplin.media/news/9/7674
«Сейчас тренд на этно-моду. Я мечтаю, что наша молодёжь будет носить этнические вещи, и это станет нормой. Автор проекта “Этно Эрато” была в Алмате и сделала мне предложение провести конкурс в Омске. Это оказалось её давней мечтой, ведь именно в нашем городе когда-то учился её отец. Перед тем как принять решение, я отправилась на финал конкурса в Москву. Мне нужно было увидеть внутреннюю кухню и понять сможем мы это сделать или нет? Как видите, смогли».
Сожжённая мечта
Несмотря на масштаб мероприятий, которые проводит казахская организация, своего место у неё нет. Помещение «Казахам Омска» выделили в 2023 году. Торгын мечтала открыть там этнокультурный центр. Он должен был стать местом притяжения тех, кто неравнодушен к казахской культуре. Однако пожар превратил все планы в пепел.

«Пожар случился буквально за несколько дней до празднования Наурыза, которое должно было пройти на “Зелёном острове”. Мы не стали отменять проект. Иногда я думаю, если бы отменили, наверное, впали бы в депрессию. Больше двух лет мы занимаемся восстановлением офиса и мечтаем создать Семейный этнокультурный центр “Шанырак”».
«Казахи Омска» уже доказали, они – визитная карточка региона. Совместно участники организации пишут историю города, области и России в целом. Останавливаться не намерены. Впереди много проектов и идей. Чем больше, тем крепче будут межнациональные связи между народами в нашей большой стране, уверена Торгын Ашенова.
Текст: Ксения Михеева
Фото: личный архив Торгын Ашеновой
Читайте также


