Дата публикации: 25.03.2024
Роботы на производстве. В голове сразу проносится стереотипная картина – между станками снуют металлические рабочие, с характерным скрежетом фасующие детали, нажимающие на кнопки и даже командующие роботами рангом чуть пониже. Но… современные роботы на производстве куда умнее и разнообразнее наших фантазий.
Омское предприятие «Арт Роботс» производит уникальное роботизированное оборудование, которому нет аналогов в России. Да что тут говорить – приборные панели всех новеньких «Лад» окрашены с помощью омских роботов-модулей! Подробнее об инноваторах – в статье «Трамплина».
Глава предприятия – Юрий Гуслистый – много лет работал на своей фабрике дверей, пока ему не пришла в голову мысль автоматизировать процесс, заодно повысив качество продукции. Так в 2016 году появилась идея роботизированного оборудования, в 2017-м – первый прототип, а в 2018 году – готовое оборудование. Вначале разработка использовалась только для собственных нужд, а затем компания стала производить роботов для других предприятий.
«Любое оборудование с роботизированной программой – это робот, а не только антропоморфная рука, как считает большинство. Неважно, как выглядит робот, – важно, что он делает. Задача всех автоматических машин – заменить рутину для человека. Если нам нужно покрасить 100 деталей – это задача для машины», – говорит Юрий.
У той самой стереотипной роботизированной руки есть свои недостатки: «Наша машина уже через два часа может начать красить. А что нужно сделать, чтобы начала работать антропоморфная рука? Нужно составить программу вначале и учесть множество факторов. Мы создали машину, которая будет работать с любой квалификацией оператора. Все алгоритмы, которые нужны для покраски, мы зашили в собственное программное обеспечение, которое позволяет работать и низкоквалифицированному персоналу».
Перспективы роботов неоспоримы. Сам предприниматель считает свою разработку конкурентным оружием в руках бизнеса: «Бизнес в Омске конечен, утыкается в потолок, и нужно постоянно расти. Это показал опыт моей дверной компании. И вообще – кто зарабатывает на золотой лихорадке? Не тот, кто копает золото, ведь его мало, а тот, кто продаёт лопаты. Бизнес – это война, и здесь надо продавать оружие, и такое мощное оружие – роботы».
За несколько лет существования разработки было продано около 50 машин. Как говорит сам разработчик, «станки успешно заменили кропотливый и монотонный труд маляра, так что эти машины нужны всем. Наши роботы есть в Казахстане, Армении, Грузии, Беларуси, Кыргызстане, Азербайджане, интересовались Польша и Болгария, были запросы из Арабских Эмиратов. Интерес есть и из других стран, но есть ограничения по логистике, так что пока можем экспортировать только в СНГ».
Каждый робот – универсальная машина портального типа, на которую закреплён манипулятор, на нём автоматические пистолеты, которые наносят краску с помощью воздушного пистолета на деталь. Качество покрытия высочайшее, лучше, чем у человека, с толщиной в сотые доли микрона. Адаптировать робота можно к любой поверхности и изделию, именно для этого Юрий ездит к каждому клиенту – чтобы наладить производство.
«Произвести машину мало, нужно ещё установить её у клиента на производстве, добавить столы, конвейер или карусель, адаптировать к будущему продукту и обучить персонал. С роботом тоже нужно уметь общаться. Бывают случаи, когда мы адаптируем материал заказчика под автоматическое нанесение. Сначала мы продаём машину, а затем я еду к заказчику обучать персонал», – рассказывает Юрий.
Каждый такой робот стоит 3,5–6,5 миллионов рублей, продают их 18–20 в год. На оборудование есть лист ожидания, так как на сборку одного агрегата уходит неделя. Внутри – японская электроника и собственное программное обеспечение.
На разработку технологии и устройства ушло три года: «Я и мой компаньон создали эту разработку. У нас есть первые станки, они больше школьную парту напоминали. Школы у нас в России нет, мы единственные, кто это делает. Так что всё приходилось узнавать на ходу, когда ездили к клиентам, придумывали, как решить его проблему. Зарубежные аналоги есть, но мы на них не ориентировались, ведь не видели их, а в России аналогов нашему роботу нет».
Покрасочный робот может работать с любым покрытием, так что на предприятии уже не удивляются нестандартным заказам: «Недавно красили армейские шлемы, приборные панели для самолетов Су-57, которые светятся в темноте. Тут пришлось прибегнуть к особой технологии – панель фрезеруется из прозрачного стекла, потом покрывается светоотражающей краской, потом чёрной краской, чтобы не просвечивалось, и только потом краской в цвет панели. Задача была – чтобы слой был идеально ровным по всей детали, и мы с ней справились. Есть предприятие, которое наносит с помощью нашего робота нанографит на поверхность, с его помощью они делают тёплые полы. Недавно красили столбы для нефтяной компании, на которые наносится километраж. Им нужно было окрашивать столбы, чтобы защитить их от ультрафиолета. И мы придумали установку, которая бы позволяла окрашивать сразу по несколько штук. Заказывали робота для покраски шаров, корпусов для радиостанций, вентиляторов…»
Ну и самый известный заказчик омских инноваторов – «Декор-авто», основной поставщик «АвтоВАЗа». Всё, что мы видим в интерьерах современных «Лад», покрашено с помощью омских роботов.
Конечно, без проблем не обошлось. Юрий Гуслистый начинал свою работу на радио, затем открыл фабрику дверей, потом производство покрасочных роботов. Всё из-за вечной турбулентности на рынке:
«Наша жизнь – сплошной кризис, и это для нас уже нормально. Нужно реагировать на новые веяния, кто не успел, тот выброшен за борт. Проблема Омска в том, что когда специалист набирает свой профессионализм, он уезжает из города. Кадровый дефицит сейчас на пике. Зарплата выросла раза в два, так что собственники охотно идут на то, чтобы автоматизировать процесс производства. 50% звонков мне начинаются с “Продайте мне станок, у меня маляр не вышел!” Вторым 50% нужно высокое качество покраски. Омск вообще – это идеальное место для своего бизнеса. Здесь дешевле рабочая сила, транспортные расходы мизерные, то есть мы можем экспортировать продукцию в любую точку страны».
Покидать Омск Юрий не собирается – впереди ещё много планов: развитие покраски изделий не только из дерева, но из металла и пластика, выпуск автоматических сушек.
Автор: Ирина Баландина
Фото: Александр Румянцев