Легендарный прибор, которым лечатся миллиарды людей, - родом из Омска

Дата публикации: 13.12.2023

Дореволюционные фотографии бравых генералов на стенах, доска, густо исписанная маркером, и книги. Книги, папки с надписями «Хирургия», «Гинекология», «Оториноларингология» в стеллажах до самого потолка. Так выглядит рабочий кабинет омского заслуженного изобретателя, автора легендарного ультразвукового медицинского аппарата «Тонзиллора» Валерия Педдера. Медицинские изделия, разработанные им и коллективом научно-производственного предприятия «Метромед», разошлись по всему миру. Ими ежегодно успешно лечат миллионы людей - а их автор держится в тени, отдавая все свободное время новым разработкам для разных отраслей экспериментальной и клинической медицины.

 

 

Валерий Викторович, как вы попали в медицину - вы ведь инженер по профессии, работали на «Полете»…

По случаю попал в областную клиническую больницу и увидел в лор-отделении стайки детей 12-14 лет, которым каждую неделю удаляли миндалины. Это сейчас выясняется, что это крайне важный для организма орган, который вырабатывает стволовые клетки и способствует нормализации иммунной системы. Так мной были предложены новые методы консервативного лечения заболеваний лор-органов низкочастотным ультразвуком в сочетании с лекарствами. Верхние дыхательные пути - это врата для инфекции, если обеспечить их эффективное лечение, то можно существенно продлить жизнь и повысить ее качество.

Для того чтобы разработать метод лечения, необходимо предложить и обосновать фактически новую технологию лечения, разработав при этом соответствующее медицинское оборудование. Моя дальнейшая работа в этом направлении коснулась не только лечения лор-заболеваний, но и других отраслей клинической медицины: ортопедии, травматологии, легочной хирургии, стоматологии, гинекологии, онкологии, диабетологии.

Важно разобраться в патогенезе заболеваний и предложить метод, который позволил бы избежать их дальнейшего развития, и только затем разработать медицинский аппарат. Биоинженерные методы работы требуют «ограмотняться» в разных отраслях хирургии и терапии и читать массу новых медицинских журналов, новые научные труды. Чтобы создавать новое в медицине для практики, биоинженер должен уметь разговаривать на одном языке терминов с врачом.

 

Каким из ваших изобретений вы гордитесь больше всего?

«Тонзиллор» - легендарное изобретение, как сказали нам американцы. И добавили - ваши соотечественники так до сих пор и не поняли все его перспективы. Сейчас Тонзиллором по всему миру лечатся миллиарды людей. Только мы в пандемию спасли 37 человек с его помощью - у некоторых было 60% легкого поражено. 4 года назад я сам выздоровел после коронавируса с его помощью.

«Тонзиллор» производится с 1971 года, за это время было продано десятки тысяч устройств. Аппарат эффективен в 100% случаев, он успешно лечит любые заболевания верхних дыхательных путей. Удаление миндалин сокращает жизнь человека, а в России ее продлевают с помощью ультразвука. Тонзиллор активно используется за рубежом. Качество аппаратов «Тонзиллор» и еще свыше 2 десятков аппаратов, выпускаемых коллективов «Метромеда», превышает показатели японских инофирм в отрасли медицинского приборостроения в несколько раз. Каждый аппарат проверяется индивидуально, так что надежность высокая. Как за рубежом проверяют самые дорогие автомобили, так у нас - аппараты.

«Тонзиллор» – легендарный аппарат. В 2018 году нам предлагалось передислоцировать предприятие в Америку. Это уникальная технология, аналогов ей за рубежом нет, сейчас стали появляться дальние аналоги, но равных по эффективности «Тонзиллору» нет.

Педдер Валерий Викторович - инженер-механик, кандидат технических наук, старший научный сотрудник (ВАК СССР) по специальности «Медицинское приборостроение», действительный член Академии медико-технических наук РФ, Советник РАЕН, «Заслуженный изобретатель России». В 1991 году создал на базе НИЛ БМТиП ОмПИ ООО «Научно-производственное предприятие «Метромед», став его генеральным директором, а в 2008 году - председателем Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения и медицинского приборостроения при Омской торгово-промышленной палате. С 2019 года - член Координационного совета при Губернаторе Омской области.

 

У каждого великого изобретения есть история. Наверняка есть и у Тонзиллора?

Лучше всего об этом расскажет наш Музей - мы собрали здесь первые аппараты. Начинали с больших агрегатов, постепенно они становились все компактнее. Проверяли первые «Тонзиллоры» на собаках, они, оказывается, не реже людей подвержены тонзиллиту. У нас сохранились первые аппликаторы для аппаратов, которыми извлекали казеозные пробки у собак, потом появились такие же для человека. Теперь наши аппараты небольшие и легкие. Мы даже сделали первыми гинекологические зеркала в России - за 3 месяца с нуля. Сейчас только ленивый их не делает - а тогда врачам приходилось их коробками возить из-за рубежа.

Тогда, в начале 90-х годов, нашими разработками, позволившими создать линейку аппаратов, не имеющими аналогов в России и за рубежом, коллектив НПП «Метромед» спас от банкротства ПО «Автоматика». Тут большую помощь Метромеду оказали министерство здравоохранения СССР, а именно начальник Комитета по новой медицинской технике, профессор Носкова Тамара Ивановна. В результате мы совместно с производственниками ПО Автоматика поставили 6 медицинских аппаратов на производство - за год! Это были «Тонзиллор», «Гинетон», «Стоматон», «Проктон», «Россоник» и электроотсасыватель (кстати, самый маленький хирургический отсасыватель в мире) и т.д.

 

Для тех, кто никогда не сталкивался с Тонзиллором - как он работает?

Тонзиллор действует на содержимое лакун миндалин. Они забиваются пищей, микроорганизмами, возникает воспалительный процесс, образуются макрофаги, продуцируются лейкоциты и начинается Куликовская битва - кто кого. Патогены выигрывают - миндалины воспаляются, начинается интоксикация. В процессе воспаления распадаются ткани, выделяются белки - а белки это токсины, яд. Причина любой смерти - яд.

Наша задача - вызвать детоксикацию. Ультразвуком можно отмыть ткани дочиста, а дальше за дело берутся естественный иммунитет организма. Аппараты наши направлены на установление гомеостаза - нормального состояния организма в равновесии. Заливаем лекарство, под воздействием ультразвука схлопываются кавитационные шарики, возникают сильные потоки, которые прошивают мембрану вредоносного микроорганизма, его содержимое изливается и выходит, очаг инфекции отмывается. Так работают «Кавитон», «Гинетон», «Лортон» и «Тонзиллор». Мы убираем местный очаг инфекции. Отличаются аппараты только составом приспособлений. Генератор один, акустический узел один, волноводы разные: например, расширитель. Звуковая база одна - 26,5 кГц, 26 тысяч колебаний в секунду. У них разные методики применения, под каждый составляется свой технический паспорт.

 

Над чем сейчас работаете?

«Кавитон» - используем ультразвук для лечения ран. Гнойные раны сейчас вырезаются, а можно просто положить прокладку, поставить ультразвук и пораженная область стерильна! Аппарат уже заканчивает государственные испытания. Это изобретение, которое перевернет всю медицину, высший пилотаж. Здесь используется самое сильное явление после термоядерной реакции - в кавитационном пузырьке при температуре 5-10 тысяч градусов и давлении от 100 до 1000 атмосфер при схлопывании выделяется огромная энергетика. Это все происходит в микромире! И ее можно повернуть на благо медицины.

Сейчас работаем над новой модификацией «Кавитона» - это небольшой аппарат и 2 акустических узла с набором волноводов. Рану лучше всего чистит именно эта технология. Ее эффективность мы проверили еще в Чеченскую войну - пролечили тысячи людей, и ни один не «ушёл».

 

Как нам снова сделать нашу медицину лучшей в мире?

Нужно искать природных людей - людей излучающих, которым от Бога дан талант. Я вам историю расскажу. Был такой мальчик - Ваня Ползунов. Увидел однажды дорогие часы у купца и захотел сделать такие же. И сделал - лучше швейцарских, точнее идут! Увидел это акцизный чиновник и доложил об этом Екатерине - тогда чиновники были обязаны докладывать о таких мастеровитых государыне. Ползунов предстал перед царицей - она назначила его механиком в собственный сад. Механический павлин, сделанный его руками, стоит в Эрмитаже и до сих пор работает - поёт, крутится, машет крыльями. А потом Ползунов разработал первый паровой двигатель, раньше англичан. Это просто пример. К власти должны сходиться веером сведения о таких людях, власть должна собирать такие таланты. Постулатом жизни для государственных людей должно стать - больше отдавать, чем брать.

 

Какую технологию в медицине вы считаете самой перспективной?

Ультразвук - самая перспективная технология в мире. Вот, например, наши озонаторы. В 1883 году все европейские столицы были оборудованы озонаторами для воды – и эпидемии прекратились. Мы используем ту же технологию для лечения. Эффект озона на раны и очаги инфекций ошеломляющий. Обработка два раза - и все идеально чисто, никаких бактерий.

Ещё озонатор эффективен при лечении невынашиваемости беременности. Озон даёт кислород и ребенку, и матери, снижая риск выкидыша. Важен озонатор и в кардиологии. Такой аппарат должен быть в каждой семье, и мы сейчас разрабатываем карманный вариант. Озонированное масло (с озоном и оксидом азота) – панацея от всех бед, помогает зарубцевать раны и диабетические язвы, выживать онкологическим больным.

 

Где работают ваши аппараты?

В Омске многие пользуются нашими аппаратами - «Евромед», например, есть они и в государственных. Многие реализовали себя благодаря медицинским аппаратам, разработанным в нашем городе. На основе разработанных нами технологий защищено 64 диссертационных работ в общей сложности, из них 18 докторских. Все новые технологии и аппараты для их реализации защищены 188 патентами.

 

Бросается в глаза ваша исписанная доска - это планы на будущий год?

Да, это план нашей работы на 2023-2024 год. Здесь и все аппараты от НПО «Метромед». «Гинетон 2ММ» - для лечения гинекологических заболеваний, «Кавитон 2ММ» - для обработки ран, сейчас заканчиваются государственные испытания, «Ирсоник-ММ» - для роста волос, «Бьюстарт» - лечение онкологических заболеваний грудных желез, «Короннет» - карманный озонатор, незаменим при ковиде, «Аудиотон» - занимается лечением тугоухости.

В новых проектах мы ориентируемся на то, какие направления сейчас актуальны, какие ветра дуют. Онкологией активно занялись - все мы, если у нас не будет инсульта или ДТП, мы все доживем до своего рака. Есть разработки по использованию ядов и токсинов в лечебных целях. Но у меня есть один более глобальный проект…

 

Расскажете?

У «Метромеда» есть перспективный проект, который позволит поднять на новую высоту значимость города Омска и омского региона, который претендует на проект федерального уровня. Это создание Регионального центра восстановительного лечения в системе медицинской реабилитации больных с социальными патологиями (онкология, эндокринология, диабет). Его предлагается открыть на Омском море - солёном озере Эбейты, у него просто колоссальные возможности для оздоровления, ничуть не хуже, чем на Мёртвом море. Связь между Омском и морем предлагается осуществить путем разработки нового для России вида транспорта – монорельсового. Так мы создадим новую отрасль промышленности, обеспечим тысячи рабочих мест и наладим скоростную связь между регионами России. Только представьте - от центра города до Эбейты не больше 25 минут, ведь у монорельса скорость 500 км в час! Этот проект я вынашиваю давно, активно его продвигаю и надеюсь, что меня услышат.


Автор: Ирина Баландина

Фото: Никита Кудрявцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.