Куклы из прошлого. Во что играли бабушки и прабабушки Омского региона?

Дата публикации: 1.09.2024

Куклы – это то, что связывает каждую девочку с детством. Большие и маленькие, кудрявые и с косами, в элегантных нарядах или народных костюмах, фарфоровые и куклы-зомби. О таком разнообразии наши бабушки и прабабушки могли только мечтать. Им куклы из подручных материалов мастерили мамы.

Лоскуток ткани, горстка золы, пара веточек в родных руках превращались в самую дорогую сердцу игрушку. Воспоминания старожилов Омского региона вот уже больше двадцати лет собирают в экспедициях этнографы Сибирского культурного центра.

Как слова спустя столетие превращаются в реальные куклы и почему в них не стоит искать мистику? В чём особенность традиционной народной куклы и как специалисты намерены возродить к ней любовь? «Трамплин» узнал все подробности.

«Когда мне был один год, куклы меня спасли», вспоминает ведущий специалист отдела русской народной культуры Государственного центра народного творчества Наталья Киселёва. Тогда она заболела скарлатиной и отказывалась есть. Мама смастерила маленькую куколку на пальце. Она развеселила и накормила девочку.

«Я куклам обязана, наверное, и теперь свой работой, можно сказать, отдаю долги», рассказывает ведущий специалист отдела русской народной культуры Государственного центра народного творчества Наталья Киселёва.

Изучением традиционной домашней игровой куклы она занялась больше двадцати лет назад, когда пришла работать в омский центр народного творчества. Вместе с этнографами они ездили с экспедициями по районам области – изучали культуру, быт, обычаи и традиции местных старожилов.

Один из блоков касался детства. В какие игрушки играли, как развлекались? На этот вопрос бабушки сначала отвечали неохотно.

«Из первых экспедиций трудно достойный пример привести, потому что сами не особо знали об этом явлении. Бабушки сначала не очень охотно об этом рассказывали. Ну, куколка и куколка. Взяли одну тряпочку и другую к ней приладили. Вот и куколка, играйте себе. Только когда научились задавать правильные вопросы и подсовывать вовремя те самые тряпочки, лоскутки – и вот тогда бабушки начали мастерить нам куклы. Начиналось какое-то волшебство», рассказывает Наталья.

Лоскутки ткани в руках бабушек внезапно превращались в куклы из прошлого. У каждой своя история и технология изготовления. Всё зависит от происхождения семьи.

«Наша область – регион переселенческий. Сюда в разные годы приезжали люди из разных местностей нашей страны семьями, в одиночку или с маленькими детьми, женились. Процесс длился на протяжении долгого времени. Каждая семья имела свои особенности изготовления кукол. Это было связано с разными причинами», – поясняет эксперт.

 

Из первых уст

Русские старожилы делали куклу-столбик. В основе скрутка из ткани, которая сложена в несколько слоёв. Такую в 2009 году, смастерила Пелагея Никифоровна из села Крестики Оконешниковского района. Её воспоминания этнографы записали и сохранили.

Фото из газеты «Девчонки-мальчишки». Школа ремёсел, 2021 г.

«Лица куклам рисовали. Если случалось сделать основу куклы не из белой ткани, личико рисовали на бумаге и подставляли под платочек. Вывожу личико да приговариваю: “Чтоб не ротаста была…” Ротик должен получиться небольшим, аккуратным», рассказывала этнографам жительница Оконешниковского района Пелагея Никифоровна 1926 года рождения.

В Горьковском районе этнографы познакомились с куклой-младенцем. Её сшила уроженка Львовской области Лидия Сербина. Научила мама. Кукла полностью набивная – голова, туловище, ручки и ножки наполняются ватой. Поверх яркая пелёнка, перевязанная лентой. Технология характерна для украинских переселенцев, таких как Лидия Васильевна.

Фото из газеты «Девчонки-мальчишки». Школа ремёсел, 2021 г.

С набивными малышами она играла, когда была маленькой девочкой. Её воспоминания тоже в архиве Сибирского центра.

«Я за ентих кукол один платок кашемировый порезала. Мама кинулася: “А дэ платок?” А я ж поризала, обсекла. У нас папка не бил детей и маме не разрешал. А мама нахволяется: “Я ж теби сейчас полотэнцем!” А я все равно любила…» вспоминают специалисты слова Лидии Сербиной, жительницы Горьковского района (1935 г. р., украинка).

Создавали даже изделия из деревянных чурок. Идеально подходил обрезанный черенок от лопаты. Края спиливали ровно под прямым углом.

Целое семейство кукол по такой технологии смастерила Наталья Романовна Денисова 1929 года рождения из села Крестики Оконешниковского района.

Фото из газеты «Девчонки-мальчишки». Школа ремёсел, 2021 г.

«Кукол делали так, чтоб семья – отец, мать, дети, всё меньше, меньше, меньше... Четверо или пятеро ребятишек, раньше же много было ребятишек. Играли. Подружка придёт со своими куклами, и вот играем, в гости ходим. Мы строили им дома из книжек», рассказывала этнографам Наталья Романовна Денисова, жительница села Крестики Оконешниковского района (1929 г. р.).

Ещё один вид кукол, о которой удалось узнать этнографам в Омской области, – зольная кукла. Туловище делали из лоскутка ткани, головка из золы. По словам автора, делали такие исключительно для игры. Хотя издревле подобные использовали от сглаза. Но к омской кукле начала XX века это не относится, говорит Наталья Киселёва.

«Действительно, были и куклы-обереги, были куклы с особыми смыслами, но мы за все годы экспедиций таких кукол не встречали. И даже если по конструкции куклы мы понимаем, что там может быть такая подоплёка, то наши информаторы – это люди 20-го, 30-го годов рождения – этот смысл в куклу не вкладывают», – поясняет Наталья Киселёва.

Больше двадцати лет экспедиций позади, а объехать все районы до сих пор не удалось, говорит Наталья. Каждый район – это огромный пласт работы. Нужно охватить очень много сфер жизни селян. Детство и игрушки – лишь малая часть.

«К сожалению, ни одной сохранённой с первой половины XX века куклы мы не видели. Все наши куклы были изготовлены при нас бабушками, когда мы просили их об этом. Ещё мы могли оставить материалы и через недельку возвращались за куклой. Очень редко кто соглашался сразу. Игра в куклы воспринималась как забава, и что же взрослый человек будет той забавой заниматься. Часто говорили и даже негодовали сначала: “Ой, я уж не помню. Я вот что завтракала уже не помню, а ты мне про куклы спрашиваешь”», – объясняет Наталья.

«Отговаривались, но когда ткань попадала в руки, начиналась магия. Появлялись воспоминания, а воспоминания такие очень дороги».

В коллекции около тридцати домашних игровых кукол, созданных бабушками и прабабушками из омских деревень. Каждый образ – отражение моды прошлых лет. От самых простых до многослойных. Некоторые девушки в сарафанах, рубахах, фартуках, с волосами из льняной кудели и лукошками в руках.

«На моей памяти экспедиция в Большеуковском районе. Бабушка начала изготавливать куклу и начала с ней разговаривать. Тут же появилась и игра. Она и причитала и приговаривала: “Мы сделаем тебя такую красоточку, да хорошенькую, да красивую девочку. Будут тебя все любить, будешь ты такая замечательная”.

Вот она её сделала и говорит: “Хм, надо ж, наверное, замуж отдать. Давай-ка мы тебе платочек повяжем, как будто тебя замуж выдали. Ой, и лялька ж народится”. Тут же появилась лялька, которая присовокупилась к этой куколке.

“А ляльку занимать надо, надо ж играть с ней, давай-ка мячик мы с тобой”. Так из одного разговора появилась и кукла, которая была сначала девочкой, потом и девушкой, потом стала мамочкой. Ещё и лялечка с мячиком», – рассказала этнограф.

Кукла из Большеуковского района на фото по центру. Прим.

 

Неизвестная загадка

Домашняя игровая кукла интересна тем, что не особо известна, говорит специалист. О ней мало кто знает, потому что за пределы семьи она обычно не выходила. Передавалась из поколения в поколение, а потом и вовсе пропала. Остались только воспоминания. Носители тоже постепенно уходят, поэтому этнографы стараются дословно записать их слова и перенять технологии.

«Сложно установить, когда эти куклы перестали делать. Кто-то говорит, что начали работать в колхозе, предвоенные годы – и уже некогда было. Но чаще всего бабушки говорят, что несмотря ни на какие обстоятельства, кукол делали. Даже из старой, никудышной тряпочки, которую мама уже не знает куда деть, шили. Мы сейчас работаем иногда с людьми, которые уже помнят воспоминания родителей. То есть они делают куклу, которую им делала мама, а ей делала бабушка. Передача традиции состоялась», – говорит Наталья Киселёва.

Этнографы намерены не только сохранить традицию изготовления домашней народной игровой куклы, но и возродить. Совместно с омским мастером Оксаной Трашковой готовят эксклюзивную выставку.

«Мастер уникальный, потому что свою авторскую технологию основывает на традициях, которые видит в кукле экспедиционной. Она тщательно изучает кукол и какие-то из способов и приёмов берёт на вооружение», – говорит Наталья.

Создавать тряпичные куклы Оксана Трашкова начала 18 лет назад. В 2006-м попала на семинар по кукле и не смогла остановиться. Стала изучать традиции и создавать авторские изделия.

«Наши куклы удивляют своим разнообразием, историей. Знакомишься с куклой и понимаешь, что точно такую делали, например, на Украине. Начинаешь узнавать историю, оказывается, и правда автор – прабабушка родом с Украины», – рассказала мастер тряпичной куклы Оксана Трашкова.

Увидеть экспедиционные экспонаты из деревень Омской области и авторские работы можно будет в декабре. На этот месяц запланирована выставка. Пока же ведётся активная работа над экспозицией.


Автор: Ксения Тоичкина

Фото: Александр Румянцев, архив Государственного центра народного творчества

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.