Дата публикации: 5.02.2024
Поворот сибирских рек называли самым масштабным проектом в советской истории. Над ним работали около 20 лет более 160 организаций СССР. Схем и чертежей набралось колоссальное количество – 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. Итогом должны были стать цветущая Центральная Азия с полями и оазисами и Аральское море, спасённое от экологической катастрофы. Вот только довести до воплощения удалось только малую часть задуманного – того самого эпохального поворота сибирских рек так и не случилось.
А проблема осталась – многие регионы в Центральной Азии страдают от недостатка воды, при этом численность населения здесь стремительно растёт. Поэтому к проекту поворота сибирских рек возвращаются всё чаще – очередную попытку сделали омские учёные, которые предлагают провести водопровод от Иртыша до Амударьи. «Трамплин» поговорил с одним из авторов проекта – Владимиром Лизуновым, председателем Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП.
История «Сибирского проекта»
Идея повернуть сибирские реки туда, куда нужно человеку, появилась почти сто лет назад, но не нашла одобрения у власти: в 1948 году известный российский географ В.А. Обручев написал о повороте сибирских рек Сталину, но его письмо осталось без ответа. В 1950 году проекту повезло – казахский академик Шафик Чокин снова поднял вопрос орошения засушливых земель, и это как раз совпало с ростом потребления воды в Центральной Азии. Перед учёными воочию встала проблема нехватки пресной воды, в результате появились несколько вариантов схем переброски воды из Сибири в Азию. Общая протяжённость каналов должна была составить 2550 км. Тобол, Иртыш, Обь и Ишим должны были нести часть своего стока в раскалённые пески Азии, создавая там оазисы и плодородные поля, а вершиной проекта должно было стать соединение Северного Ледовитого и Индийского океана огромным судоходным каналом.
Планы советского правительства по «улучшению» планеты.
Ядерный поворот
Вначале учёные планировали использовать для масштабных земляных работ ядерную энергию, так что началась работа над проектом с ядерного взрыва – даже трёх. По плану советских ученых «мирный» атом должен был повернуть сибирские реки туда, куда нужно было человеку. Выбор пал на реку Печору в Пермской области – часть её стока планировали направить в реку Каму, чтобы наполнить водой стремительно мелевший Каспий. Уральская река стала полигоном для испытаний – учёные хотели проверить, реально ли использовать ядерную энергию как средство для изменения природы.
Так появился секретный проект «Тайга», который подразумевал 250 ядерных взрывов, в результате которых должен был появиться искусственный канал от Печоры до Камского бассейна. Были подорваны только три ядерных заряда, каждый мощностью как бомба, сброшенная на Хиросиму. Этого было достаточно, чтобы в районе экологически чистой тайги образовался радиоактивный шлейф в 25 км, а следы заражения были обнаружены в Швеции и США. После осознания учёными масштабов вреда природе от «мирного» атома от идеи ядерных взрывов для поворота рек вспять пришлось отказаться.
Ядерный гриб, случайно попавший на снимок жителя посёлка неподалёку от места взрыва.
В итоге советские инженеры разработали проект массивной сети каналов, насосных станций и водохранилищ, для которых нужно было провести масштабные земляные работы. Проект делился на несколько этапов – каналов, которые бы затем образовали единую сеть.
Канал «Азия»
По проекту этого канала воды сибирских рек должны были перебросить на юг – от слияния Иртыша и Оби до Аральского моря. По пути канал снабжал бы водой не только Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, но и Омскую, Курганскую и Челябинскую области. Предполагалось, что по нему будут ходить суда, а вода будет идти против течения рек, да ещё и на высоте 110 метров. Длина канала по проекту – 2550 км. Кроме того, здесь планировалось построить шесть железнодорожных и 18 автомобильных мостов. Масштабы работ потрясают – для строительства предполагалось вынуть 6,1 млрд м3 грунта! Стоимость проекта – 32,8 млрд рублей.
Канал «Анти-Иртыш»
По этому проекту вода должна была пойти из Иртыша вверх в Казахстан, к Амударье и Сырдарье. Инженеры запланировали здесь строительство гидроузла, 10 насосных станций, канала и водохранилища. Часть этого канала всё-таки была введена в эксплуатацию – в 1974 году был закончен канал Иртыш – Караганда. Он работает и сейчас, начинаясь от реки Белой, рукава Иртыша, и заканчиваясь у насосной станции города Караганда.
Канал «Сиб-Арал»
Это главный канал проекта, который должен был пропускать 27 кубокилометров воды ежегодно. Длина его – больше 2500 км, и начинался он по задумке учёных на реке Обь, чтобы через Тобольск выйти к Сырдарье и Амударье.
Почему проект был остановлен?
Несмотря на множество продуманных проектов и частично построенные каналы, 14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы. Причиной стали многочисленные выступления учёных, которые называли поворот сибирских рек слишком затратным, несостоятельным и опасным для экологии. Свою роль сыграла и более тщательная проверка проектов каналов – были выявлены серьёзные ошибки. Несколько академиков даже составили письмо, в котором описали все катастрофические последствия проекта для регионов.
Впоследствии о Сибирском проекте речь заходила неоднократно – Юрий Лужков, мэр Москвы, заявлял в 2002 году о необходимости поворота сибирских рек в Азию, Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, ратовал за возвращение советского проекта ещё в 2010 году.
Возвращение советской идеи
В мае 2022 года в Законодательное собрание и Общественную палату Омской области пришло официальное письмо от Экологической партии Узбекистана с предложением переправлять на юг воду из Сибири посредством трубопроводов. А 27 июня 2023 года председатель Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК Серик Егизбаев направил запрос в российский парламент с предложением возродить нереализованный советский проект поворота части избыточного стока сибирских рек в Казахстан и Центральную Азию.
Комиссией по вопросам экологии, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности Общественной палаты был рассмотрен и одобрен этот способ решить проблемы дефицита воды в Центральной Азии, а заодно ежегодных паводков в регионах Сибири. Как говорят казахские эксперты, Азии понадобится только 4–5% годового стока сибирских рек, который обычно имеет годовой люфт в 10–12%.
Так появилась «реинкарнация» сибирского проекта – Владимир Лизунов и Анатолий Соловьёв предлагают снова повернуть сибирские реки туда, где их воды жизненно необходимы. Только на этот раз это не каналы с железобетонными конструкциями, а современные водопроводы на основе труб из композитных материалов, по технологии, схожей с прокладкой нефте- и газопроводов. Как говорят авторы, проект усилит хозяйственные и общественные связи, политическое и экономическое влияние России в Центральной Азии, а продажа воды улучшит состояние бюджета сибирских регионов.
По этому проекту предлагается забирать из района слияния Иртыша и Оби (там, где воды избыток), не более 7% воды. К тому же, по идее авторов проекта, вода может стать товаром для продажи, не менее доходным, чем нефть и газ.
«Воду планируется продавать, Центральная Азия будет платить за потребление воды. Если мы продаём нефть и газ, почему не продавать и воду? Сами представители ЦА (Узбекистан, Казахстан) вышли к нам с предложением о сотрудничестве – они готовы платить за воду. По какой цене, ещё рано считать – пока экономические расчёты себестоимости трубопровода и воды не проводились, сначала нам нужно достичь принципиального одобрения проекта».
Принципиальная особенность проекта – как и в советской вариации – забор воды должен осуществляться в местах её избытка, там, где весной разливаются реки, причиняя бедствия населению и бизнесу.
«Начинаться водопровод должен при впадении Иртыша в Обь, и это будет незаметно для Иртыша. Это не тот советский канал – 300 метров шириной, 25 метров глубиной, судоходный. Это компактный водопровод. В этих районах избыток воды создаёт половодье, которое мешает не только сельскому хозяйству, но и нефтяникам. Важно, что эти трубы будут проходить через Омскую область, и воду частично мы сможем использовать для южных районов региона. Когда засуха, у нас тоже потери урожая, воды не хватает для орошения».
По словам Владимира Лизунова, недостаток воды для орошения становится всё более серьёзной проблемой в мире:
«По всему миру идёт война за воду, это самый ценный ресурс сейчас. В Китае образуется китайская Сахара, в Казахстане уже 70% территории опустынено, в Испании собирали конгресс по экологическим проблемам – там тоже катастрофа, Сахара постоянно расширяется. У стран ЦА есть непримиримое противоречие – тем, что выше по течению рек, вода нужна для выработки электричества, тем, что ниже, нужно, чтобы летом была вода для орошения. И у них доходит до серьёзных противостояний по этому поводу – население растёт, на сельское хозяйство нагрузка всё больше, всё больше нужно энергии. Ещё один фактор: в Афганистане сейчас строится канал Куштепа для развития сельского хозяйства, и Сырдарья из-за этого будет обезвожена на ⅓. И страны Центральной Азии оказываются в ещё более бедственном положении».
Как говорят авторы проекта, для водопровода нужны композитные трубы, насосные станции и сопутствующее оборудование. Темпы строительства будут зависеть от количества вложенных средств.
Что говорят эксперты?
Новый проект водопровода унаследовал не только идею советского поворота рек, но и неоднозначное отношение к нему экспертов. В первую очередь «Трамплин» обратился к экологам – ведь именно они и заставили остановить катастрофический с их точки зрения проект переброски воды в Центральную Азию.
Сергей Костарев, известный омский эколог, выразил сомнения по поводу целесообразности проекта:
«Проект окажется слишком дорогим, и такую дорогую воду Казахстан покупать не будет. Это такие Нью-Васюки (город, вымышленный образ которого Остап Бендер рисовал перед легковерными шахматистами. – Прим. ред.) Даже если этот проект и будет воплощён, он приведёт к катастрофе на промысловых участках наших нефтяных компаний. Несколько лет назад я обсуждал с коллегами советский проект переброски рек, и они сказали, что снижение уровня воды оголит трубы, по которым течёт нефть. И вечная мерзлота начнет “гулять”, трубы будут рваться, нефть разливаться, отсюда пожары и бедствия. К тому же путь водопровода должен пройти через Васюганские болота – технически это невозможно. Болота – очень тонкая и чуткая экосистема, малейшее нарушение их целостности приводит к высыханию, а значит, торф начнёт гореть от малейшей искры.
Композитные трубы требуют обслуживания, нужны насосные станции, охрана для них, оборудование… Если закапывать в землю, то трубы, чтобы не перемёрзли, нужно постоянно подогревать. Это очень сложное инженерно-техническое решение, и игра не стоит свеч.
4% от годового стока – это 1 кубокилометр воды. Для Амударьи и Сырдарьи – это ничто. На мой взгляд, чтобы решить проблемы орошения в сельском хозяйстве, нужно не воду туда перебрасывать, а менять технологии полива или возделываемые культуры. 3000 километров как минимум придётся вести водопровод! Тут надо очень хорошо подумать, нужна ли Казахстану вода, добытая такими колоссальными усилиями?»
Геннадий Леонов, экс-директор МУП «Водоканал», рассказал, как выглядит этот проект с точки зрения эксперта по водоснабжению:
«Идея эта утопичная. Через каждые 25–30 километров нужно строить насосную станцию, это электричество. Скорость потока должна быть 30–40 кубометров в секунду. Это миллиарды тонн. Представляете, какой диаметр труб должен быть? А между тем оптимальная скорость в водоводах, чтобы система расходовала меньше электроэнергии, – максимум 2 метра в секунду. Рядом нужно построить ещё пару атомных электростанций, чтобы они обеспечивали энергией водопровод. Казахстану и так хватает воды из Иртыша, под моим руководством там построено три каскада».
Авторы уже зарегистрировали свой проект на платформе форума «Сильные идеи для нового времени». Лучшие 100 идей со всей России по его итогам будут представлены президенту Владимиру Путину.
«Трамплин» с интересом проследит за судьбой этого необычного проекта – следите за новостями!
Автор: Ирина Баландина
Фото: triptonkosti.ru