Дата публикации: 12.12.2025
«Эпифания» — слово греческое, и на современный язык его можно перевести как «вспышка, выхватившая из темноты мгновения быстротечной жизни».
Именно такое восприятие окружающего мира передают работы Марии Смольяниновой – московской художницы, которую называют самобытным автором с индивидуальным художественным почерком. И это притом, что автор 70 работ, представленных в Омске, имеет дело не с холстом и кистью, которые способны передавать эмоции, а с массивным производственным станком, которым нужно уметь управлять. За такими агрегатами в своё время работали Рембрандт, Дюрер, Дега, Пикассо. И это неудивительно, ведь техника офорта была изобретена в XVI веке. С тех пор в ней ничего не поменялась, разве что желающих работать из-за сложности процесса стало меньше. Офорт можно смело назвать сочетанием ремесленничества и творческого видения.

Открывая выставку «Эпифании Марии Смольяниновой. Офорты», учредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» директор музея-заповедника «Остров-Град Свияжск» Артём Силкин заметил:
— Творчество Марии Смольяниновой – это занятие, построенное на нарочитом самоограничении, очень вдумчивое, замедленное по своей технологии. Но именно такие занятия сохраняют подлинную жизнь искусства. Работы художника требуют внимательного рассматривания, здесь нет никакой злободневности, это философские работы.

— Я занимаюсь печатной графикой с 2008 года. Впервые попробовала, учась в институте. Это занятие меня увлекло и стало моей страстью, — рассказала Мария Смольянинова. — Работаю сериями картин – так мне легче выразить свои ощущения, замысел. На выставке в Омске представлены несколько серий, посвящённых разным городам – Москве, Петербургу, Свияжску, Тбилиси. Есть серия, рассказывающая о зимней поездке в Крым, в которой я постаралась выразить особенную жизнь моря в январе. В серии «Вечный пейзаж» представлены всего три офорта. Работа над этим циклом началась сразу после снятия ограничений, связанных с пандемией. Была весна, я поехала за город и, увидев обнажённую землю, простор, испытала невероятное ощущение радости от того, что будто бы всё начинается заново. В течение десяти дней ездила в Подмосковье, делала зарисовки, что и послужило началом «Вечного пейзажа». Я поняла, насколько я, как человек, маленькая в сравнении с простором природы.

Свой первый офорт в 2008 году Мария Смольянинова посвятила железной дороге. Пути и пересекающиеся провода напоминают ей нотный стан и иероглифы. Художник стала развивать эту тему и представила на выставке в Омске несколько изображений, среди которых «Путь», «Опус N1 для поездов Ленинградского направления», «Станция Подсолнечная».
Мария признаёт, что техника офорта очень трудоёмкая и не соответствует ритму сегодняшнего дня, ведь быстрое изображение можно получить на гаджете за считаные минуты. Но она продолжает работать на матрицах из цинка, меди и стали — травит свои картины в азотной кислоте, используя различные технологии. На создание одной серии у художника уходят годы.

Большое впечатление на Марию произвела застывшая гладь Иртыша и Оми. И если, вдохновившись сибирскими реками, она приступит к работе уже сейчас, то омскую серию можно будет увидеть примерно в 2028 году.
— Главное – получить и сохранить импульс. Этот очень короткое ощущение, после которого появляется потребность его выразить и ты начинаешь жить внутренней жизнью. Я веду блокноты, дневники, в которых делаю эскизы, которые помогают сохранить мысль. А дальше, когда начинаешь работать в технике, главное удержать это состояние, — поделилась особенностями своего творческого процесса Мария Смольянинова.

Размеры офортов Мария выбирает интуитивно. Так, серия о Грузии – камерная по своей сути – отличается небольшим форматом, а «Январь в Крыму» — это полномасштабные полотна, которые выражают всю глубину ощущений автора.
— В офорте очень важен процесс — несмотря на его сложность, ты погружаешься, и он тебя ведёт. Работа с металлической доской включает в себя огромное количество промежуточных стадий, которые никто, кроме меня, не видит, — поведала художник.

Мария поделилась некоторыми особенностями «укрощения металла». Если, например, температура на момент травления в мастерской будет отличаться от той, что была в самом начале процесса, то задуманного не получится. Металлическая доска очень чувствительная. Тогда на помощь приходит интуиция, и художник начинает травить металл на несколько минут дольше. Всё лишнее смывается бензином и получается форма. Затем станочный вал прокатывает бумагу с доской, и только потом художник увидит то, что получилось. Или не получилось. «Это невероятный азарт и волнение. Здесь важную роль играет твоя режиссура. И режиссура, которую вносит в процесс сам металл», — добавляет Мария.

— Обычно наш музей демонстрирует работы сибирских художников, работающих в технике офорта. И поэтому выставка Марии Смольяниновой – это редкая возможность показать творчество представителя московской школы графики. Искусство Марии интересное, это художник с самобытным, узнаваемым почерком, — подчеркнула Елена Герасимова, куратор выставки, специалист экспозиционно-выставочного отдела Врубелевского музея.

Выставка Марии Смольяниновой в Омске организована музеем имени Михаила Врубеля совместно с фондом «Живой город». Познакомиться с ней можно до 1 февраля 2026 года.
Автор: Маргарита Зиангирова
Фото: Сергей Мельников и автор
Читайте также


