Дата публикации: 12.11.2024
В честь дня рождения великого писателя в Омске проводят тематические экскурсии, открывают выставки. А в театре «Галёрка» начался международный фестиваль – театры из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Оренбурга, Башкортостана и Омска представят девять работ, которые раскроют Достоевского с разных сторон. Почётным гостем станет Александр Михайлов – главный герой фильма «Любовь и голуби».
«Мы ждали этот фестиваль два года! Сказать, что мы волнуемся, – это ничего не сказать. Фёдор Михайлович Достоевский сегодня как никогда притягательный», – такими словами открыл фестиваль Владимир Витько, художественный руководитель театра «Галёрка» и организатор фестиваля.
Впервые «Достоевский. Омск» состоялся в 2021 году, основные принципы отбора спектаклей решили сохранить – зрители увидят классический русский театр, исключение решили сделать для единственной работы: рэп-мюзикла «Преступление и наказание» (16+). Его покажут 16 октября.
«Я приверженец того, чтобы не заниматься режиссёрскими изысками. Уж не говорю о переделывании автора. На мой взгляд, режиссёр – это проводник между автором и актёром. Рэп со мной никак не сочетается, я посмотрел этот спектакль и долго не принимал его: Достоевский и афроамериканские забавы, для меня это было чуждо, но есть люди, увлечённые современным искусством, поэтому он идёт отдельным номером», – рассказывает Владимир Витько.
Вне конкурса показ открыл спектакль «Идиот» из Белоруссии в постановке Иваны Жигон – лауреат VII Национальной театральной премии в номинации «Лучший спектакль театра драмы», специальной премии президента Республики Беларусь, обладатель Гран-при XXI Международного театрального форума «Золотой витязь-2023».
Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М. Горького (г. Минск):
«У нас оригинальный проект. Достоевский – русский. Село Достоево – это в Брестской области, откуда он родом. Достоевский в сербском понимании режиссёра Иваны Жигон, в исполнении белорусского ансамбля. У нас такой славянский Достоевский получился. У сербов такой острый взгляд: они живут в окружении католиков, мусульман, некоторые вопросы они чувствуют более больно. Мы немножко так – пока расходимся – 5000 километров в одну сторону, 5000 – в другую. А у них все рядом, поэтому и некоторые вопросы звучат более остро».
Спектакль разделён на две части. Первая – это мир Настасьи Филипповны, петербургской красавицы, которую в детстве подобрал, воспитал, а потом развратил граф Тоцкий, а теперь собирается выдать замуж, чтобы жить спокойно самому и не бояться осуждения общества.
Её мир холодный. Туман, темнота и небольшое пространство возле серого дома, где возникают или главы из романа или обрывочные воспоминания в голове больного князя Мышкина:
Настасья Филипповна в кроваво-красном платье объясняется с Тоцким;
Стук колёс, гудок, поезд. Страстный купец Рогожин в овчинном тулупе, который мечтает купить свою царицу – Настасью Филипповну;
Полный разного народа дом Ганьки (Гаврилы Ардалионовича Иволгина), которого по сути принуждают жениться за деньги на падшей женщине – такой видят Настасью Филипповну его мать и сестра.
Всё это сваливается на князя Мышкина, которой только что вернулся в Россию из Швейцарии, где долгое время лечился от падучий болезни. Вокруг все кричат: Рогожин, обуреваемый страстью к женщине, Ганька – страстью к деньгам. Все вокруг называют Мышкина идиотом, хотя на этом фоне он один выглядит как нормальный человек, готовый выслушать и попытаться помочь.
Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького (г. Минск):
«А почему, вы думаете, Достоевский обзывает идиотом великого русского писателя Льва Толстого? Мышкин Лев Николаевич – это же явный посыл в сторону Льва Николаевича Толстого. Очень просто всё: наверное, после встречи с такими людьми каждый из нас становится добрее, чище. На душе теплее. Ты начинаешь себя анализировать – вот ты тут – свои поступки анализировать».
Второе действие – это мир Епанчиных. Мать, отец и три красавицы-дочери на выданье. Качели, зелень, скамейки, объяснения с младшей Аглаей. Мир наполнен солнцем и светом, который в один момент становится невыносимо ярок… Здесь провалы темноты, в которые так часто впадает в первом действии князь, как будто уходят. Льву Николаевичу не снятся сны, ему и не дают спать.
Аглая оценила доброту, наивность, а, возможно, и нежданное богатство Мышкина, но не может принять того, что её жених может быть смешон в глазах других людей. В мир Епанчиных врывается и Настасья Филипповна. Как думает сама, она мечтает о счастье князя, хочет видеть его с молодой девушкой с безупречной репутацией – Аглаей Ивановной. Но по сути обе красивые женщины просто разрывают мир Мышкина напополам. Он нужен всем. И не нужен ни одной из них. Яркая реальность становится один сплошным сном, в котором возникает сам Достоевский.
«Это режиссёрская задумка. Возможно, автор ходит среди нас. Я видел во многих постановках, как автор выходит на сцену. Но у нас, на мой взгляд, это некий манифест славянского мира. Я увидел некоего духовного пастыря, который учит нас не бояться выдвигать духовные ценности. А то мы больше думаем о том, какая у нас машина: “Лада” или “Мерседес”. А не сравниваем, у кого шире душа, меньше цинизма, больше сострадания. Мы об этом не говорим. Хотя “Мерседес” можно купить, а вот душу расширить сложнее», – поясняет Сергей Ковальчик.
Классику называют многогранной: при каждом новом прочтении на поверхности появляются новые темы. Что есть любовь и чем она отличается от сострадания? Какая красота спасёт мир? Почему мы терзаем друг друга и не можем быть счастливы? Поэтому такие произведения вновь и вновь возвращаются на сцену. Но сейчас стала появляться и ещё одна причина – коммерческая.
«Современных пьес в нашем театре не предвидится. Наступает беспредел авторского права, нам тут три агента поменяли правопреемника и прислали контракты, где указано 18% выручки на западных авторов. Мы желаем удачи и отказываемся от их услуг. И ладно западные, но под угрозой Валентин Катаев, Владимир Гуркин, Валентин Распутин. Вдруг находятся правопреемники, которые ставят такие условия, что ставить пьесы этих авторов уже невозможно. Но в мире много классиков и хороших вещей, нам есть что ставить», – говорит художественный руководитель.
«Публичный допрос», моноспектакль, чувственная атмосферная история с элементами фантасмагории и даже кукольный спектакль – постановки в таких жанрах покажут во время фестиваля по Достоевскому в Омске.
Константин Кириллов, директор Рязанского театра кукол:
«В театре кукол невозможного нет. Можно реализовать любую задумку, всё зависит от фантазии режиссёра и художника. Технические средства – это не самоцель, но очень помогают. Я надеюсь, что краска театра кукол в этой палитре фестиваля будет достаточно интересной и не лишней».
Галина Вербицкая, театральный критик, председатель жюри фестиваля:
«Меня порадовала афиша фестиваля своей драматургией. Я увидела здесь абсолютную пространность, кольцевую композицию: два “Идиота”, три спектакля по роману “Преступление и наказание”, и все представлены в разных жанрах. Почему Достоевский? Почему сегодня? Я бы сказала: “Сегодня, потому что всегда”. Его вера в человека во что бы то ни стало, каким бы он ни был – она совершенно потрясает. В любом персонаже у него есть этический стержень – способность различения добра и зла».
Во время фестиваля также будут проходит лекции, матер-классы и творческие встречи. Она из них – с Александром Михайловым, широкому зрителю он известен как главный герой фильма «Любовь и голуби». Но у него много и театральных работ, в том числе и по произведениям Достоевского. Завершится фестиваль 17 ноября также показом спектакля «Идиот» (12+), но уже в исполнении Омского драматического театра «Галёрка».
Автор: Дарья Александрова
Фото: Ирина Ковалёва