Дата публикации: 18.05.2025
Раздается лёгкое шипение и потрескивание, затем игла мягко касается винила и раздаётся знакомая с детства мелодия – уютный голос Утёсова поёт о Чёрном море, заставляя затаить дыхание. Только в Пушкинском зале библиотеки в этот вечер не было проигрывателя – то самое звучание создали умные технологии.
Винил снова в моде. Причем не только в России, это общемировой тренд. Причин сразу несколько – звук получается объемнее, мягче, комфортнее для уха. А ещё прослушивание пластинок напоминает ритуал – бережно достать виниловый круг из бумажного конверта, слегка сдуть невидимые пылинки, поставить в проигрыватель и, не дыша, поместить иглу на звуковую дорожку. Как говорят эксперты, некоторые композиции нужно слушать только на виниле – только так можно понять все богатство звука. Но пластинка как физический носитель крайне ненадежна – материал хрупкий, а от прослушивания на поверхности образуются «колеи». При этом культурный пласт, который хранится на пластинках, сильно недооценен: нередко записи сами по себе считаются музейной ценностью, а их грубая оцифровка убивает изначальную прелесть звучания.
Спасти уникальные пластинки от пагубного влияния времени и начать новый этап развития виниловой эстетики – такую неординарную задачу ставит перед собой проект, реализуемый совместно благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» под руководством Аркадия Елфимова и омским предпринимателем и меценатом Святославом Капустиным. Мелодии Утесова, Шаляпина, Максаковой – часть богатой частной коллекции, которая собиралась долгие годы. Теперь пластинки собраны в единый каталог, который перерос в музыкальную энциклопедию, рассказывающую о стадиях развития звукозаписи и музыкальной сфере в целом.
«Каталог граммофонных пластинок конца XIX — середины XX века» – уникальный опыт описания музыкальной коллекции, таких книг в нашей стране еще не издавалось. Автором издательского проекта стал Фонд «Возрождения Тобольска». Тобольск и Омск связывают тесные исторические и культурные связи – достаточно вспомнить книги, которые издаются в соавторстве между культурными деятелями двух городов: «Перерождение моих убеждений» и «Евангелие» Достоевского, «Остров Сахалин» Чехова, «Чертёжная книга» Семёна Ремезова, трёхчастное издание «Конька-Горбунка» Ершова.
Новое издание готово встать в ряд с этими книжными раритетами. Не изменяя себе в новой сфере, Фонд «Возрождение Тобольска» подготовил роскошное по оформлению и продуманное по структуре издание. Пластинки в каталоге разделены по компаниям и заводам, которые делали записи. Кстати, есть в книге и пиратские копии – всё в точном соответствии с тогдашней эпохой, когда рок «на костях» (пластинки, сделанные из рентгеновских снимков) был обычным делом. Каждый винил сопровождается подробной и тщательно проверенной информацией: каталожный и матричный номер, название произведения, жанр, автор, исполнитель, оркестр, дирижер, дата и место записи. Издание выполнено на чёрной плотной бумаге, а архивные фотографии переносят в эпоху, которую многие из нас не застали.
В коллекции немало популярных пластинок, которые крутились в каждом доме, но есть и раритеты, за которые бьются коллекционеры. Например, пластинки с национальным гимном Каталонии и песней «Испания будет свободной» – их просто нет на других носителях. Можно найти в коллекции и омичей – жемчужиной каталога называют композиции Леонида Ивановича Шарохи — ведущего солиста Омского русского народного хора, талантливого частушечника и виртуоза-балалаечника.
«Риорита» (пасадобль), Оркестр под управлением М. Вебера
Систематизацией огромной коллекции, в которой оказались представлены пластинки разных жанров, производителей, годов выпуска занимался Лев Фёдоров, омский композитор и автор многих песен на стихи омских поэтов. Информация об исполнителях и заводах подана кратко, но исчерпывающе, а найти нужный период и исполнителя не представляет трудностей.
«Обидно, что только 2% людей в мире слушают классическую музыку. А ведь музыка – это самое большое достижение человечества. Это особый космос, который невозможно рационально осознать. Музыка имеет огромнейшее влияние на человека, она действует физиологически, минуя сознание – те самые мурашки, то угнетающе, то бодряще, музыкой поднимали в бой, успокаивали, управляли массами. Мы привыкли, что музыка – это фон, но слушать музыку – это работа. Нужно садиться и слушать, иначе не поймешь всей её красоты. Музыка всегда шла бок о бок с развитием техники, и этот проект с применением новых технологий поможет сохранить музыкальное наследие прошлых эпох», – подчеркнул Лев Федоров.
Это не первая презентация издания – в апреле каталог был подарен главной библиотеке страны - Российской государственной библиотеке в Москве. Об этом рассказал Аркадий Елфимов, руководитель издательского проекта:
«Иногда сделаешь проект, дождёшься откликов, и оказывается, что ты даже не думал, что настолько он был важен и необходим. Так было с “Евангелием” Достоевского, так же оказалось и с книгой, которую мы презентуем сегодня. Кстати, эта презентация не первая, мы уже показывали это издание в Российской государственной библиотеке, главной библиотеке страны, в знаменитом дворце Пашкова. Там хранятся уникальные автографы, записи великих русских композиторов, но заведующая музыкальным отделом рассказала, что при 9 огромных коллекциях грампластинок у них нет ни одного каталога.
Тема каталога – это величайшая наша музыкальная культура, почти забытая, а ведь каждые 3 каждые секунды кто-то в мире играет музыку Петра Чайковского. В издании отводится много внимания музыкальной жизни наших предков, и надеюсь, что книги помогут тем, кто работает с молодёжью».
Святослав Капустин, оказавший финансовую поддержку издательскому проекту, рассказал, как появилась его идея:
«Как всё это начиналось? Музыку очень люблю и считаю, что в образовании детей обязательно должна быть музыка. Она улучшает работу мозга, помогает в учёбе. Сейчас мы постоянно ищем новые подходы, например, как заставить молодежь читать, потому что литературой она интересуется все меньше. Есть выход – вплетать технологии! Например, научить книгу разговаривать с человеком – загрузить в нейросеть произведения, беллетристику, высказывания критиков – и тогда даже с Федором Михайловичем получится поспорить о том, тварь ли дрожащая Раскольников. Музыка тоже ушла в цифру, но чуткое ухо чувствует разницу – от навязчивых звуков быстро устаешь. Хотелось бы вернуться к этому тёплому мягкому звуку, который будет напоминать нам о прошлом, об истории. Для этого нужна оцифровка, бережная, но в соответствии с новым технологиями. Фактически мы сейчас придумываем новые формы жизни для музыки на виниле. Продумываем и площадки для размещения – например, ведем переговоры со Сбером, чтобы разместить эту коллекцию на музыкальном проекте СберЗвук. Хотим, чтобы музыка, богатая, теплая, с тонким звучанием распространилась по всему миру».
Масштабный проект только набирает обороты – в свет вышел пока только каталог, с помощью которого можно отыскать пластинки в виниловой библиотеке и прочитать интересные факты о фабриках, производивших винил, и отдельных исполнителях. Следующий шаг – оцифровка ценной коллекции, сохранение того глубокого теплого звука, за который так любят винил поклонники, спасение редких произведений.
Кропотливая работа уже идёт полным ходом – ею занимаются студенты Омского педагогического университета под руководством Татьяны Капустиной, хормейстера Омского камерного хора молодёжи Bel Canto (Бель Канто) и организатора международного конкурса-фестиваля «Хоровые игры Сибири». Каждые четверть века вокальное искусство меняется в воспроизведении и восприятии, и винил возвращается в новом формате, уверена Татьяна.
«Нынешняя оцифровка – целое искусство. К работе привлечены музыканты, бережно и с пониманием относящиеся к музыке. Мы долго разбирались и изучали, как лучше оцифровать коллекцию, нашли специальный сервис. Но каково же было наше разочарование, когда мы увидели, что 10 лет назад оцифровывали записи, не сохраняя аналог, а, убирая щелчки и треск, срезали и частоты. И в некоторых вариантах пропала эта теплая глубина звука. Мы действуем иначе. И теперь знаем, что самое высокое качество – у пластинок Апрельского завода или Рижского завода».
Просто послушайте – одна из отреставрированных записей.
«У Чёрного моря». Музыка М. Табачникова, слова С. Кирсанова, исполняет Леонид Утёсов
Чтобы войти в вечность, пластинка проходит многоступенчатую подготовку. Многим пластинкам больше 100 лет, поэтому энтузиасты работают только в перчатках. Сначала она очищается от пыли и грязи, которые могут повредить иглу проигрывателя и ухудшить качество записи – используется мягкая антистатическая щетка и специальные жидкости для винила. Затем винил сушится пылесосом, собираются остатки пыли, и пластинка убирается в подготовленный конверт, переписывается и заносится в каталог. Через усилитель и специальное приложение запись подготавливается к воспроизведению, под каждую пластинку выставляется скорость. Затем идет работа с щелчками и шумовой пылью. Более подробно о кропотливой работе над столетними пластинками можно узнать из видео.
Процесс подготовки и оцифровки пластинки
Нынешние методы оцифровки дают возможность сохранить уникальные произведения прошлого в их особом звучании – с их помощью можно не только убрать погрешность, но и передать объемное, теплое, бархатное звучание.
«Что имеем, не храним, потерявши – плачем, это сейчас очень верно. Каким бы ни был качественным современный звук, это не та философия процесса – вынуть пластинку из конверта, поставить в проигрыватель, перевернуть, когда она заканчивается… Музыка на виниле – это целая метафизика состояния человека, выбор пластинки, настрой на музыкальное произведение. А какая была музыкальная культура! Только вслушайтесь – никакого самолюбования, только исполнение музыкального материала. И вот этим славилась культура, в которой был спрятан ментальный национальный культурный код. Это должны слышать новые поколения. Для молодёжи, которая учится, важно послушать, какая была вокальная школа, вокальная культура, какая была этика отношения к слову, к произведению, как выстраивался баланс оркестровки и голоса. Вяльцеву, Максакову, Шаляпина, Утесова, Нежданову ни с кем не перепутать. Это наше достояние. Если наши бабушки слушали Утесова, у нас внутри обязательно откликнется!», – подчеркнула Татьяна.
«Звуки джаза» (фокстрот), музыка А. Цфасмана, джаз-оркестр под управлением А. Цфасмана
Каталог начинает собой новый этап в исследовании истории отечественной музыкальной культуры. Гости презентации сошлись на мнении, что с улучшением технологий музыкальной индустрии мы теряем что-то важное – часть культуры, а значит, пора начинать её реставрацию. По предварительным подсчётам команды омичей-волонтеров, только на оцифровку уйдет не меньше 2 лет. А если будет поставлена задача улучшения звука, убрать трески и шумы, то не меньше 5 лет. По рассказам Татьяны Капустиной, чтобы оцифровать одну запись, порой надо несколько раз прослушать это произведение. На самую сложную уходит 15-20 минут – это только на прослушивание.
Дарение книг-событий, которые меняют издательскую отрасль, стало хорошей традицией творческого тандема омских меценатов и тобольских издателей. Так же и в этот раз – каталог грампластинок поступил в фонд не только Омской областной научной библиотеки имени Пушкина, но и станет ценным музейным экспонатом и пособием для обучения тех, кому еще предстоит познакомиться с той музыкальной эстетикой. Святослав Капустин и Аркадий Елфимов преподнесли в дар роскошные издания литературному музею имени Достоевского, музею изобразительных искусств имени Врубеля, ОГИК музею, муниципальным и городским библиотекам, библиотеке Омской филармонии, колледжу культуры и искусств и детской школе искусств имени Янкелевича.
Автор: Ирина Баландина
Фото: Никита Кудрявцев