Пленный чех в сибирском городе. История Франтишека Винклера, омско-чешского скульптора

Дата публикации: 25.09.2024

Франтишек Винклер – чех, на творения которого любуется каждый омич как минимум каждый день, в этом году отмечает 140-летний юбилей со дня рождения. Мы даже не знаем даты, когда он родился, но его творения прочно вошли в ДНК Омска, и без его скульптур представить город уже нельзя.

Омичи знают Франтишека как Владимира Винклера, архитектора, который приехал в Омск как пленный, но сумел стать успешным творцом. За свою долгую жизнь он успел сменить несколько стран, спроектировать объекты от классических скульптур до памятников советскому рабочему, влюбиться в омичку и потерять свою любимую, но так и не смог исполнить мечту – вернуться на родину. О скульпторе, которому мы обязаны как минимум двумя достопримечательностями, эта статья.

Франтишек Винклер хотел творить с самого раннего детства. Его отец сразу распознал в нём задатки гения и отправил в Прагу из небольшого моравского городка Пршеров учиться. Наставником Франтишека стал один из самых известных чешских скульпторов – Станислав Сухарды. Обучение было закончено, Виклер был готов работать, но… началась Первая мировая война.

30-летнего Винклера призвали в армию, и здесь ему повезло – вместо окопов его отправили делать снимки в качестве фотографа. Везение, по крайней мере с точки зрения омичей, продолжилось – Франтишек попал в русский плен буквально в первые дни войны.

Чешских военнопленных тогда ссылали в Сибирь, и так Винклер оказался в Омске в числе ещё 14 тысяч военнопленных из других стран. Сибирский город в начале века активно развивался, в это время здесь появились жемчужины архитектуры – здание Тверской мануфактуры, здание страхового общества «Саламандра» и товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Местные власти узнали, что чех – скульптор, и судьба Винклера была решена. Ему предложили работу – много работы, и Франтишек с энтузиазмом ухватился за возможность творить.

Так Винклер стал Владимиром Францевичем, и именно под таким именем его знает весь Омск. Набрав помощников из таких же военнопленных, он начинает работу над самым крупным своим проектом в Омске. В 1912 году Омск стал местом для Управления Омской железной дороги, и здание для него должно было стать особенным – требовались красивый фасад, долговечный материал и изысканные детали. Задумка здания была весьма амбициозной для того времени, и архитектора выбирали долго и мучительно. В итоге петербургский архитектор Пётр Лидваль создал проект здания, который устроил всех. По проекту полуколонны на здании должны были украсить скульптуры, но мастеров такого уровня в Омске тогда попросту не было.

Пленный чех оказался в такой ситуации как нельзя кстати – ему доверили создание четырёх скульптур, олицетворяющих движущие силы железной дороги, четырёх богинь на здании Управления Омской железной дороги – сейчас здесь размещается главный корпус Омского государственного университета путей сообщения. Скульптуры установлены на фасаде и получили название Путь, Тяга, Движение и Управление. Работать приходилось прямо на 20-метровой высоте – по специальному склону Винклеру подавали раствор, а он лепил статуи прямо на железные каркасы. Руке же Винклера принадлежат надписи на фасаде – «Управление» и «1914–1917».

На этой тогда самой важной для Омска стройке Винклер встретил юную омичку – Леночку Мусатову. Она работала машинисткой в управлении – редкая по тогдашнему времени профессия. Любовь вспыхнула тут же, и весной 1918 года молодые люди поженились. Свою Леночку, как называл её Винклер, он обожал до такой степени, что она стала его музой – во многих скульптурах его руки видны черты жены.

В 1915 году Винклер украшает Новый академический театр, сегодня это Омский академический театр драмы. Его авторству принадлежит Крылатый гений, установленный на крыше, – его скульптор создал, вспоминая статуи крылатых ангелов на крыше Пражского театра на Виноградах. Впоследствии Крылатый гений с крыши Драмы был утрачен, и сейчас здесь установлена его неточная копия.

Леночка вот-вот должна была родить первенца, у Винклера было много работы, и пара была счастлива. Но в стране началась Гражданская война, и пришло время снова ехать в неизвестность. Чехи из Чехословацкого корпуса захватили контроль над сибирскими железными дорогами, и скульптор решил ехать на родину. Но Леночка, ставшая матерью, плохо себя чувствовала, поэтому промежуточной точкой был выбран Владивосток.

Для молодого и энергичного скульптора нашлась работа и здесь – он делает скульптуры для ресторанов и кинотеатров. Мотивы стройки социализма и свержения капитализма процветают, и Винклер выполняет необычную для себя работу – создаёт для Дворца труда огромные барельефы Маркса и Ленина, а также скульптурную композицию «Пролетарий, разбивающий цепи на земном шаре». Она до наших дней не сохранилась.

В 1928 году Винклер покидает Россию, но снова не доезжает до Чехии. Он оседает в Харбине, тогда это был русский анклав на территории Китая. Здесь он работает над надгробными памятниками, организовав мастерскую вместе со своими сыновьями, есть в его проектах и настоящие жемчужины – бюсты Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их сына Алексея.

В 1932 году Винклер снова оказывается в центре политических бурь – японцы захватывают Харбин, но уехать в Прагу он не может. Сначала из-за бумажных проволочек, затем Чехия перестаёт быть самостоятельным государством. Винклер работает и при японцах – они доверяют ему оформить набережную реки Сунгари. В этот раз в обликах скульптур угадываются не черты Леночки, а лица сына Игоря и дочери Елены.

В 1945 году Харбин захватывают Советы, город становится частью социалистического Китая. В светлом будущем тоже нужны скульптуры, и Владимир Францевич делает фигуры танкиста, пехотинца и моряка для монумента в честь освобождения Харбина от японцев. Винклеру доверяют даже самые ответственные работы – статуи Сталина и Мао Цзэдуна для памятника советско-китайской дружбе. Правда, монумент так и остался незаконченным – китайские чиновники слишком погрязли в бюрократии.

Любимая Леночка умерла в 1941 году, оставив Винклеру шестерых детей. Скульптор не оставлял надежды вернуться домой в Чехию, продолжая посылать документы на отъезд в течение следующих 15 лет. Однако ему так и не суждено было вернуться домой – бумаги с разрешением на выезд пришли через несколько месяцев после его смерти 18 июля 1956 года. Ему было 72 года.

Наследие Винклера в Омске благополучно живёт – в 2022 году скульптуры на здании ОмГУПСа пережили реставрацию, были восстановлены утраченные детали, отремонтированы трещины и мелкие повреждения.


Автор: Ирина Баландина

Фото: pastvu, открытые источники

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.