Дата публикации: 25.05.2024
Омскому аэропорту 17 мая исполнилось 95 лет. Именно в этот день в 1929 году в небо над Омском поднялся первый самолёт – почтовый «Фоккер С-4», следовавший в Новосибирск. С этого времени начались регулярные авиаперевозки. А эта дата стала считаться днём рождения Омского аэропорта.
Сотрудники воздушной гавани на протяжении всех этих лет вели летопись своего предприятия. Пожелтевшие вырезки и чёрно-белые снимки в итоге легли в основу созданного музея, главным хранителем которого сегодня является Кирилл Савченко.
Мы заглянули в гости к Кириллу Петровичу, чтобы вместе с ним вспомнить не только самые важные и интересные факты из жизни омской авиации и изучить уникальные снимки и экспонаты, но и узнать, как в историю Омского аэропорта вплетаются научные архивы Циолковского, первые Герои Советского Союза и мельница купца Архипа Емельянова.
Первую часть читайте ЗДЕСЬ
Яркий рост омской авиации
До 1930 год самолёты перевозили только почту, груз и служебных пассажиров.
Пассажирские рейсы запустили в 1931 году. В аэропорту появились самолёты П-5 и АНТ-9, год спустя – К-5, ПО-2.
АНТ-9 были оборудованы комфортабельной пассажирской кабиной на девять мест. Полёт на трёхмоторных самолетах АНТ-9 из Омска до Москвы в то время длился около 14 часов. От Омска до Новосибирска – три часа. В этот же период началось освоение и новых воздушных трасс.
Рост объёма и регулярности воздушных перевозок, а также потребность в массовых полётах, в том числе в сложных метеорологических условиях и в ночное время, потребовали разработки и внедрения радионавигационных и светотехнических средств. Если до этого пилоты ориентировались лишь визуально, то в эти годы они уже начали использовать компасы, астрономическую ориентировку и радионавигацию.
В обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения Омский аэропорт был включён только с февраля 1933 года. В 1934 году он стал узловым на участке Западно-Сибирской трассы. Впервые самолёты из Омска начали отправлять в Обдорск (Салехард) через Тавду. Численность сотрудников авиамастерских была уже более 200 человек. Сформировался 7-й ночной транспортный отряд, прекративший деятельность в 1938 году.
В эти же годы новые воздушные трассы начал осваивать один из первых лётчиков-Героев Советского Союза – первый полярный лётчик Василий Молоков.
В 1931-м он работал лётчиком на авиалинии Новосибирск-Омск-Свердловск. Летал на пассажирском самолёте АНТ-9. Освоил ночные полёты и однажды попал в аварию. Моторы самолёта уже выработали свой ресурс и лететь было опасно, о чём по требованию Молокова был составлен акт. Однако приказ о вылете не был отменён.
Из воспоминаний журналиста Бронтмана:
«1935 год… 9 января… Ехал вместе с Молоковым в Ленинград. Он мне рассказал о своей единственной аварии при полёте из Новосибирска:
“Мотор выработался. Заявляю – лететь нельзя. Лети! Пассажиров брать нельзя. Бери! Полетел. Налетел на лесной пожар, дым, ничего не видно, и мотор сдал. Врезался. Четыре пассажира убились, механик тоже. Как сам жив остался – не знаю. И самое тяжёлое – ничего не могу вспомнить, урок, который надо из этого извлечь, научиться, других научить».
После продолжительного лечения Молокову удалось перевестись в Управление полярной авиации Главсевморпути. А в 1934 году произошло одно из самых громких событий, когда пароход «Челюскин» пошёл ко дну, будучи раздавленным льдами Карского моря. 104 человека, среди которых были женщины и дети, тогда два месяца провели на дрейфующей льдине. Василий Сергеевич был в числе тех, кто в течение двух месяцев вывозил на сушу попавших в беду людей. Взлетать самолётам приходилось прямо с льдин.
– Все семеро лётчиков, принимавших участие в спасении людей, в итоге стали первыми Героями Советского Союза. Василий Сергеевич перевёз больше всего пострадавших. Он совершил тогда девять вылетов и вывез 39 человек. На своём двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить по шесть человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики, – рассказал Кирилл Петрович и неожиданно добавил, что людей с льдины на самом деле спасали только шесть лётчиков, а седьмой в этот момент занимался спасением двух американских лётчиков, которые также направились в зону бедствия парохода «Челюскин», но сами заблудились.
В 1932 году открылась первая местная авиалиния Омск-Большеречье-Тара. А первое здание аэровокзала в Таре появилось в 1934 году, в августе была введена в строй радиостанция, начальником которой назначен Крюков А.Г. В послевоенные годы в аэропорту обслуживали По-2 и Ли-2, которые выполняли рейсы в Омск, Тевриз, Большие Уки, позже – на Васюган. Современное здание аэровокзала здесь построили уже в 1963 году.
В это же время началась реконструкция Усть-Ишимского аэропортов и ряда аэроплощадок по северному и южному направлениям, чтобы они могли принимать самолёты в любое время года.
Небольшой коллектив Тарского аэропорта обслуживал тогда 10 насёленных пунктов в радиусе более 250 километров, доставлял пассажиров, почту, запчасти совхозам и предприятиям лесной промышленности. Также на самолётах доставляли в Омск больных, которым требовалась срочная госпитализация, врачей в таёжные районы и лекарства.
В 1933 году в Омске появилось авиазвено спецприменения, которое находилось в подчинении Новосибирского 210-го лётного отряда. Впервые был проведён аэросев на полях нескольких совхозов Омской области. Авиазвено в больших объёмах выполняло различные народнохозяйственные и авиахимические работы.
В 1934 году появилась санавиация, санитарный вариант самолёта Ан-2 – С-1 – брал на борт врача и носилочного больного.
В 1930 году началось строительство нового (получается, второго) здания аэровокзала, ремонтных мастерских и ангара.
Новый аэровокзал открылся спустя два года. Это здание до сих пор сохранилась, но после неоднократных реконструкций стало частью нынешнего здания на ул. Авиационной, 143а, хотя многие, возможно, даже не подозревают, что здесь когда-то был аэровокзал, регулярно проезжая от аэровокзала МВЛ по ул. Авиационная. Места стоянок больших самолётов находились напротив выхода из аэровокзала.
Здание было достаточно интересное, да ещё и украшенное флюгером-макетом самолёта. Этот аэровокзал использовался по назначению до 1958 года, после чего передал эстафету новому вокзалу.
В те времена газета «Крылья Советов» – орган политотдела Западно-Сибирского управления воздушных линий (Омский аэропорт входил тогда в его структуру) – писала, что в 1935 году Омский аэропорт «для доставки пассажиров из города через Иртыш приобрёл моторную лодку и использует легковую машину». А ещё в порту имелась «неплохая» комната для ночлега пассажиров. Такое вот комплексное обслуживание.
В 1936 году случился и легендарный беспосадочный перелёт.
8 августа в Омске совершил посадку АНТ-25, возвращавшийся в Москву после выполнения беспосадочного полёта по маршруту Москва–Земля Франца-Иосифа–Северная Земля–Петропавловск-Камчатский–остров Удд (Дальний восток).
Экипаж состоял из командира корабля Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова. 24 июля всем им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Перелёт занял 56 часов и 20 минут. В то время это был мировой рекорд по дальности и продолжительности. Было пройдено 9374 километра, более 10 часов слепого полёта.
В газете «Омская правда» от 9 августа 1936 года писали: «Они здесь, с нами, – герои Советского Союза. С волнением ожидал Омск появления из туманной дымки, затянувшей горизонт, вестника новых сталинских побед над стихией пространства… Главное, чем можно охарактеризовать день народного ликования – это чувство глубокой связи между героями и народом. Первым из самолета выскочил Георгий Байдуков. Ни меховых сапог, ни кожаной тужурки, ни даже пилотских очков мы не увидели… Потом из кабины сошёл на омскую землю такой же простой и славный Беляков… Сегодня Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – почётные гости нашего города. Завтра АНТ-25 стартует в последний этап своего перелёта. Он покинет Омск, чтобы опуститься в Москве, где его ждут сотни тысяч трудящихся столицы…»
Отдельным поводом для радости и гордости было то, что Георгий Байдуков был нашим земляков. С детства он работал в омском железнодорожном депо кровельщиком.Его сестра была замужем за диспетчером станции Омск-Сортировочная, а дядя – механиком связи Омской дистанции.
На аэродроме Георгия встречал его отец, с которым они не виделись с 1933 года, так как Филипп Капитонович был осуждён и находился в заключении. После перелёта на остров Удд Георгию удалось добиться помилования отца, в чём ему помог Валерий Чкалов.
Валерий Чкалов встречался в Омске с курсантами омского аэроклуба, среди которых был Макаров Михаил Афанасьевич, который во время Великой Отечественной войны также стал Героем Советского Союза.
(продолжение следует)
Автор: Ирина Леонова
Фото: Ирина Леонова, архив музея истории Омского аэропорта