Дата публикации: 19.06.2024
Сегодня у нас необычное интервью с необычным айтишником. Да, никаких стереотипов – очков и ночных бдений за компьютером. А вот увлечение классической литературой и театром – в наличии. Знакомьтесь, Александр Жульков, руководитель проектов в московской компании Cloud.ru.
Совсем скоро в Омске пройдёт большая ИТ-конференция «Сибирь.js» – среди участников эксперты «Яндекса», МТС, Skillbox, «Сбербанка», Ozon, Dodo Engineering, МТС KION, ПСБ, Purrweb, Cloud ru, IT Enduro и др. Александр один из экспертов конференции, который выступит с лекцией для омичей.
Корреспондент «Трамплина» поговорил с ним и выяснил, почему работа в ИТ-команде может быть похожа на аргентинское танго, есть ли отличие айтишника от гуманитария и в чём можно найти связь между ИТ и Пушкиным.
– Александр, чем вы занимаетесь в компании Cloud.ru?
– Сейчас я занимаюсь внутренними проектами компании, связанными с инфраструктурой, до этого работал в разных крупных компаниях России, так что знаю ситуацию в ИТ как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика, ИТ-интегратора.
– Чему будет посвящено ваше выступление на конференции?
– Конференция предназначена для узкой аудитории разработчиков и тестировщиков, однако то, о чём я буду рассказывать, можно перенести и на другие сферы деятельности. Речь пойдёт о командной стороне работы ребят, работающих в сфере информационных технологий. Мы всегда работаем вместе, и от эффективности этой работы зависит результат. Я предложу вариант эволюционной модели команды, которую рассмотрим как с позиции лидера, так и членов проектной команды. У каждого “айтишника” есть свой план развития, и у некоторых в этом плане значится целью лидерство. Модель позволяет правильно подобрать «инструменты» работы с командой в зависимости от того, на какой стадии она находится, выбрать уместный в данное время и в данной ситуации. Невнимание к ключевым процессам команды может стать той “cоломинкой, которая сломала спину верблюда”. Например, на первоначальной стадии формирования команды я считаю важным обращать внимание на атмосферу безопасности внутри команды, которая возникает через право на ошибку.
– Каким должен быть идеальный лидер ИТ-команды – жёстким или демократичным?
– Эффективный и профессиональный лидер должен иметь в своём арсенале большое количество инструментов управления, уметь пользоваться ими соразмерно ситуации – и кнутом, и пряником, быть где-то жёстким, где-то мягким. Он “мягкий”, когда все находятся в рамках договоренностей и правил, установленных в команде, но обязан быть жёстким (а скорее, требовательным) в ситуациях, когда эти правила нарушаются.
– Есть мнение, что ИТ-специалистов в стране очень не хватает. Лидеры, наверное, ещё более редкий зверь, чем обычные айтишники?
– Я, наоборот, слышал мнение, что сейчас на рынке избыток предложений руководителей высшего звена, а руководителей среднего звена и специалистов уровня «сеньор» не хватает. Начинающих айтишников много, но им предстоит ещё долгий путь в развитии своих компетенций. Ситуация неровная, на некоторых позициях избыток, на других недостаток. И в таких условиях очень важно подобрать идеально сбалансированную команду – и по качествам, и по компетенциям. Распределить командные роли – кто-то должен принимать итоговые решения, кто-то предлагает идеи и обосновывает, есть те, кто выполняет задачи на “конвейере” и получает удовольствие от этого.
– Реально ли вырастить лидера или им нужно родиться?
– Лидер – это тот, кто обычно растит и развивает себя сам. У молодого специалиста есть ориентир, ролевая модель, например, руководителя, чья манера работы ему импонирует. Нужна работа над сильными качествами, самостоятельное развитие, он мотивирован самостоятельно выйти на лидерские позиции, поскольку преисполнен заявить о чём-то миру, достичь установленного себе самому рубежа. Лидерство – это не обязательно путь каждого, много лидеров в одной команде – усложняет управление, они могут между собой конкурировать, часто деструктивно для всей команды. Конечно, есть в этом и плюсы – растут их управленческие навыки, в управлении “звездами” есть свои интересные вызовы.
– Ваша компания занимается развитием искусственного интеллекта. Как скоро человек сможет отдать ему рутину и взять себе только лидерские позиции?
– Да, компания Cloud.ru лидер рынка ИИ России. Я считаю, что о полном вытеснении человека ИИ пока рано говорить, хотя развитие технологии идет взрывными темпами. Предполагаю, что в ближайшем будущем все сведётся к перераспределению функций – всё больше утилитарных функций будет брать на себя ИИ, при увеличении потребности в тех специалистах, которые будут управлять им. В свое время, появление станков не привело к полному устранению людей, изменились требования к их компетенции. Так и сейчас – потребуются другие навыки от исполнителей.
– Значит ли это, что у ИТ-специалистов появится больше времени на освоение других сфер? Или им не нужно знать ничего, кроме написания кода?
– Мой личный путь был связан с увлечением физикой и математикой, планировал заниматься наукой, но судьба привела в ИТ. Дело в том, что мы работаем среди людей, и софт скиллы – тонкие навыки, как минимум навыки общения, играют большую роль, они всегда влияют на нас, на нашу продуктивность. Это не просто навыки, это определенный культурный код, формирующий уровень взаимопонимания в команде. Мы не можем расписать все наши отношения регламентами и инструкциями, в нашем менталитете много вещей, которые подразумеваются по умолчанию. Мы их не проговариваем, но мы на них опираемся. Поэтому так важно находиться в одном поле, в том числе и гуманитарном. Взаимопонимание в команде возникает не только тогда, когда ты можешь положиться на человека как на функцию, но тогда, когда он вовремя тебе говорит, что уткнулся в тупик, ошибся или открыто предлагает идеи. Такие вещи сложно отрегулировать чисто технически, с помощью инструкций. Здесь нам как раз очень важна общая культурная программа, и от неё в том числе будет зависеть результативность работы в команде.
– Получается, замкнуться на программировании просто невозможно?
– Да, занимаясь чем-то одним, ты невольно затрагиваешь и другие пласты знаний, сферы деятельности человека. Чтобы круто писать код и стать сеньором в профессии, по-моему мнению, требуется органичное всестороннее развитие в том числе и гуманитарного направления. Это может быть игра на музыкальных инструментах, поэзия, литература, многие разработчики фэнтезийными историями увлекаются. Я объясняю это особенностями работы нашего мозга, поскольку мы в профессии оперируем виртуальными объектными сущностями, и это формирует наши склонности к увлечениям. Для меня недавно стало открытием жизнь и творчество наших великих личностей. Посетив Михайловское, в котором Пушкин провёл один из самых важных периодов своей жизни, я невольно поставил себя на место поэта, буквально прочувствовал, насколько сложно ему было в это время, как он смог преодолеть все вызовы чтобы из уже известного в то время поэта стать гением. Это был своего рода инсайт. Огромное количество таких «озарений» нас ждет при глубоком знакомстве с творчеством Чехова, значительно повлиявший на наш язык. Каждый делает свой выбор самостоятельно, в таких направлениях расходящиеся пути это нормально.
– Чем ещё айтишники занимаются помимо работы?
– Они не с другой планеты, обычные люди, у которых есть семьи и друзья. Типичные увлечения – инженерные (это уже профдеформация), работа по дереву, металлу, электричеству, увлечение техникой автомобили, мотоциклы. Очень популярны квесты. У кого-то увлечение на всю жизнь, а для кого-то это первый шаг в личном путешествии, дальнейшие пути которого очень индивидуальны.
– А как же стереотипы об айтишниках – угрюмые, сидят дома, уткнувшись в компьютер…
– Все стереотипы об айтишниках небезосновательны, но всё же они всё сильно упрощают. Да, чтобы добиться успеха в профессии, на первых порах нужно много времени проводить за компьютером. У нас очень высокая интенсивность работы, к тому же мы оперируем абстрактными понятиями. Часто у нас сразу несколько проектов в работе – в одном проекте у тебя одна функция, в другом другая, много рутинных процессов, ты постоянно переключаешься между разными задачами. Здесь нужны такие качества как усидчивость, терпение и упорство.
– Вы прямо работу журналиста описываете!
– В том-то и дело, что законы эффективности в профессии одинаковы! Сейчас я работаю над новым докладом, который называется «Аргентинское танго и эволюционная модель команды проекта. О точности управления в танго и проектах». Аргентинское танго – моё увлечение, кстати. Чтобы быть точным, здесь мы говорим не о соревнованиях, а о социальном танце. Танго предъявляет высокие требования к взаимодействию внутри пары. Все законы, которые действуют в нашей работе, действуют и в танце.
– Кстати, были уже в Омске?
– Нет, ни разу не был, но никогда не упускаю возможности познакомиться с новым городом. Вот, взял билеты в Омскую драму на «Дядю Ваню» Чехова, интересно взглянуть на трактовку омского режиссёра. Обязательно пройдусь с экскурсией по центру.
Автор: Ирина Баландина
Фото: архив Александра Жулькова