Дата публикации: 22.07.2025
Северная драма устроила интерактивное погружение в довоенную эпоху СССР. Чтобы усилить эмоциональное восприятие спектакля, театр предложил гостям премьеры «Журавлики – кораблики» прийти в образах той эпохи. Оказалось, что наряды сохранились в гардеробах жителей Тары – старейшего города в Омской области. В зале можно было увидеть ситцевые платья с кружевными воротничками, сумочки-ридикюли, гипюровые перчатки. Ожидается, что осенью гастроли театра пройдут и в Омске.
Эпоха на сцене и в зале. Этот спектакль начинается не с вешалки, а с гардероба. Перед походом в театр зрителям пришлось изучить моду 30–40-х годов и заглянуть на дальние полки своих шкафов или на антресоли мам и бабушек.
«Это идея отдела по работе со зрителем и маркетинга. Мы минимум за две недели до премьеры начали планировать, как сделать премьеру и закрытие театрального сезона единым запоминающимся праздником. В этом сезоне мы уже предлагали прийти по дресс-коду в стиле Пушкинской эпохи на премьере спектакля "Повести Белкина" – зрительницы должны были быть в вечерних платьях, мужчины – в костюмах. Задача была сложной, но отклик все же был, и многие последовали дресс-коду. И на этот раз мы решили также использовать эту идею, но уже под стиль 30–40-х годов. В процессе обсуждения мы поняли, что очень многие вещи бережно сохранены от наших бабушек: ведь мода циклична, и многие образы того времени при правильной стилизации актуальны до сих пор. Продумывая собственные наряды на премьерный показ, коллектив театра понял: у нас осталось много вещей, которые подойдут под тематику дресс-кода. Думаем, у наших зрителей – также, так как мы получили много положительных отзывов об этой идее», – рассказали в пресс-службе театра.
«Вечно живые». «Летят журавли»
В основе сюжета — несложная история жизни девушки Вероники, жених которой уходит на фронт. И тогда она, то ли от собственной слабости, то ли от страха, вызванного бомбёжкой, сближается с его братом — пианистом Марком. Эта совсем не героическая история покорила зрителей СССР. В 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ был поставлен спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». С этого спектакля началась история знаменитого советского театра «Современник». А позже на экраны вышел легендарный фильм «Летят журавли», который получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале.
Константин Рехтин, главный режиссёр Северного театра драмы:
— Я думаю, что как пьеса «Вечно живые» (даже в редакции 1957 года), так и фильм «Летят журавли», снятый позже по мотивам этой же пьесы, покорили правдивостью. Именно по той версии пьесы студенты Школы-студии МХАТ поставили легендарный спектакль — первый в истории будущего театра «Современник». Хотя сценарий для фильма писался отдельно, его сюжетные линии остались прежними. В них звучал честный, искренний голос о чувствах людей военной эпохи. Об их переживаниях, страхах, размышлениях и сомнениях. Особенно поражала искренность в изображении тех, кто был в тылу, — чего раньше не позволяла советская цензура. Все должны были быть готовы умереть за победу. Это было главное. И никаких сомнений тут быть не могло.
Вот что удивительно: само существование такого произведения казалось невозможным. Официальная доктрина требовала показывать единодушную готовность умереть за победу. Глубокие душевные терзания, вопросы о цене этой готовности — всё это исключалось. Главным был образ безусловного героизма.
Первый вариант
— Мало кто знает, что первая версия данной пьесы, послужившая основой для известного фильма «Летят журавли», была создана автором в 1943 году — в разгар Великой Отечественной войны. Находясь на лечении в госпитале Костромы после ранения, будущий прославленный драматург Виктор Розов написал этот глубоко личный, пронзительный и искренний текст. Впоследствии под давлением советской цензуры произведение подверглось значительной переработке, и многие фрагменты из него исчезли…
В середине 1990-х годов ведущая актриса Омского академического театра драмы Надежда Владимировна Надеждина, с которой мне довелось совместно преподавать на актёрском курсе, подарила мне сборник пьес Виктора Розова 1959 года издания. В этом редком издании обнаружилась публикация первоначального варианта пьесы, который и вдохновил меня на создание спектакля «Журавлики-кораблики».
Этот бесценный текст позволил нам провести глубокий анализ современных людей, живущих тоже в непростой для нашей страны период — время, когда каждый сам определяет для себя, как существовать в эпоху перемен, как ему жить, как ему чувствовать время, в котором живёт его отечество, и быть ли причастным к этому времени. Именно эта идея стала центральной в нашем спектакле, где все герои проходят сложный жизненный путь в условиях военного времени.
Хотя основное внимание уделено судьбе ключевого персонажа — Марка, чья внутренняя трансформация крайне важна для понимания замысла. Отмечу, что как режиссёр я несколько изменил финал его истории. Не буду раскрывать зрителям, что именно произошло с Марком в заключительных сценах, но замечу: наш вариант отличается и от киноверсии, и от более поздних театральных интерпретаций пьесы. Мы предложили собственное решение, которое считаем предельно актуальным для сегодняшнего дня — особенно для тех людей, для которых, честно говоря, СВО и отношение к СВО — вопрос нерешённый, — рассказывает Константин Рехтин.
Короткие факты о премьере:
- Билеты на спектакль были раскуплены за три дня с момента открытия продажи;
- Мастер-класс по оригами. Гости создавали журавликов и кораблики — знаковые символы премьеры, унося с собой частичку спектакля на память.
- Перед премьерой был объявлен дресс-код в стиле 30-40х годов, а также фотозоны (одна в стиле 30-40х, вторая – современное арт-пространство, декорации из спектакля «Дочь Байкала»).
Константин Рехтин, главный режиссер Северного театра драмы:
— Природа театрального искусства как раз и заключается в том, чтобы независимо от времени написания текста, драматического или прозаического, того, который сейчас ставится и показывается зрителю, говорить о том, что волнует современного человека: о его проблемах, о том, о реалиях его жизни. Мастерство и талант театра как раз и заключаются в том, чтобы максимально заинтересовать зрителя сегодняшней жизнью. А костюмы, декорации и все эффекты, даже самые современные, к которым прибегают театры, — вторичны. Безусловно, они тоже воздействует на зрителя, но главное, что его захватывает, — это ощущение современности. Театральное искусство – это не музей, где рассказывается о чем-то прошлом. Независимо от формы спектакля – это всегда рассказ о сегодняшнем дне.
Как рассказал главный режиссер, у Северного драматического театра есть предварительная договоренность с руководством Пятого театра о проведении гастролей. На омской сцене тарские спектакли планируются показать в ноябре.
Текст: Дарья Александрова
Фото: предоставлены пресс-службой Северного драматического театра