Дата публикации: 1.08.2025
Привет! Это рубрика «ПРОкино» на медиа «Трамплин», и сегодня мы не просто возвращаемся в старое доброе кино, а в 1939 год, когда фильмы были цветными только в мечтах, а слово «оскароносный» значило что-то настоящее. Сегодня говорим про «Унесённые ветром» — фильм, который все считают великой романтической эпопеей, и за кадром у него была настоящая война. И не одна. Почему на роль Скарлетт претендовали тысячи женщин? Кто спал на полу киностудии в ожидании кастинга? И зачем было сжигать декорации ещё до начала съёмок? Расскажу я, Суровая Евгения. Поехали!
Всё началось с книги. В 1936 году писательница Маргарет Митчелл, которая не знала, чем себя занять, пока лежала на больничном со сломанной ногой, выпустила роман, который буквально разорвал книжный рынок США — «Унесённые ветром» стали хитом. Миллионы экземпляров, восторги критиков, и, конечно же, киностудия Selznick International Pictures (Селзник интернешнл пикчерз) решила: надо снимать кино. Но как в то время снять фильм, где полыхает Гражданская война, каждые 2 сцены пышные балы, пожары, эпидемии и невероятная Скарлетт О’Хара, которая должна быть самой яркой героиней десятилетия?
Продюсер Дэвид О. Селзник понимал: фильм должен быть абсолютным эпиком, а не камерной драмой. Он потратил два года на подготовку, и до съёмок было написано восемь сценарных версий (над одной из которых даже работал Фрэнсис Скотт Фицджеральд), сменились три режиссёра, случился пожар, общественный скандал и даже отказ Кларка Гейбла сниматься, потому что… он не хотел участвовать в «женском романе». Его смогли переубедить, только пообещав внушительный гонорар и проведя опрос среди общественности, 80% опрошенных ответили, что он идеальный кандидат на роль Ретта Батлера.
А вот Скарлетт О’Хара искали по всей Америке. В кастинге участвовали более 1400 актрис, включая Кэтрин Хепбёрн, Бетт Дейвис и даже Люсиль Болл. На улицах висели афиши: «Ты похожа на Скарлетт? Приходи!». В итоге на роль утвердили Вивьен Ли — брбританка, которую никто даже не рассматривал всерьёз из-за её происхождения. Её привёз на съёмочную площадку один из друзей Селзника в день, когда снимали сцену пожара Атланты. Девушку представили: «Вот она — Скарлетт», и Селзник, уставший и обугленный, просто ответил: «Наконец-то». Да и сама Маргаретт Митчелл сказала, что Вивьен — это идеальная кандидатка на роль главной героини её книги. Была только одна проблема — голубые глаза Ли. В книге делается особый акцент на зелёные глаза Скарлетт, поэтому при монтаже приходилось постоянно перекрашивать радужку актрисы.
Кстати, почему я сказала, что в день съёмок пожара Селзник был весь в саже? Дело в том, что пожар Атланты — это не компьютерная графика, её в 1939 году особо не было. Для съёмок решили собрать декорации других отснятых фильмов, в том числе и «Кинг-Конга», и по-настоящему поджечь. Разгорелся гигантский пожар площадью 40 акров, управляли им сотни декораторов, и даже пожарная служба Лос-Анджелеса стояла в полной готовности. И это до сих пор считается «одной из самых безумных съёмок в истории Голливуда».
Для Вивьен было сшито 31 платье, которые были нарисованы художником Уолтером Планкеттом. А вот копий ситцевого платья, которое Скарлетт носит все военные эпизоды в Таре, было сделано 27 с разной степенью износа.
И как бы это всё романтично и эффектно не звучало, но процесс съёмок фильмы был далёк от романтики. За кадром разгорались настоящие войны. Во-первых, Кларк Гейбл и Вивьен Ли жутко ненавидели друг друга. Гейбл считал свою партнёршу по фильму чопорной англичанкой, а красавица Ли ненавидела любые сцены поцелуев с Кларком (а их было много), и применяла излюбленный у актёров приём — ела лук перед каждой съёмкой этих эпизодов.
Также были противоречия у актёров и режиссёра картины — Виктором Флэмингом, с продюсером Селзником, он хотел, чтобы фильм был эпичным, масштабным, поэтому постоянно придирался и к съёмочному процессу, и к актёрской игре. А съёмки действительно были изнуряющими. Взять даже тот факт, что только в массовке были задействованы 2400 человек, 1100 лошадей и 450 карет, а в некоторых сценах, из-за невозможности пригласить ещё больше статистов, использовали пластиковых кукол.
Одни из основных скандалов фильма были ещё связаны и с чернокожей актрисой Хэти Макдэниэл. Её осуждала общественность за то, что она согласилась исполнять роль Мамушки — по сути, очень стереотипного чернокожего персонажа. Но Хэти на все эти упрёки ответила: «Я лучше буду получать 700 долларов в неделю за то, что изображаю служанку, чем семь долларов за то, что работаю служанкой». В итоге, она стала первой афроамериканкой, которая получила Оскар. И это была победа, хоть он и был за второстепенную роль, хоть ей и разрешили быть на вручении премии лишь на месте, находящимся отдельно от всей остальной приглашённой публики.
Премьера фильма в Атланте стала событием века. Объявили всеобщий выходной, люди приходили в вечерних платьях и фраках, будто на королевский бал. Фильм шёл почти 4 часа, и это не помешало ему стать самым кассовым фильмом всех времён (если учитывать инфляцию — он до сих пор в топе). «Унесённые ветром» взяли 8 «Оскаров», и это был именно тот успех, о котором мечтал Селзник.
Сегодня фильм часто критикуют за романтизацию юга США и изображение рабства. Некоторые стриминги даже ставят предупреждение об этом перед началом фильма. Но вне зависимости от споров, «Унесённые ветром» — это памятник эпохе, революция в киноязыке и пример того, как невероятно сложный съёмочный процесс может создать настоящую кинолегенду.
Это была рубрика «ПРОкино» на медиа «Трамплин». Увидимся в следующую пятницу! И пусть никакие ветра не сдуют твою любовь к хорошему кино!
Автор: Евгения Суровая
Видео: Андрей Легедза