Дата публикации: 7.01.2025
В конце XIX – начале XX века маслоделие и маслоторговля стали преуспевающими отраслями сибирской экономики. Немало этому способствовали датчане, обладавшие специальными знаниями, навыками и имевшие оборудование для производства «сибирского золота». Была у датчан и особая технология изготовления кислосливочного масла, которое высоко ценилось за свои вкусовые свойства и поставлялось в Европу. Есть вероятность правдивости историй о том, что европейские королевские особы предпочитали на завтрак исключительно сибирское масло.
Медиа «Трамплин» продолжает тему этнического предпринимательства в проекте «Бизнес с акцентом». На этот раз, по рекомендации омского учёного Ивана Кротта, мы обратились к исследованиям доктора исторических наук Александра Георгиевича Киселёва, который изучал тему «сибирских» предпринимателей-датчан. Учёный, в частности, писал о том, что Транссибирская магистраль обеспечила репутацию Сибири как «новой Америки», но именно датчане ещё до строительства железной дороги побывали в крае и увидели большой потенциал для коммерции.
В предыдущих материалах мы уделяли внимание немцам, массово переезжающим в Сибирь для освоения земель. Сопоставимой с немецкой миграцией была датская. Как пишет А. Г. Киселёв, с 1875 по 1914 год 2 тысячи датчан прибыли в Россию. Датские фирмы по большей части были экспортёрами масла, торговали принадлежностями молочного хозяйства и сельхозтехникой. В ещё одну группу коммерсантов входили заводчики. Одним из наиболее успешных датчан был Сёрен Рандруп, открывший в Омске завод сельскохозяйственных орудий и машин. Также в нашем городе действовала датская фирма «Пастер» по производству молочных продуктов. А, например, в Иркутске пивовар Риеффсталь и некоторые экспортеры масла владели маслозаводами.
Учитывая обширность территорий, датские фирмы создавали филиалы и формировали сеть комиссионеров, которые поначалу просто скупали масло на средства датских компаний. Впоследствии иностранцы стали снабжать крестьянские маслозаводы оборудованием. Будучи заинтересованными в качестве и гарантированных объёмах продукции, датчане сами открывали маслозаводы экспортного направления.
Крупными монополистами рынка были датские фирмы – Сибирская компания (Сибико), Датское Сибирское экспортное общество. У компаний и мелких скупщиков формировалась клиентура – постоянные поставщики, работавшие на заказ и бравшие авансы. Александр Киселёв пишет о попытках консолидации рынка Сибирским союзом маслодельных артелей. Однако имела место конкуренция английских и датских коммерсантов и выраженная борьба между скупщиками. Чтобы удержать позиции, найти товар и постоянных клиентов, нужно было прилагать немало усилий, недели проводить в поездках, преодолевать сотни вёрст.
«Масляное дело требовало от торговца большой энергии и труда. На начальной стадии маслоторговли экспортёры вынуждены были активно искать продавцов, даже «создавать» их, помогая становлению маслодельной промышленности. Предпринимателям приходилось много ездить по району в поисках партий товара», - пишет А. Г. Киселёв.
За каждого крестьянина и его бочки масла шла нешуточная борьба, не обходилось без побоев. Один из датских экспортёров рассказывал американскому журналисту Д. Фразеру, что конкуренция «по-американски остра» и «заставляет вести войны».
«Где есть масло, вмиг осыпают хозяина масла, если он налицо, и каждый тянет его к себе, даёт высокую цену. Дело не обходится и без драки, пока какому-нибудь счастливцу не удаётся заманить хозяина масла к себе», – цитирует учёный омскую газету «Степь» за 1906 год.
При этом Александр Киселёв отмечает, что предприниматели сетовали на невежество крестьян, непонимание законов бизнеса и незнание понятия честности сделки. Крестьянин мог спокойно нарушить договоренность и продать продукцию конкуренту, предложившему цену на пару копеек выше.
В газетах Сибирская компания давала объявления, предлагая за хороший товар более высокую цену, что объяснялось наличием у неё прямых связей c потребительскими рынками в Англии, Германии и Дании.
Попытки структурировать и консолидировать рынок выражались, в том числе, в формировании единых технических условий производства масла. А. Г. Киселёв отмечает, что западно-сибирские заводы долгое время ориентировались на производство кислосливочного масла по датской технологии. Именно оно шло на экспорт. Масляная масса проходила двукратный отжим, а затем «отдыхала» - отвердевала. Датские торговцы активно предлагали наборы оборудования, что способствовало распространению технологии. Не имела успеха «шведская» технология, которую попытались внедрить в начале 1910-х годов. Она предполагала однократный отжим, что ускоряло производство и давало больший выход продукции, но вело к снижению качества.
Транспортировка масла в Европу состояла их трех этапов. Сначала гужом или рекой до ближайшей железнодорожной станции, потом до портов Виндава, Новый Порт, Петербург, Рига, затем морем в Европу – в основном в Данию, Англию и Германию. Проблем с экспортом было много, и это не только большие расстояния. Обычным явлением было опоздание ускоренных товарных поездов (причем на Сибирской дороге расписанию следовали строго, а вот на Самарской и Московско-Казанской поезда могли задержаться на сутки!). Не хватало специализированных вагонов-ледников либо они были недостаточно оборудованы и исправны. К порче товара приводила также небрежная погрузка масляных бочонков. В портах их нередко приходилось очищать или переупаковывать весь груз.
В Европе крупные фирмы, наподобие Сибирской компании, реализовывали продукцию через собственную розничную сеть. Остальные поставляли товар розничным и оптовым продавцам. Кстати, Сибирская компания была основана в 1904 году предпринимателями Э. Ф. Эсманном и К. Гольбеком, объединившими свои капиталы. Как пишет А. Г. Киселёв, в 1911-1913 годах на Сибико приходилось от ¼ до 2/3 всего маслооборота Сибири. Фирма также производила молочное оборудование. С 1923 по 1926 год она некоторое время продолжала работу в Сибири по концессии с советским правительством. В конце 1926 года торговля прекратились, а с 1930-го компания перестала существовать.
Подводя итоги, отметим, что именно масло стало для датчан одним из ключевых объектов получения прибыли. Датские специалисты немало способствовали развитию маслоделия как в губерниях европейской части России, так и в Сибири. Александр Киселёв в своих работах не случайно ссылается на фундаментальный труд датской исследовательницы И. М. Ларсен «Когда масло было золотом. Сибирское производство масла и экспорт. 1895-1905». Сибирское масло действительно ценилось на вес золота, и, судя по всему, легенда о том, что английская королева предпочитала на завтрак именно его, вполне оправдана.
Автор: Мария Калинина
Фото: pbs.twimg.com и из архива И. И. Кротта