Одиссей и все-все-все. Пять книг в жанре фэнтези, которые стоит прочесть

Дата публикации: 21.03.2024

Возможность уйти от скучной реальности, насладиться плодами человеческой фантазии, полюбоваться удивительными мирами, которых никогда не было, – всё это дает любителям книг жанр фэнтези. Понятно, почему он особенно популярен в последние десятилетия (и особенно в последние годы). Сегодня мы расскажем о некоторых произведениях этого жанра, которые могут раскрыть его с новой стороны. Уверены, что все читали «Властелина колец», «Игру престолов» или романы Сапковского – а что ещё можно прочесть для разнообразия?

У нас есть пять вариантов ответа.

1. ДРР № 1. Поход к Эребору

Может быть очень интересно, если раскрыть малоизвестную книгу общепризнанного классика. Не каждый знает, но после очередного падения Саурона и коронации в Минас-Тирите Элессара (он же Арагорн, сын Араторна) Гэндальф собрал всех уцелевших участников Братства и рассказал им предысторию Кольца. Это был рассказ о том, «как вышло, что он взялся устраивать поход к Эребору, почему он подумал о Бильбо и как убедил гордого Торина Дубощита взять хоббита в свой отряд».

Ну вы поняли: это предыстория повести «Хоббит, или Туда и обратно», рассказанная глазами одного из главных героев. Если вы хотите узнать, почему мирный завтрак Бильбо Бэггинса был бесцеремонно прерван странными гномами в плащах, если готовы к тому, что история про путь к Эребору никогда не станет для вас прежней, – смело раскрывайте «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», один из сборников произведений Толкина.

Из соседних текстов можно почерпнуть бесценные данные о возникновении королевства Рохан, о гибели Исильдура или, например, о происхождении Гэндальфа и прочих магов. Профессор очень ответственно подходил к делу.

ДРР № 2. Повести о Дунке и Эгге

Среди произведений ещё одного классика со схожим набором имен (этот, к счастью, жив) тоже можно найти нетривиальное чтение. Тем, кто не любит большие эпопеи, вполне могут понравиться три повести о нескладном сельском рыцаре Дунке и его спутнике – лысом мальчике со странным именем Эгг, который в какой-то момент оказывается принцем Таргариеном.

Вообще-то Мартин задумал девять повестей для цикла, но мы слишком хорошо знаем, как у этого писателя обстоят дела с реализацией масштабных планов. Есть три («Межевой рыцарь», «Присяжный рыцарь» и «Таинственный рыцарь»), и они обрадуют любого поклонника жанра. Масштабных конфликтов, которые могли надоесть из-за «Игры престолов», здесь нет, но есть живописный средневековый мир, выписанный с любовью и дотошностью. Ну а внимательный читатель найдёт здесь объяснения многих особенностей Вестероса, показанных в романах Мартина.

На русском языке повести нередко издают под общим названием «Рыцарь Семи королевств». Примерно так будет называться и сериал, над которым уже работают в HBO. Впрочем, съёмки ещё даже не начались, так что насладиться первоисточником киноделы не помешают.

Тэд Уильямс. «Трон из костей дракона»

Есть один писатель, который теоретически должен быть более знаменит, чем Джордж Мартин. Уже в первом романе цикла «Память, Скорбь и Тёрн» есть многое, вызывающее чувство дежавю. Есть огромный континент, живущий в условиях зрелого феодализма, есть память о драконах, железный престол со стареющим монархом на нём, сосуществование людей и других рас, мрачная атмосфера и постепенное перерастание дворцовых интриг в масштабную войну.

Всё это очень знакомо, но важно понимать: «Трон из костей дракона» был написан раньше «Игры престолов», а Мартин не скрывает свою почтительную любовь к романам Тэда Уильямса. Никакого плагиата – только старый добрый оммаж. А если говорить о том, кто из двоих фантастов пишет более увлекательно, то мнения могут разойтись, и автор этих строк, пожалуй, окажется на стороне Тэда.

К счастью, выбирать здесь не нужно. Прочли одного – прочтём и второго (и признаем, что «Память, Скорбь и Тёрн» – прекрасное название для ещё одного многоэтажного сериала, который не сольют в финальном сезоне).

Генри Лайон Олди. «Одиссей, сын Лаэрта»

Прекрасное фэнтези может быть написано и по-русски тоже. Лучшие в жанре по эту сторону языковой границы – однозначно Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие под общим псевдонимом «фантастические боевики» (таково авторское определение). В каждом цикле они выдают глубокую и оригинальную трактовку какой-нибудь мифологии – японской, персидской, индийской и т. п. Есть у Олди и «Микенский цикл», в котором действуют Персей, Геракл, Одиссей и другие потомки богов-олимпийцев.

Роман об Одиссее написан как лирический внутренний монолог центрального персонажа. Всё начинается с ночи перед отплытием под Трою, а потом – осада, путь домой, чудеса, приключения, страдания. События, о которых мы читали ещё в детстве, показаны здесь совсем по-новому, но с глубоким знанием всех деталей: авторы ни в чём не ограничивали полёт своего воображения, но и Псевдо-Аполлодора наверняка держали на карандаше. В итоге на свет появился лирико-фантастический боевик, ремейк классической и трогательной истории об уходе и возвращении.

Роберт Асприн. «Ещё один великолепный МИФ»

Без юмористического фэнтези подборка была бы слишком однобокой. Прекрасный образчик жанра, не претендующий на абсолютную новизну, но улучшающий настроение, – первая часть цикла «Миф» от американца Роберта Асприна. Ученик чародея Скив совсем ещё юн и ничего смыслит в своём мастерстве, ему только предстоит подружиться с утратившим свои способности демоном Аазом и обворожительной троллиной Тандой, любительницей вызывающих платьев. А ещё совершить дальнее путешествие и спасти вселенную от безумного мага.

Это нам не Мартин, так что у Скива, конечно, всё получится. Ну или почти всё: в истории с Тандой, наверное, должна остаться лёгкая недосказанность. Материала Асприну хватило ещё на десяток с лишним романов разного уровня качества, и читать все совсем не обязательно, но первая часть этого точно заслуживает.

Это ведь ещё один великолепный МИФ – сами понимаете.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.