«Открыточные маньяки» Омска: кто такие посткроссеры и чем они живут?

Дата публикации: 23.07.2024

Посткроссинг – это обмен открытками между людьми со всего мира. В 2005 году его придумали студенты-программисты из Португалии Пауло Магальяйнс и Ана Кампос, а к 2020 году страсть к отправлениям подхватил весь мир. Особенно часто люди посылают открытки перед Рождеством и Новым годом.

Олег Супчинский, кандидат технических наук, преподаватель ОмГУПС и заядлый посткроссер. С этим увлечением он познакомился около пяти лет назад, а недавно получил значок «посол посткроссинга». «Трамплин» в беседе с ним узнал, кто сегодня пишет письма, зачем им это нужно и как открытки делают кого-то счастливее, а также сколько денег истинные посткроссеры тратят на своё хобби.

Олег, расскажите, что такое посткроссинг?

– Посткроссинг – это международный обмен открытками! Стоит понимать, что есть филокартисты – люди, которые коллекционируют открытки, а посткроссеры – отправляют их. Для нас открытка ценна тем, что у неё есть красивый оборот: надпись, марка и штемпель. Когда всё собрано, мы говорим о том, что такой открытке будет рад любой посткроссер.

Посткроссинг придумали студенты-программисты из Португалии, которые очень любили путешествовать и получать открытки, решили призвать других к этому. Они создали сайт, который стал очень популярен.

На международном сайте посткроссинга сегодня зарегистрировано 804 000 участников из 207 стран. За время его существования получено 77 млн 409 000 открыток. Пользователей из России зарегистрировано более 100 000. В онлайн-режиме можно отследить, к слову, любое отправление.

Почему сегодня стало модно писать письма?

– На мой взгляд, социальные сети нас поглотили, мы много времени проводим онлайн – за написанием коротких и быстрых сообщений, отправкой смайликов. Но я считаю, что за шрифтом Times New Roman теряется теплота. Мы очень быстро стараемся написать смс, а в письме ты думаешь над посланием, стараешься красиво изложить свои мысли. Вот у меня почерк не самый красивый, но я стараюсь писать как-то очень аккуратно, что-то тёплое вложить в письмо, важное именно для этого конкретного человека. Это что-то большее, чем обычное сообщение…

– Что нужно, чтобы стать посткроссером?

– Надо любить писать и получать письма – это главное. Затем можно зарегистрироваться на международном сайте посткроссинга. Там случайным образом выпадают адреса пользователей: это может быть любая страна и город. На нём также отслеживают все почтовые обращения, что важно. После пяти первых отправлений система понимает, что ты не фейк, и твой адрес попадает в общий список пользователей.

Из России за период работы сайта было отправлено более 10 млн открыток.

У каждого пользователя есть свой вишлист, его долго продумывают: пишут о том, что любят, что собирают… Я, например, коллекционирую открытки с поездами и маяками – все об этом знают! И мне приятно такие изображения получать из разных стран.

У меня много историй о том, как я попал в вишлист человека и получил много благодарностей! Мне даже кажется, что я больше люблю отправлять открытки, нежели получать. Сейчас я могу одновременно делать 14 отправлений, так как перевалил за 250 открыток. На самом деле, это мало. В Германии 63 млн посткроссеров, один немец отправил уже более 38 000 открыток! У меня от него тоже есть послание.

Как произошло ваше знакомство с посткроссингом?

– Я с детства любил возиться с бумагой, помню, перебирал какие-то старые семейные письма. Дедушка любил покупать к празднику много открыток, а мама с бабушкой их подписывали и отправляли родным. Я рассматривал марки, картинки.

Пять лет назад я с другом ездил в Крым, мы дошли там до какого-то маяка – он мне понравился. После случайно попадается мне интернет-магазин с открытками, на которых изображены маяки – Крыма, Дальнего Востока, Финского залива... К ним шла карта, по маршруту которой мы и проехали. После в один осенний день, когда я приболел, дома набрёл на статью о посткроссинге. Открыл сайт, зарегистрировался и в этот же вечер купил открытки и марки. Наверное, я тысяч пять потратил! Мне всё пришло, и я начал отправлять. Первая открытка пришла мне через два месяца после того, как я отправил свою.

Как вам запали в душу маяки теперь понятно, а почему поезда?

– Наверное, наложила отпечаток моя работа – я преподаватель ОмГУПС, оканчивал этот вуз в своё время, поэтому коллекционирую открытки и с поездами.

Олег, как вы стали «послом посткроссинга»? Что это за звание?

– Многие считают, что я больше продвигаю эту историю, чем участвую в ней. Наверное, это так. На международном сайте посткроссинга есть специальные значки: их дают за донаты, за отправление письма 1 октября – в день открытки – и за многое другое. У меня вот появился значок «посол посткроссинга», так как я периодически рассказываю о движении, читаю лекции студентам.

В целом в неделю я отправляю пять-шесть открыток. В моём подъезде живёт девочка, она отправляет по 40 открыток. Это немало! На это хобби посткроссеры тратят много времени: оно уходит на выбор открытки, марки, подписи и само отправление.

Расскажите о первых полученных вами открытках. Что запомнилось?

– Первая открытка была отправлена мне молодым человеком из Дубая, он пилот самолёта. Сам часто путешествует и втянулся в эту историю. Открытка с темой про Достоевского. Если кто-то делает отправление в Россию – это часто Пушкин, Достоевский, снег или медведь. Не всегда ведь кто-то внимательно изучает вишлист.

На обороте было написано: «Привет, Олег, моё имя Одиль, я пилот самолёта, живу в Дубае, у меня 360 дней в году очень хорошая погода, приглашаю в гости».

В WhatsApp я уже около двух лет общаюсь с человеком из Тайваня. Посткроссинг – это хорошая идея объединения, которая работает. Кто-то сотрудник банка, кто-то – почты, много преподавателей. Иногда они регистрируют целые классы: ребята пишут письма, изучая тем самым культуру стран.

Кто-то просит положить в письмо пакетик чая, монетку или билетик из трамвая. Вот, например, у меня есть самодельная открытка, которая пришла из Германии от мальчика к Новому году. Он сам создаёт дизайн в Paint. Ему тяжело вживую общаться, так как у него непростая форма болезни. И это для него социализация и познание мира. Он планирует, когда вырастет, стать машинистом поезда. И я предложил ему приехать в Омск учиться. Я ему отправил открытку с поездом – картмаксимум. Он был в восторге!

А что такое картмаксимум?

– Это когда дизайн открытки, марка и спецгашение в едином стилевом решении выполнены. Например, я собираю открытки с поездами: на обороте поезд, на марке – поезд, и спецгашение похожее. Есть филокартисты, которые только такие открытки собирают.

Мальчику из Германии я такую и отправил. Написал ему, что учился в железнодорожном вузе, а сейчас преподаю там. Он ответил, что получил мою открытку и заплакал, настолько тронут был…

Правильно я поняла, многие посткроссеры – коллекционеры открыток, марок?

– Не всегда, но зачастую да. Интересы у всех разные, например, есть редкие марки, могу вспомнить серию «Европа». Россия входит в Евразийский почтовый союз, раз в год задаётся тематика – вымирающие виды животных, к примеру. И каждая страна выпускает свою марку под эту тему. Есть люди, которые коллекционируют именно их. Однажды попался мне адрес человека из Германии, который собирает такие марки – я купил четыре и отправил. Он написал, что у него таких не было! В ответ он отправил мне марки Германии, Швейцарии и открытки с изображением Швейцарского музея транспорта (Люцерн). Он, получается, был в Швейцарии, вспомнил про меня и купил их.

На самом деле таких потрясающих историй много! Есть люди, у которых нет открыток с поездами, они отправляют марки с ними. Я храню все отправления в первозданном виде. На железнодорожном вокзале в Омске есть музей, со временем, я думаю, мы сделаем там мини-выставку по этой теме. У меня есть несколько человек в Германии, Швейцарии, Финляндии, с которыми мы периодически обмениваемся открытками, многие зовут в гости, но пока я ни до кого не доехал.

Картмаксимум (пример)

Расскажите про омское сообщество «открыточных маньяков»? Как вы туда попали? Правда ли, что название придумали вы?

– Да, название придумал я, действительно про нас так можно сказать! У нас в Омске даже не одно сообщество посткроссеров. Мне однажды перестали приходить открытки, на почте я узнал, что 18 моих открыток по ошибке попали в другой ящик. В это же время во «ВКонтакте» мне пишет девушка, оказывается, мои отправления попали к ней. Мы оказались даже соседями почти. И она рассказала, что таких «сумасшедших» в городе хватает и позвала на встречу.

Посткроссеры есть в каждом городе. Мы нередко собираемся в каком-нибудь общественном пространстве, например в кафе. В посткроссинге у нас преобладают девушки, в Европе же больше мужчин. Иногда к встрече мы выпускаем свои открытки! Но если используем официальный логотип, то встречу надо зарегистрировать на сайте. То есть теоретически на неё может прийти вообще любой посткроссер. У нас было так, что на встрече оказывались люди из других городов.

То есть вы сами делаете открытки? А кто у вас занимается дизайном, поделитесь? Сотрудничаете ли с омскими художниками или фотографами?

– Да, некоторые открытки мы делаем сами: рисуем вручную дизайн или с помощью нейросети, потом печатаем. Художники в основном у нас свои, сообщество большое, есть творческие люди. Можем взять снимок омских фотографов, да, например Александра Калашникова. Конечно, согласовываем с ним. Александр даже бывал на наших встречах. Многие ведь просят отправить открытку, на которой изображён город.

Нам открытки делала омичка Евгения Арент, создаёт их и Анна Петунова – известная художница России. У неё есть фанаты, которые меняются только на её работы. Сейчас у меня около 800 открыток. Я открываю любой вишлист и думаю, а что у меня из этого списка есть. При наличии времени можно посмотреть, что человек уже получал, чтобы не повториться.

Открытки, выпущенные омским сообществом «Открыточных маньяков».

Какой язык в приоритете у посткроссеров?

– Английский, что-то получается написать самому: каких-то базовых знаний хватает для сообщения, ну а что-то – с переводчиком. Понятно, что в Казахстан или Беларусь на русском языке пишем. Если школьные знания, опять же, позволяют, можно по-немецки написать, посткроссеры из Германии радуются такому сообщению.

Олег, а как реагируют на вас сотрудники почты? Наверное, знают вас всех в лицо.

– Да, конечно. У меня недавно появился свой абонентский ящик, то есть ячейка на почтамте. Сотрудники почты знают нас, несомненно, рассматривают наши отправления и получения. У девчонок из нашего клуба есть свои почтальоны, которые носят им домой корреспонденцию. Почтальоны так и говорят, что они раз в неделю сами будут приносить почту, чтобы каждый день не ходить с парой открыток. Нас знают и по нашим штампам, или печатям, на марках. Мы сотрудников почты поздравляем с их профессиональными праздниками всегда.

То есть у каждого посткроссера есть печать или штамп? Как это работает? И есть ли у вас – и какой?

– Да, верно, у каждого заядлого посткроссера есть своя печать. Мы по ним узнаём друг друга. У меня, вы видите, печать с маяком, тема одна из любимых. Дизайн гашения марки такими вот волнами очень хорошо вписался, я его сам разработал. Для меня маяк – это символ спасения и стабильности, он ведёт вперёд.

Печати у всех разные, кто-то любит гранаты, кто-то мультики, у одного из нашего сообщества, Александра, печать с изображением Степаныча. У кого-то сразу несколько печатей, есть и матрёшка – особенно для зарубежного посткроссинга хороша. Словом, очень много их. Конечно, они не имеют законной силы, больше для себя.

Сколько всего в Омске посткроссеров?

– Если объединить два сообщества, то самых заядлых, которые посещают встречи, человек 30–40 будет. А вообще на международном сайте зарегистрировано около тысячи омичей. У меня не всегда, к сожалению, получается посещать встречи из-за командировок или чего-то ещё, но тем не менее периодически один раз в месяц-два собираемся.

Олег, как много вы тратите на хобби?

– Всё зависит от степени «маньячности» в этом деле. Но это не самое дешёвое хобби, если им заниматься серьёзно. Нужно понимать, что даже при средней стоимости самой открытки – 20–25 рублей, отправить её по России с 1 июля стоит 22 рубля, а за рубеж – в Беларусь или Казахстан – 70 рублей, в остальные страны – 90 рублей, то есть это всегда такая солидная сумма получается.

Плюс многие покупают марки. Например, Русское географическое общество в честь 75-летия выпустило фольгированную марку – её хочется приобрести. Кто-то сразу покупает марочный блок или лист. Ведь марка – это валюта, деньги. В истории были случаи, когда люди рассчитывались марками! Сейчас в России марки с 2003 году могут быть в ходу, то есть по факту у коллекционеров марки есть деньги.

– Я вижу, у вас тоже много марок – вы сами коллекционируете их?

– Скорее нет, чем да. Но какую-нибудь интересную марку, пожалуй, куплю. Во многих городах есть официальные представители АО «Марка» – сеть салонов «Коллекционер». Туда можно прийти и приобрести, что хочешь. В Москве в одной станции от метро ВДНХ есть магазин, там довольно красивый салон. Туда приходишь, и если попал в день выпуска новой марки, то можешь простоять за дедушками-коллекционерами час или полтора.

Кто-то коллекционирует листы, кто-то отдельные марки, фрагменты с QR-кодом. Есть некоторые марки, например с птицами, которые при помощи приложения «Марка» оживают в 4D – очень красиво! В 2016 году у нас в России выходила марка, посвящённая посткроссингу «Я люблю посткроссинг», а вот марка со снегирём была признана одной из лучших в России! Есть марка к 300-летию Омска, ведь, как правило, регионы к своим юбилейным датам стараются выпустить её.

Есть марки 2003 года с запахом! Помните страницы журнала Oriflame, которые были ароматизированы? Англичане, вроде, выпускали марку, на которой было напыление песка с корта, были марки с напылением от метеорита. Но, конечно, на почте, скорее всего, вам наклеят стандартную марку с орлом. В альбоме у меня много расходников, есть гашёные марки, которые мне отправили, я их храню.

Кто-то из посткроссеров красиво оформляет каждую открытку. Это тоже искусство посткроссинга?

– Да, кто-то прямо заморачивается, очень красиво оформляет открытки, пишет каллиграфически, дополнительно делает аппликации и иллюстрации, наклейки клеит. Если вы зайдёте в интернет-магазин, где продаются открытки, там всегда есть товары для посткроссинга: декоративные скотчи, фрагменты крафтовой бумаги и так далее. Есть посткроссеры, которые только меняются на такой «оформленный» оборот.

Как часто вы путешествуете? Отправляете ли открытки из-за границы?

– Не часто, но путешествую, конечно. Если я раньше, путешествуя, привозил магнитики, то теперь отправляю открытки. Поначалу только родителям и близким друзьям. После мне начали писать знакомые, тоже захотели получить из-за границы послание. В последний раз у меня была командировка в Китай – оттуда я отправил 45 открыток!

К слову, в Китае такая же система марок, я приобрёл много необычных марок с местным колоритом. Я ещё раз убедился, что не зря Китай – родина бумаги. У них марки и открытки необычных форм и размеров. Там ещё делают альбомы, где показывают, какие марки были выпущены в этом году. В нём всегда есть две марки, которые не были в свободной продаже – их может получить только покупатель альбома! Про каждую марку есть рассказ, например, первая марка традиционно посвящена году по восточному календарю. Тут используют различные технологии защиты, голографические знаки на марках. В Китае очень часто подделывают марки, и они с этим борются. В альбоме для одной марки есть отдельный конвертик, как думаете – почему? Это марка посвящена 130-летию Мао Цзэдуна.

На самом деле марки и открытки – это отпечатки истории, по которым можно многое отследить. Очень часто по старым открыткам архитекторы восстанавливают здания, улицы или разыскивают людей. Например, кто-то купил открытку на аукционе, а на ней есть адрес – кому она была предназначена, но не дошла. И новые приобретатели пытаются найти этих людей, узнать их историю – судьбу самого послания. Я всегда говорю: это целая вселенная.

Лично для вас посткроссинг – это..?

– Для меня это хобби, которое пока ещё не переросло в маниакальную историю. Хотя, с другой стороны, дома уже нужно отдельное место для хранения всего этого. На самом деле для меня это способ общения и, наверное, история про традиционные ценности. Так как я помню ещё с детства все эти открыточки! У моих друзей есть дочь, ей четыре года, она всегда, получая открытку, записывает видео с благодарностью. И вообще это такие классные эмоции, когда в твоём ящике, помимо квитанции, открытка из-за границы от друга. Я кайфую от этого, от обратной связи! От людей, которые неравнодушны и отправляют открытки, которые ты коллекционируешь.

Это такое сообщество, которое в наше нелегкое время позволяет сохранять связи, а ещё узнавать что-то интересное и новое. Ведь часто, получая открытку с маркой, ты рассматриваешь её, узнаешь что-то интересное о месте или человеке – это расширение кругозора.

Я два раза для своих студентов проводил знакомства с посткроссингом, кто-то остался в этом хобби. У меня есть коллега, который работает со мной на кафедре. Он на встречи не ходит, но по количеству открыток на сайте меня уже догоняет! Он также путешествует. В век цифрового развития, когда место на телефоне заканчивается и приходится что-то удалять, получить бумажную открытку – очень ценно, это удалить непросто…


Автор: Мария Исаева

Фото: Александр Румянцев

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.