Дата публикации: 11.08.2023
9 августа в библиотеке им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля «Книжные маяки России» состоялась встреча с фантастами-футурологами Сергеем Переслегиным и Николаем Ютановым. Название мероприятия, правда, литературы как будто и не касалось – «Демонтаж неизбежен: нейросети, называемые искусственным интеллектом, как этап фазового перехода».
Тезис Николая Ютанова тем не менее был прост: развитый искусственный интеллект способен написать текст, который устроит среднего читателя. Современная нейросеть, по его мнению, – это идеальный писатель, поскольку она делает то же, что и большинство коммерчески успешных авторов: компилирует множество разных текстов в один.
После чего футуролог предложил присутствующим поразмышлять о том, как с этим быть. Останутся ли без работы писатели, как остались без работы те, чей труд во время промышленной революции заменили машинным? Ведь главным назначением нейросети, появившейся как математическая модель ещё в 1960-х гг., была обработка информации для последующей автоматизации рабочих процессов.
Вопрос вызвал большой отклик: кто-то поделился страхом потерять работу, кто-то, наоборот, положительным опытом внедрения нейросетей в бизнес. Один из участников поделился ещё более оптимистичной позицией: ИИ – это продолжение интеллекта человеческого, это тот инструмент, что поможет развитию человека на глобальном уровне.
Корреспондент «Трамплина», по совместительству – прозаик, не чуждый фантастики, не осталась в стороне от обсуждения.
«Всё зависит от целеполагания читателей. Есть те, кому нужны "проды", которые потребляют именно как контент: быстро и часто "для галочки". Есть и другой тип читателей: люди, читающие "классическим" способом – вдумчиво и, возможно, бумажные книги. В том, что читателей первого типа очень много, не вижу чего-то ужасного: сама возможность выбора сегодня – это очень важно! При этом качество чтения, уровень погружения в литературу важнее количества читателей. Я же как писатель могу сделать одно: хорошо писать», – Анна Подоляк.
Обозначив возможные сценарии взаимодействия ИИ с литературой, участники перешли к обсуждению ещё одного важного тезиса – о непосредственной возможности нейросети творить.
«Нейросеть предлагает вам текст, собранный из того, что она нашла в сети. За пределы поиска она не выйдёт», – Николай Ютанов.
Часть присутствующих с этим согласилась: «У нейросети нет понятия стиля. Она берёт кусочек одного произведения, кусочек другого – а в целом получается что-то невнятное», – отметил музыкант Алексей. Но были и несогласные, напомнившие, что стиль письма нейросети зависит от точности запроса. На это спикеры резонно заметили, что создание точного запроса – процесс настолько трудоёмкий, что по сути являет собой саму работу над текстом. Следовательно, писать самому – проще и быстрее, ведь написанное нейросетью требует тщательной редактуры.
Одна из участниц категорично заметила: «Единственное отличие искусственного интеллекта от человека – неспособность страдать. Когда нейросеть научится этому, тогда и стоит говорить о её творческом потенциале».
Проектирование будущего
Вторая часть мероприятия представляла собой форсайт-сессию на тему «Будущее книги». Участникам предложили включить фантазию и предположить, как ИИ может помочь литературе. Несмотря на то что в зале присутствовали любители фантастики, многие предложения выглядят возможными для воплощения в ближайшем будущем. Расскажем о нескольких из них.
1. Контекстная реклама книг
Каждый, у кого не установлен блокировщик рекламы, сталкивается с таким раздражающим инструментом, как контекстная реклама. Вы обсудили с кем-то планы на отпуск, новый фильм или никак не завершающийся ремонт – и буквально сразу же браузер предлагает множество товаров и услуг, связанных с вашим разговором. А что, если на основе этих бесед и поисковых запросов людям будут предлагать книги? Это кажется неплохим вариантом для тех, кто открыт новому, но не подойдёт людям, у которых вызывают отторжение подобные рекомендации и списки.
2. Разговор с классиком
«Разговор с книгой» – понятие настолько устоявшееся, что уже стало штампом. А что насчёт разговора с самим автором? Внести в базу данных полное собрание сочинений того или иного автора – а нейросеть будет брать из неё ответы на вопросы пользователя. А если ещё научить ИИ грамотной и красивой речи!.. С таким собеседником наверняка будет интереснее, чем с Алисой, правда, обсудить с ним новый сериал вряд ли получится. Но ведь и к классике мы обращаемся с несколько иными запросами, верно?
3. Совместное чтение
Медленное чтение, интегрированное в игры и медиаконтент – это не только возможность погрузиться в произведение, но и хороший способ коммуникации взрослых с детьми. Разумеется, «аналоговый» вариант совместного чтения бумажных книг никто не отменяет.
Кто напишет наше будущее?
В завершение мероприятия Николай Ютанов напомнил слушателям о том, с чего началась встреча, – о романе Жюля Верна «Клодиус Бомбарнак». В нём Жюль Верн описал путешествие французского журналиста-расследователя по Трансазиатской магистрали, в которой современный читатель легко угадает Транссиб. Однако на момент написания романа Транссиб только начинал строиться, а в итоге его маршрут кардинально разошёлся с тем, что проложил писатель. Однако здесь важнее сам факт авторского предвидения, которое в идеале должно быть развито у каждого фантаста. В связи с этим Сергей Переслегин отметил: «Мы живём в мире, описанном и написанном писателями прошлого. Но есть ли сегодня такая литература, которая опишет будущее, в котором мы будем жить?».
И этот вопрос представляется более значимым, нежели рассуждения о том, вытеснит ли людей искусственный интеллект или нет, поскольку он подсвечивает такую важную проблему, как интерес к окружающему миру. Человек, зацикленный только на себе, не создаст произведение искусства: искусство требует широкого наблюдения и анализа, умения менять точки зрения и рассматривать разные варианты. Нейросети, к слову, сделать этого не могут, поскольку изначально ограничены запросом пользователя. Так что всё по-прежнему зависит только от человека.
После завершения «Книжных маяков России» футурологи обработают материалы встреч из всех городов фестиваля – и, возможно, предложат действующую модель по взаимодействию ИИ с писателями и читателями. А пока она не создана, нам остаются книги, написанные людьми и для людей, – было бы время прочитать всё интересующее.
Текст и фото: Анна Подоляк