Дата публикации: 22.11.2025
Победителей поэтического конкурса «Ласковый город, спасибо тебе!» назвали на закрытии пятнадцатого регионального литературного семинара «ПарОм». Награждение прошло в зале Омской областной библиотеки для детей и юношества. Как призналась руководитель семинара «ПарОм», куратор проекта «Текстуры Омска» и председатель Омского регионального отделения «Союз российских писателей» Вероника Шелленберг, для неё эта церемония была особенно волнующей:
«Мы выбрали семь лауреатов, вручим им памятные дипломы и призы – книги и билеты на экскурсии в Литературный музей им. Ф.М. Достоевского и в Исторический парк «Россия – Моя История». Однако достойных текстов прислано гораздо больше. Многие мы уже разместили на карте „Текстуры Омска“, или они появятся там после уточнений с авторами. Главное, что люди пишут о городе с любовью».
Лауреатами конкурса стали Ольга Григорьева, Юрий Колбенев, Максим Винокуров, Светлана Мельникова, Марина Кузнецова, Дмитрий Юферов и Наталья Балашова.
Как появился конкурс
Идея создать отдельный поэтический конкурс родилась у поэтессы Ирины Четверговой. Она работает в юношеской библиотеке, много лет участвует в работе Литературного объединения «ПарОм».

Фото предоставлено героиней
«Проекту „Текстуры Омска“ исполняется пять лет. Я предложила приурочить конкурс к символичной дате. К тому же давно не было поэтического конкурса о городе. Раньше были «Омские мотивы», но этот конкурс сошёл на нет. Решили, почему бы и не провести свой», – говорит Ирина.
Положение Ирина написала сама, заявки принимала тоже она. Всего пришло 32 работы из Омска, области и даже других регионов, от Севастополя до Димитровграда.
Как выбирали стихи
Требований было всего два. В тексте должен быть топоним Омска или Омской области – улица, площадь, река, музей, деревня. Оценивался и литературный уровень произведения. Если с первым все просто, то второе иногда требовало разговоров с авторами. Литературным разбором занималась Вероника Шелленберг:
«Бывает, что стихотворение хорошее, но в нем есть сомнительная строчка. Я тогда связываюсь с автором и уточняю, можно ли это отредактировать. Очень редко, но такое случается. Авторы нормально реагируют. Иногда даже прошу: „Вы написали про абстрактный город, но ведь вы точно имели в виду Омск, определенную улицу, так попробуйте в тексте эту улицу назвать“. Люди соглашаются, и стихотворение сразу находит своё место на карте. Кроме того, подборки из «Текстур Омска» мы публикуем в литературном альманахе «Складчина», а это издание есть в библиотеках Омска и Омской области».

Фото: Ирины Четверговой
Благодаря конкурсу и регулярным добавлениям новых текстов в «Текстурах Омска» уже более 330 стихотворений.
Про проект «Текстуры Омска»
Он возник в феврале 2021 года. Идею предложила писатель и журналист Наталья Семёнова. Вероника Шелленберг поддержала. Тогда казалось, что хорошо бы собрать стихи об Омске и отметить на интерактивной карте те места, о которых написаны эти произведения. Сегодня проект охватывает всю Омскую область.
Стихи можно прочитать прямо на карте. Нажимаешь на точку – открывается текст, иногда с фотографиями, которые присылают сами авторы или местные жители. Всё это организаторы делают вручную: ставят локации, передвигают, подбирают иллюстрации.
«Мы собрали стихи самых разных поэтов разных времен. Самым ранним у нас было стихотворение Давида Бурлюка про Иртыш, которое он написал в Омске. Потом Вероника обнаружила еще более раннее стихотворение Игоря Северянина. Мы публикуем и современных поэтов. Это и уже состоявшиеся писатели из разных творческих союзов, и простые люди, пишущие стихи, любящие свой город. Это живой проект. Появилось новое стихотворение – на карте появилась новая точка», – говорит Наталья Семёнова.

Так, недавно проект пополнился стихотворениями омского поэта Владимира Новикова. «Я с большим уважением отношусь к Владимиру Павловичу и к его творчеству. Он, к сожалению, скончался на днях. По разрешению его жены, еще при жизни поэта, я добавила на сайт его замечательные стихотворения разных лет, которые раньше не были опубликованы», – делится Вероника Шелленберг.
Владимир Новиков
РЕЧКА ОША
(Из далёкого детства)
Пришёл в Сибирь апрель погожий,
Расплавил льдины и снега.
И потекли по тихой Оше
Задумчивые облака.
Пришли хозяйки к лодкам старым,
Что пахнут рыбой и теплом,
И стали чистить самовары
Речным серебряным песком.
И засияла в жёлтом блеске
Деревьев нежная листва.
…И стали эхом – рыбьи всплески
И женщин громкие слова.
1967
Разговоры с авторами. Их стихи для вас, наши читатели
Мы поговорили с поэтами, чьи тексты вошли в число отмеченных на конкурсе, и публикуем их стихотворения вместе с небольшими историями создания.
Дмитрий Юферов

Фото: Ирины Четверговой
«Замечательно, что творческие люди откликаются на знаковые события в культурной жизни города и пишут о них, - продолжила Вероника Шелленберг, - Например, лауреат конкурса «Ласковый город, спасибо тебе!» поэт и музыкант Дмитрий Юферов создал стихотворение после того, как в сквере 30-летия ВЛКСМ была установлена памятная скульптура поэту Аркадию Кутилову»:
Адий
Адий, Аркадий, Аркаша, Магнит...
Имя истошной сиреной звенит.
Кончились быстро таёжные сны
Хлёсткой пощечиной стылой весны.
Курево, курица, ключ, кутерьма.
Жизнь то ли каторга, то ли тюрьма.
Со́рок соро́к предрекли сорок пять.
Я остаюсь в тихом сквере лежать.
Призрачно всё. Всё цитаты кругом.
Рифма беспечна. Аптека и дом.
Пусть бесконечно столетья текут.
Лавочка рядом, Иртыш, институт.
Холодно. Что ж? Я укроюсь ольхой,
Елью, рябиною, клёном, травой,
Омском укроюсь, Россией моей…
Только о ней и заплачу, о ней.
Дмитрий Нагаев

Дмитрий впервые пришёл на литсеминар «ПарОм» в 2021 году. По его словам, именно там он получил тот творческий импульс, который до сих пор держит. Сегодня он активно участвует в конкурсах, готовит два сольных сборника.
«Мне 43. Все свои цели я достиг. У меня трое взрослых детей. Решил уделить больше времени поэзии. За последние два года сделал сильный рывок в поэзии. Стараюсь участвовать в конкурсах, печататься, публиковаться», – рассказывает Дмитрий.
Идея стихотворения «Такси» возникла, когда он ехал из аэропорта домой на машине: «Я увидел такси, мелькнул водитель, но пассажира не было видно. И подумал, а что, если бы я ехал в такси. Хотел показать контраст города, такси везёт от привычных мест к тем, куда люди иногда опасаются ехать».
Такси
Везёт такси через дожди,
Осадки разметает лобовое.
Водитель – равнодушный «эрудит»,
Молчит, ко мне спиною.
Кадетский корпус, Парк победы…
По Ленинградскому мосту,
Я еду ранним утром, в среду…,
С водителем не клеится беседа.
Пункт назначения – «Порт Артур».
Наталья Балашова

Наталья родом из Казахстана, но уже много лет живёт в Омске. На экскурсии по улице Ленина она впервые узнала историю Любиной рощи – места, где сегодня гостиница «Россия».
«Я стала после экскурсии изучать этот вопрос. Меня это заинтересовало, много статей прочитала в интернете. Было очень жаль, что сейчас мы не можем полюбоваться ей сейчас, её вырубили в начале прошлого века», – вспоминает Наталья.
Любина роща
Любушка, милая, где твоя роща?
Что на форштадте, сгоревшем дотла,
Стала излюбленным местом всеобщим.
Пышной красою своей зацвела.
Мне бы хотелось пройти по аллеям,
Светлым, как твой удивительный лик,
От ароматов весенних пьянея,
Переживать этот радостный миг.
Как и тебе, ей не выпало доли
Долгий свой век безмятежно прожить.
Как за нее омичи не боролись,
Землю – в торги, ну а рощу – рубить.
Можно присяду к тебе на скамейку,
Вместе с тобой погрущу о былом?
Знаешь, родная, я все же надеюсь –
Роща вернется, а мы подождём.
Светлана Мельникова
Светлана написала трогательное стихотворение – посвящение старому филфаку университета, который сейчас носит имя Достоевского.
«Светлана написала потрясающее стихотворение, такое жизненное, о старом филфаке. Имеется в виду филологический факультет университета им. Ф. М. Достоевского. Она писала о тех временах, когда это был ещё единственный университет в городе. Поделилась частью своей жизни».
Старому филфаку
Омская окраина – университет.
Милые Нефтяники и шестнадцать лет.
Домики как пряники – между них провал.
Хоженый-исхоженный студентами бульвар.
Жила-была девочка, чистый комсомол.
Первый курс, как маятник, по судьбе прошел.
Речи диссидентские, Битлз, Мандельштам,
И от комсомола остался только штамп.
Сигарета первая, первый поцелуй –
Пей, моя студенточка, пей, да не балуй.
Сессия-процессия, вылетишь в момент,
Хоть декан и пьяница, но не диссидент.
Джинсы были синие, сапоги-чулки
И колечки дивные с маминой руки.
Лекции как лекции, только в них намек.
И в глазах у девочки вспыхнул огонек…
(Нас подтекст учили видеть между строк):
Неужели, правда, существует Бог?
А за книжки мудрые тогда давали «срок» –
Это было хуже, чем любой порок.
Разговор о вечности шел, да не спеша:
И Платон, и Лосев, снова Мандельштам.
И узнала девочка, что очень хороша,
Потому что мальчики смотрели, не дыша –
Красота спасает и у всех душа…
Вроде к коммунизму мы всей страною шли.
А на филфаке истину искали и нашли!
Бог живой не в храме – Он живет внутри.
Размело «философов» по всем краям земли.
Лица их мерцают из такой дали –
Милые, святые – соль родной земли.
Марина Кузнецова (Стефания Лемберг)

Марина – педагог и кандидат философских наук. Поэзия занимает в её жизни важное место. По её словам, стих рождается только тогда, когда оно «зазвучит внутри»:
«Они как-то у меня сразу получаются. Есть первая строчка, и как-то оно пошло, пошло, пошло. А бывает, что мучаешься над стихами. Бывает, что ночью просыпаешься. Например, я не могу уснуть до тех пор, пока не поставлю последнюю точку».
«На Оми-реке городок стоит...»
На Оми-реке
городок стоит,
У речной воды
хоровод ракит.
Над речной волной
чайка мается,
На весь белый свет
в чем-то кается.
Как самой реке
в ноги бухнется:
"Ты одна, река,
мне заступница!"
А река смолчит,
не откликнется.
С одиночеством
чайка свыкнется...
София Горбунова
«София прислала замечательное стихотворение. Она когда-то бывала в нашем городе, и он её вдохновил на игру слов Омск-Томск», – рассказывает Вероника Шелленберг.
[Т]Омск
А мне бы букву лишнюю
Из атласа стереть,
Из Томска в Омск умышленно
Дорог сплетая сеть:
Здесь можно волю дать перу,
А там ждёт человек.
Какую всё же выберу
Из двух сибирских рек?
К Оби поближе – к матери –
Течёт родная Томь,
А Омь поманит странствовать,
Встречаться с Иртышом.
Омск городу студенчества
Подобен, словно брат...
Так лучше с «Т» исчезнувшей?
Или вернуть назад?
Город в стихах
Это далеко не все стихотворения, принявшие участие в конкурсе. Омичей интересуют разные стороны Омска. «Слияние Оми и Иртыша – благодатная тема для поэтов. На конкурсе появились и строки о музее Кондратия Белова. Есть тексты, погружающие в историю: «Тихая столица Колчака», посвящение Ермаку, целая череда стихотворений о Любинском проспекте», – анализирует Вероника Шелленберг.

«Почти все эти стихи были написаны задолго до появления проекта. Это говорит о том, что омичи любят свой город, проникаются его историей. И вот то, что мы подняли этот тематический стихотворный пласт, мне кажется, замечательно и своевременно. Согласитесь, любовь к Родине неразрывно связана с любовью к малой Родине. И если нам продолжат присылать тексты с топонимами, мы будем дополнять свою карту. Кстати, такой проект в России – единственный. Он не только литературный, но и краеведческий, познавательный. Если, в дальнейшем, в других регионах сделают подобные карты, мы сможем их объединить!»
Прислать свои стихотворения об Омске можно прислать на адрес Омской областной библиотеки для детей и юношества или в соцсетях библиотеки. А познакомиться со стихотворениями других авторов вы можете на карте по ссылке.
Текст: Алексей Могильников
Фото автора и Ирины Четверговой
Читайте также


