Дата публикации: 4.02.2025
Фасоль и чечевица – основа здорового питания. Но в нашем регионе промышленное производство зернобобовых развито недостаточно, хотя новые сорта, устойчивые к капризам погоды и пригодные для механизированной уборки в условиях Западной Сибири, уже давно созданы. Да и по показателю рентабельность эти культуры уже давно сравнялись с традиционной пшеницей.
Решением этого вопроса и селекцией зернобобовых культур вот уже 20 лет занимается доцент кафедры агрономии, селекции и семеноводства агротехнологического факультета Омского ГАУ Татьяна Маракаева. Недавно за свою исследовательскую деятельность она была удостоена премии Правительства Омской области, а в её научном портфолио – патенты на новые сорта фасоли, несколько реализованных федеральных грантов, масса публикаций в отраслевых изданиях и награды региональных и федеральных конкурсов среди молодых исследователей.
Мы поговорили с Татьяной о её научной работе, новых сортах зернобобовых культур и об их ценности для агропромышленного комплекса и экономики региона в целом. А ещё о планах, мечтах и даже о любимых блюдах.
– Татьяна, расскажите, почему вас заинтересовали именно фасоль, чечевица и подобные культуры, ведь их достаточно сложно культивировать в наших условиях?
– Селекцией зернобобовых культур я занимаюсь фактически с первого курса, с 2005 года. Писала по этим культурам дипломную работу. По фасоли овощной и зерновой написала кандидатскую диссертацию. А выбрала данные культуры потому что их действительно тяжело у нас культивировать, они мало распространены в условиях нашего региона, и мало изучены. Поэтому перед исследователем открываются большие возможности и разные векторные направления для их изучения.
– В чём, на ваш взгляд, ценность этих культур для регионального агропромышленного комплекса и экономики региона в целом?
– Эти культуры, бесспорно, очень важны, потому что являются аналогом животного белка. В них содержится очень много растительного белка, поэтому они незаменимы для диетического питания и для здоровья в целом. Что же касается агропромышленного комплекса, то здесь они важны, как предшественники. Дело в том, что при соблюдении правильного севооборота зернобобовые культуры оставляют в почве азот. Они способны фиксировать азот из воздуха, прогонять его через растение и на корнях у них образуются азотфиксирующие клубеньки. Когда растение созревает, эти клубеньки отмирают, а часть азота остаётся в почве. То есть, их можно использовать как удобрение. После зернобобовых культур определённая часть удобрений остаётся, поэтому химических удобрений можно вносить намного меньше. Они способны оставлять после себя до 100 кг на гектар азота.
– Расскажите о запатентованных вами сортах. Чем они отличаются от существующих?
– На данный момент у меня четыре патента на сорта фасоли овощной и зерновой. Два патента на разработку элементов технологии возделывания фасоли зерновой и два патента на применение семян данных сортов в переработке – для получения сыров и паштетов. Данные сорта отличаются – фасоль овощная и фасоль зерновая – у них разные направления, но главный показатель в том, что они пригодны для возделывания в наших условиях. Благодаря короткому вегетационному периоду, они полностью адаптированы и успешно вызревают в наших условиях и дают высокие урожаи. Кроме того, они пригодны для механизированной уборки. То есть, у них бобы расположены на высоте больше 20 см над почвой, что позволяет собирать урожай без повреждения. У фасоли овощной главный показатель – качество самого зелёного боба. У такого боба отсутствует пергаментный слой, то есть, такой боб на разломе мясистый, сочный, безволокнистый. У фасоли зерновой главным показателем является качество семян и высокое содержание белка – более 25%, что очень важно при возделывании зернобобовых культур.
– Над чем вы работаете сегодня?
– С 2016 года я начала работать с новой культурой уже как самостоятельный учёный. Я набрала коллекцию чечевицы и стала заниматься её селекцией. Сейчас уже подала заявку на свой сорт чечевицы в Госсорткомиссию. Работаю над докторской диссертацией, которая посвящена селекции и семеноводству чечевицы в Западной Сибири. Все исследования, которые я провожу, лягут в её основу.
– Польза зернобобовых давно доказана, а вы сами любите фасоль и чечевицу?
– Да, я для своих близких регулярно готовлю фасоль и чечевицу. Предпочитаю овощную фасоль. Если говорить о нашем фирменном семейном рецепте, то мы очень любим маринованную фасоль в специальном маринаде. Фасоль я закатываю в баночки, она получается хрустящая, вкусная, гостям очень нравится. Ну а чечевица – традиционный рецепт. Её нужно немного отварить и обжарить с маслом и специями. Очень вкусно получается.
– Вы уже многого достигли как учёный, о чём ещё мечтаете?
– Мечта у всех учёных одна – получить степень, звание, многие хотят дойти до академика. Если у меня получится, буду очень рада. Сейчас мне очень нравится работать со студентами. У меня набралась отличная команда, с которой мы занимаемся исследованиями. Мне бы очень хотелось подготовить и выпустить аспирантов, молодых учёных, сформировать свою команду и дальше работать в данных научных исследованиях.
– Расскажите, кто вас привел в науку и увлёк этим.
– За свои первоначальные знания, полученные ещё до поступления в университет, я очень благодарна своему папе. Он работал агрономом, потом директором колхоза, мы очень много времени с ним проводили в полях. Он мне показывал различные культуры, чем они отличаются, показывал сорняки, делился профессиональными секретами. А уже после того, как я поступила в университет, у меня появился научный руководитель Нина Григорьевна Казыдуб, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Мы вместе с ней начали работать в 2005 году. Под её руководством я писала дипломную работу и кандидатскую работу, за что ей очень благодарна. Она меня многому научила, во многом помогла, направляла. С 2016 года работаю как самостоятельный учёный, но за первоначальный опыт я ей очень признательна.
Беседовала: Алина Иванова
Фотографии предоставлены Т.В. Маракаевой