Дата публикации: 11.11.2024
Какой напиток Фёдор Михайлович любил больше всех прочих? Готовил ли он сам угощения? Какие вкусности писатель покупал своим близким? 10 ноября гости Литературного музея могли получить ответы на все эти вопросы. А ещё – угоститься чаем с любимыми сладостями классика русской литературы.
– В XIX веке в России в семьях с достатком завтракали за столом, накрытым белой накрахмаленной скатертью. На стол ставили фарфоровую посуду – кофейник, чайник, сахарницу. Обязательно клали щипчики для сахара-рафинада, ложечки разного предназначения. Если кофе приносили из кухни, то напиток разливался за столом. Появление во второй половине XVIII века самовара сделало питьё чая своеобразным ритуалом. Самовар позволял долго поддерживать воду горячей, и чай пили часами, «с расстановкой», ведя неторопливые беседы, закусывая чай кренделями, баранками, пирогами, – рассказывает методист по музейно-образовательной деятельности Александра Чайкова.
Классик русской литературы Фёдор Достоевский очень любил чаёвничать. Когда он учился в Военно-инженерном училище, денег, которые ему присылал отец, не хватало на чай и сахар. И Фёдор писал отцу: «Это необходимо не из одного приличия, а из нужды!» Чай он считал продуктом первой необходимости.
Когда много лет спустя Фёдор Михайлович уже жил в Петербурге, у него были семья и доход, он тратился на чай, не скупясь. Друг писателя Михаил Александров вспоминал: «Чай Фёдор Михайлович пил крепкий и сладкий, по несколько стаканов, сидя за своим письменным столом, ходя за каждым стаканом через залу в столовую, где стоял самовар и чайный прибор, и наливая его себе сам...».
Да, без чая Достоевский не работал.
«Отец любил сам разливать чай и всегда пил очень крепкий чай. Он выпивал два стакана и брал третий с собой в кабинет, где пил его во время работы небольшими глотками», – рассказывала дочь писателя Любовь Фёдоровна.
Неудивительно, что во всех романах Достоевского герои пьют чай и это не просто фоновая деталь. Чай – символ открытого доверительного общения и, как следствие, взаимопонимания.
Вот, например, отрывок из романа «Бесы»: «Посреди большой гостиной комнаты, оклеенной отменно старыми голубыми обоями, сдвинуты были два стола и покрыты большою скатертью, не совсем, впрочем, чистою, а на них кипели два самовара. Огромный поднос с двадцатью пятью стаканами и корзина с обыкновенным французским белым хлебом, изрезанным на множество ломтей, вроде как в благородных мужских и женских пансионах для воспитанников, занимали конец стола. Чай разливала тридцатилетняя дева, сестра хозяйки, безбровая и белобрысая, существо молчаливое и ядовитое, но разделявшее новые взгляды и которой ужасно боялся сам Виргинский в домашнем быту».
А что непременно подают к чаю? Сладости! Кстати, Фёдор Михайлович был большим сластёной.
Любовь Достоевская вспоминала: «Отец очень любил сладости; он всегда хранил в ящике книжного шкафа коробки с винными ягодами, финиками, орехами, изюмом и фруктовой пастилой, какую делают в России. Достоевский охотно ел их днём, а иногда и ночью».
А как же обстояли чайные дела на омской каторге, где писатель провёл четыре года? Спустя несколько дней после выхода из каторги в письме брату Достоевский пишет следующее: «Есть давали нам хлеба и щи, в которых полагалось 1/4 фунта говядины на человека; но говядину кладут рубленую, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше… Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало».
Во время службы в Семипалатинске Достоевский близко общался с Александром Врангелем, который служил там стряпчим уголовных дел. Тот оставил интересные воспоминания: «Любители мы оба с Достоевским были и до фруктов, а Фёдор Михайлович и вообще до всякого лакомства... Зимою привозили из Ирбита замороженные яблоки и, как большую редкость, лимоны. Мы их оттаивали постепенно в очень холодной воде и ставили в холодную комнату; спустя некоторое время они были как свежие».
Супруга писателя Анна Григорьевна в своих мемуарах писала, что Достоевский очень любил тульские пряники. «Любил пастилу белую, мёд непременно покупал в посту, киевское варенье, шоколад (для детей), синий изюм, виноград, пастилу красную и белую палочками, мармелад и также желе из фруктов», – завершила свой рассказ Александра Чайкова. И пригласила гостей выпить чаю с лакомствами, которые любил Фёдор Михайлович.
К слову, многие из собравшихся за столом людей видели тогда друг друга впервые, но это не помешало интересному дружескому общению. Чай действительно объединяет, а Фёдор Михайлович Достоевский перестаёт быть абстрактным классиком из учебника литературы.
Следующее чаепитие в музее запланировано на начало декабря.
Автор: Елена Мачульская
Фото: Алёна Рядовая
Читайте также
