Дата публикации: 19.03.2024
460 лет назад, 14 марта (по новому стилю) 1564 г. в Русском царстве вышла первая печатная книга страны – «Апостол» Ивана Фёдорова. Духовная литература была доминирующим направлением книжного мира того времени, и только с XVIII в. она уступила позиции мирской, художественной, литературе.
В областной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась творческая встреча с писателем Сергеем Прокопьевым, прошедшим путь от сатирической до духовной литературы.
Сергей Прокопьев – выпускник Казанского авиационного института, приехал в Омск в 1976 г. и до 1997 г. проработал на ПО «Полёт». Работники конструкторского бюро – «космонавты, живущие на земле» – вдохновили автора не на одну историю. Сегодня все они собраны под одной обложкой – в книге «Ключик на старт».
Тогда же, в конце 1970-х, Сергей Прокопьев начал печататься в омских газетах. Первая его книга – «Антипод» – вышла в свет в 1990 г., а вслед за ней появились и публикации в журналах.
Первые публикации были сатирическими, и долго время писателя представляли как автора сатирической прозы. Но мир вокруг менялся, а вместе с ним – интересы и взгляды Сергея Прокопьева. С возрастом он отошёл от сатиры, однако лёгкость и ироничность языка перенёс в книги совсем иного толка – духовного.
– Иногда меня называют православным писателем, но я не считаю этот термин правильным: я пишу на одну из важных тем – «человек и религия». В девяностых – начале двухтысячных началось возрождение православия в России, и люди с разным жизненным опытом, люди разных профессий начали приходить в церковь. Например, омские священники: епископ Савватий в мирской жизни был военным, а епископ Пётр (сейчас он митрополит Оренбургский) – врачом-вирусологом. Я и сам довольно поздно пришёл в православие: я крестился, когда мне было уже за 40. Но я как человек любопытный не смог пройти мимо этой темы – темы изменения мировоззрения. Кто-то из святых сказал: «Не то чудо, когда воскрешается мёртвый, а то чудо, когда неверующий становится верующим».
Сюжеты для рассказов и повестей, а также образы героев Сергей Прокопьев берёт из реальной жизни. Однако досконально из реальности их не переносит: художественная обработка, дополнения – стандартная писательская работа. Отличие от художественной прозы, пожалуй, только в том, что в своих героях – даже в тех, кто в итоге не смог идти по духовному пути, – писатель подчёркивает только светлые стороны личности.
– Понятно, что в человеке есть всё, но я стараюсь показывать лучшие стороны. Вообще, наверное, это мои герои и привели меня к Богу: когда видишь, что человек жил-жил 30–40 лет – и вдруг повернулся к Богу… Мне было любопытно! Я спрашивал их, почему они пришли к Богу, а они рассказывали разные истории: иногда грустные, иногда очень интересные…
Духовный поиск героев Сергей Прокопьев показывает в книгах «Прихожане», «Монологи от сердца», «Драгоценная моя драгоценка», «Пятая заповедь», «Икона для президента», «Двойная радуга» и «Великий пяток». Писателя можно назвать продолжателем традиции духовной литературы, через которую обычные люди приобщались к историям святых, историям веры и божественных чудес.
– В России всегда любили литературу о святых: она пользовалась интересом и у людей простых, сельских, и у образованных, городских. Человек всегда ищет в жизни духовное, потому что материального ему мало.
Писатель рассказал о двух историях из книги «Икона для президента», в основе которых лежат реальные события: явление Богородицы возле села Тамбовка в Саргатском районе, произошедшее в годы войны, и о том, как сложилась дальнейшая судьба женщины, встретившейся с ней.
Но Сергей Прокопьев пишет о событиях, которые разворачиваются не только в Омске: он родился на Дальнем Востоке, рос на Украине, учился на Урале и работал в Сибири – география произведений огромна! Есть у него и рассказы о тех, кто жил, трудился и молился далеко от Родины, – в Харбине.
– В основном это истории о казаках, которые ушли за границу, в Маньчжурию. Тогда там ещё не было китайцев. Казаки организовали поселение практически на голом месте, но смогли сохранить и казачьи, и христианские духовные традиции.
После встречи мы поговорили с Сергеем Прокопьевым о его писательском пути, борьбе с главной писательской проблемой и поиске своего творческого почерка.
– Расскажите, с чего начался ваш путь в литературе?
– Когда в 1990 г. вышла моя первая книга и я понял, что нашёл свой стиль. Я благодарен этому времени: всё, что есть сейчас, пришло оттуда. Я был весёлым, любопытным – отсюда выросли те рассказы, позволившие почувствовать писательскую свободу. Тогда рассказ в три страницы казался мне большим, а сегодня порой и в тридцать не могу уложиться! Сейчас я бы написал это по-другому, но сегодняшнюю свободу и работу с языком дали те сатирические рассказы.
– Что порекомендуете прочитать автору, который хочет попробовать себя в сатире?
– Обязательно читать фельетоны Булгакова! Там есть всё: и сатира, и язык! Нельзя обойти будущему сатирику и Салтыкова-Щедрина. И, конечно, Чехов – его юмор и жизненные наблюдения.
– Сегодня молодые авторы [Прим. – термин, которым обозначают человека с малым писательским опытом независимо от его возраста] часто сталкиваются с писательским ступором: есть идея, но нет слов, или слова есть, но никак не получается их записать. Сталкивались ли вы с этим состоянием? Как боретесь с ним?
– Конечно, необходим настрой. Меня очень вдохновляет общение с людьми, их истории! Но бывает и так, что меня захватила история, но я не вижу для неё продолжения и концовки. Но я упёртый: начинаю работать, думать, иногда даже попсихую! Да, порой и это не помогает – и я откладываю идею.
– Но совсем отпускать не любите?
– Не люблю! Пусть даже откладываю надолго – но потом всё равно возвращаюсь.
– А помимо реальных ситуаций, используете ли вы для историй вымысел?
– Нет, я считаю, что всегда нужна реальная основа. Она и вдохновляет, и удивляет. Есть ещё такие истории, услышав которые, поначалу не веришь в их реальность. Но в том-то и дело, что, если сочинить подобное, история будет надуманной – а когда её рассказывают реальные люди, она оживает! Тогда я уверен, что это есть, это случалось реально – и тогда я могу взять её за основу. Нужно идти от жизни: в ней столько всего интересного – жизни не хватит написать обо всём!
– Не могу не спросить: ведёте ли вы записную книжку, где собираете яркие штрихи, подсмотренные, подслушанные моменты?
– Раньше вёл: понимаю, что надо, и помню, что перечитывал… Но сейчас всё в компьютере или на отдельных бумажках. Бывает, и не выкинешь что-то, потому что там записана какая-то фраза или цитата. Но вести такие записи надо!
Примером материала, который много лет пролежал, дожидаясь своего часа, можно назвать книгу «90 псалом». Однажды, в начале 90-х Сергей Прокопьев несколько часов разговаривал с человеком, служившим в Афганистане. Писатель тогда ещё писал короткую сатирическую прозу – и не знал, что делать с таким материалом, которому требуется совсем иное оформление. Сергей Прокопьев написал черновик – и отложил его: был недоволен написанным. В это же время он начал учить 90 псалом – построчно, зазубривая, как делают многие неофиты.
– И этот псалом дал ход тексту! Потому что я спрашивал того солдата: «Что хранило тебя на войне?» – «Мне жена от руки написала псалом, который я прикреплял к одежде, чтобы текст всегда был со мной». И герой моего «90 псалма» учит его, как учил его я – построчно, и вспоминает, как тот солдат, как псалом оберегал его на войне.
Этот рассказ Сергей Прокопьев называет рубежным: в нём ещё много иронии, необходимой писателю-сатирику, но уже и чувствуется освоение серьёзных тем и обращение к вопросу, который вскоре станет для писателя главным – к вопросу веры.
«90 псалом» и другие произведения Сергея Прокопьева есть в фондах библиотек Омска и Омской области.
Автор: Анна Подоляк
Фото: Александр Румянцев