Тайная комната и подземный храм: омичам показали две постройки «невидимого» Омска

Дата публикации: 3.09.2024

Находятся они в одном из самых оживлённых мест города, но очень немногие омичи знают об их существовании. Да и увидеть уникальные постройки случайным прохожим не удастся. Нужен ключ и проводник. И таким гидом в мир прошлого стал Святослав Коновалов, историк, представитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Перед Тарскими воротами есть небольшая площадка – бетонная плитка с широким гранитным бордюром. Раньше на этом месте стоял парный памятник Ленину и Сталину. Во время борьбы с культом личности его снесли, а постамент остался. На нём недавно расположили карту Омской крепости. Здесь и начинается дорога в «невидимый город» прошлого, который одни пытались сровнять с землёй, а другие восстановить.

 

Потайная комната

Новые Тарские ворота стоят здесь 32 года. Их по кирпичику реконструировали омские краеведы и волонтёры на месте разрушенного входа в город. Всего в Омской крепости ворот было четверо. На западе – Тобольские, на юге – Иртышские, на востоке – Омские ворота, на севере – Тарские.

Последние были главным сухопутным въездом, поэтому строили их особенно внушительными. Наверху, прямо в воротах, расположили караульную комнату, чтобы охрана крепости смогла согреться в холодный день. Сегодня существование «тайной комнаты» снаружи выдают только узенькие окна, но расположены они с торцов. Если смотреть на ворота прямо, они не видны. Попасть в караульную комнату можно только по крутой лестнице внутри стены.

Сейчас в помещении сделали небольшой музей. Центральный экспонат – макет, на котором хорошо видно, какой была старая крепость.

Святослав Коновалов, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

«Большинство омичей думают, что у нас были большие каменные стены, как в средневековых замках, но в Омске был земляной вал высотой около пяти метров. Почему он сделан из земли? Дешёвый материал – это не так важно. Если бы было нужно, могли бы построить из камня, из кирпича – из чего угодно. Дело в том, что артиллерия тогда начала развиваться, и большие каменные стены стали попросту не нужны. Сейчас же вокруг городов нет стен. И необходимость в них начала падать уже в XVIII веке, потому что, если ядро прилетает в каменную стену, она разрушается, а в земляном валу образуется яма, которую можно потом засыпать лопатой. Сама Омская крепость имела форму многоугольника. Эту оборонительную систему придумал французский инженер Вобан, она получило широкое распространение по всей Европе и России. Такая планировка даёт лучший обзор и обстрел: пушка в XVIII веке не сильно поворачивалась влево и вправо. Если поставить две пушки на одной стене, они будут стрелять в одну сторону, а если их разместить на гранях многоугольника, получается перекрёстный обзор и обстрел. Внизу, под валом, располагался ров. Он был без воды, это дополнительная преграда от атак на крепость».

Кстати, на макете отчётливо видно, что вход в потайную комнату раньше был наверху, прямо с земляного вала, но его сровняли с землёй после того, как крепость решили упразднить, а город заметно разросся, поэтому краеведам и строителям пришлось придумывать новый вход.

Это же подтверждает и архивная фотография.

 

Сердце крепости

Центром любой крепости был плац, где проводили учения и марши, а духовным центром – собор, где крестили, венчали, получали благословение перед походом. Воскресенский собор в Омской крепости был настолько высоким, что его колокольню использовали и как обзорную площадку. В отличие от многих церквей, собор пережил 1920-е и 1930-е гг., в помещении некоторое время работали мастерские «Горэлектро».

«Воскресенский собор был разобран в середине 1956 года. Но он не был взорван, как Успенский собор, а именно разобран по кирпичикам, потому что советская власть уже окрепла и не было необходимости в этом действии. Когда взрывали Успенский собор, было много недовольных, половину расстреляли. А здесь, получается, Советский Союз победил в войне с религией и уже никого ничего не смущало. И собор потихонечку разобрали. Часть кирпича уцелела, и его направили на строительство дома напротив. В 2000-х годах на месте собора начались раскопки: было раскопано сантиметров 20–30 культурного слоя и потом работы остановились, мы подхватили и откопали весь фундамент. И нашли подземную, подалтарную комнату. Её предназначение до сих пор неизвестно. Авторитетные церковнослужители говорили, что здесь хранилось церковное вино. В 2016 году в честь юбилея города собор решили срочно восстановить, и весь фундамент, который мы обнаружили, решили снести. Единственное, до чего удалось договориться, – сохранили эту комнату. Она вписана в филиал музея, который находится в храме», – рассказывает Святослав Коновалов.

В том, как расположен собор, историк замечает одну небольшую странность. Главный вход находится строго по оси восток-запад, как требует православная традиция, удобно по одному, но большим группам людей попасть в него довольно сложно: приходится толпиться у ограды. Неужели строителям не хватило места?

 

Ещё один Воскресенский собор?

Возможно, разгадка находится неподалёку, на другой стороне площади (нынешнего сквера «Флора»). Небольшое одноэтажное здание выглядит не очень примечательным. Издалека кажется, что оно сделано из кирпича, но, если обойти с другой стороны, можно увидеть, что внутри оно деревянное и только облицовано кирпичом. Попасть сюда непросто – вход на территорию находится за железным забором, ведь теперь это двор элитной и одной из самых дорогих в Омске многоэтажек.

Историческую тайну представляет не само здание, а его подвал.

Святослав Коновалов, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

«Мы видим величественные арочные своды, стены толстые, метровые, а над нами одноэтажный деревянный дом. Логично ли это? Не очень, но есть простое объяснение этому. Как мы помним, Воскресенский собор сейчас стоит довольно неудачно: большим группам людей неудобно заходить в главный вход. Есть ещё информация, что основатель крепости Иван Шпрингер начал строительство храма весной 1768 года, а осенью к нему направили строителей, братьев Черепановых, которые указали ему на неточность расположения собора в плане крепости. На этом официальные источники заканчиваются. Но соединяя все это воедино, можно выдвинуть такую историческую гипотезу, которая, на мой взгляд, стремится к истине – этот подвал успели построить весной и летом 1768 года как фундамент для планируемого крепостного собора. Он находится ровно на оси север-юг, он выходит на широкую площадь для плац-парадов. А объяснение простое: при любой стройке возможны ошибки, и Шпрингер, будучи человеком немецких корней, не учёл важность расположения соборов по оси восток-запад, остановил стройку, а после – как человек основательный – начал всё сначала. В любом случае получается, что это старейшее каменное помещение Омска».

Табличка на здании гласит, что это пороховой погреб, но Святослав Коновалов считает, что это историческая ошибка: в доме, который находится над подвалом, жил сам основатель крепости Иван Шпрингер. Логично ли строить свой дом над пороховым погребом?

 

Мёртвый дом

Ещё один фундамент, который сейчас притягивает к себе туристов, находится сразу за зданием театра драмы. Это всё, что осталось от каторжного острога, где в 1850–1854 гг. отбывал наказание писатель Фёдор Михайлович Достоевский. И этому месту он посвятил роман «Записки из Мёртвого дома».

«Многие путают понятия “острог” и “крепость”. Острог – это небольшая тюрьма внутри крепости. Она была в восточном бастионе. На старых картах не было точной привязки к местности. До недавнего времени мы не знали точно, где был острог. Реальный фундамент мы обнаружили в 2015 году случайно. Здесь меняли трубы, в траншее мы увидели системно уложенный старинный кирпич. Он отличается по цвету, он более оранжевый или рыжий, потому что раньше его не могли допечь до большой температуры. Мы инициировали раскопки, большинство того, что здесь откопано, сделано руками волонтёров», – поясняет Святослав Коновалов.

Здесь также планировали сделать музей или хотя бы навес, но пока исторический фундамент так и стоит открытый всем дождям и ветрам.

 

На свободу!

Хотя Фёдор Михайлович как въехал, так и выехал из Омска после окончания ссылки через Тарские ворота, закрепился его образ, стремящийся к Иртышу. Речные дали он описал как место, где «была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, там как бы самое время остановилось»… В этом направлении стоит знаменитый памятник писателю.

На Иртыш выходят Тобольские ворота – единственные из четырёх ворот крепости, избежавшие полного разрушения, а также Иртышские. Последние краеведам пришлось долго искать.

«Не совсем было ясно, где они находились. А раз ворот нет, то считается, что их смыло водой. Но потоп – он же не ураган, он не может оторвать постройку от фундамента. Мы предположили, что ворота просто снесли, а потом всё это оправдали. И мы этот фундамент нашли, я лично участвовал в поисках. В 2010 году здесь были заросли и асфальт. Мы перерисовали трещины на асфальте. И в одном месте заметили трещину П-образной формы и предположили, что это просадка грунта. Копнули – и с первого раза упёрлись в фундамент. В 2011 году Иртышские ворота были восстановлены», – говорит Святослав Коновалов.

Все ворота Омской крепости сейчас восстановлены, и мы можем понимать размер и масштаб оборонительного сооружения, на которое не решились напасть кочевники, хотя в те времена они активно грабили менее защищённые поселения. Но есть загадка, которую ещё предстоит разгадать: чем всё же был самый древний каменный фундамент в Омске – пороховым складом или так и не построенным первым храмом города?


Автор: Дарья Александрова

Фото: Александр Румянцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.