Дети и нейросети: генерация изображений или живое творчество?    

Дата публикации: 14.08.2024

В библиотеке на Заозёрной нынче шумно: сюда приехала арт-лаборатория «Дети и нейросети. Книжные фантазии», которая научит детей работе с нейросетями и даст возможность каждому раскрыть свой творческий потенциал. «Лев или Николай Толстой? Зачем Павел Бажов выучил сборник стихотворений Пушкина? Что дороже: малахит или янтарь?» – такими вопросами забросали автора проекта «Дети и нейросети. Книжные фантазии» Надежду Кузнецову. «Трамплин» присоединился к вопросам, узнав, чем вдохновлялась Надежда, создавая арт-лабораторию, чем её удивили дети и узнали секрет, как привлечь ребёнка к чтению.

– Что вы делаете на занятиях? – обращается Надежда к детям, когда все собрались вокруг неё.

– Вы объясняете книгу, а потом включается альтернативная сеть, а потом делаем поделки! – с готовностью отзывается один из мальчиков, пришедший, как выяснилось, впервые.

«Во время проекта мы сделали открытие. Мне казалось, что сейчас уже все дети знают, что такое нейросеть. Оказываются, не все! У нас были ребята, которые думали, что нейросеть не создаёт картинки, а хранит в себе загруженные, как в поисковик. Поначалу они не понимали, что те слова, что они называют для промпта, будут использоваться для создания изображения. Не осознавали, что они, по сути, создатели изображения», – Надежда Кузнецова.

Надежда достаёт портрет Павла Бажова и спрашивает слушателей, кто это. Не откажем себе в удовольствии процитировать варианты ответов: писатель, парень с бородой, Лев Толстой и даже Николай Толстой! Когда выясняется, что это всё-таки Павел Бажов, дети знакомятся с его краткой биографией, а потом слушают отрывок «Хозяйки Медной горы». Зазвучавший в зале сказ уральца – чарующий, образный и непохожий на классическую русскую сказку – мгновенно завладел вниманием ещё минуту назад непоседливой группы.

Чтение вслух – только вводная часть занятий, которые будут проходить в библиотеках Советского округа до конца ноября. Слушая отрывок той или иной истории, дети, как говорится, держат ушки на макушке: нужно не пропустить моменты с описаниями героев, ведь они потом помогут составить запрос для нейросети. В финале детей ждёт создание собственной шкатулки с драгоценностями.

Это только одно занятие арт-лаборатории, которая второй месяц путешествует по библиотекам Советского округа. Каждое занятие – это и новая книга, и новый мастер-класс. Масштабный проект состоялся благодаря гранту в почти миллион рублей.

То, что дети действительно ловили каждое слово, становится ясно, когда настаёт пора генерировать портрет.

– Ящерица с человеческой головой! С чёрной полоской! И, вроде бы, точечки! Косичка! И зелёные глаза! – раздаётся со всех сторон. Кто-то сразу начал описывать девушку, забыв о ящерице.

– А что ещё у нашей ящерицы было?

– Лапки! – нашёлся кто-то.

Предстоящая генерация всё больше пугала. Однако нейросеть сжалилась – и выдала обычного антропоморфного ящера. С косичками.

– Давайте теперь сгенерируем красавицу! – сказала Надежда, однако дети были в восторге и от ящерицы.

Человеческое обличье Хозяйки Медной горы вышло привлекательным и даже чересчур: нейросеть, проигнорировав тэги «18-й век» и «сарафан», принарядила женщину в платье с откровенным декольте.

Не поверите, но красавица столкнулась с серьёзной конкуренцией в лице совсем не сказочного вида ящерицы! При голосовании за лучший образ вторая генерация набрала немногим больше голосов. Что интересно, гендерного разделения при голосовании не было.

– Посмотрите, какие разные картинки получились! А теперь сравните нашу девушку с той, которую изобразил художник на обложке книги, – обратила внимание на разницу восприятия героини Надежда.

Дети продолжают обсуждать генерации и спорить, какая всё-таки лучше, но, услышав приглашение к мастер-классу, сразу же спешат за столы. Пока они погружаются в творчество, мы узнаём у Надежды Кузнецовой, как родилась арт-лаборатория, чем удивила организаторов и чему пришлось научиться взрослым во время реализации проекта.

Дети – главный источник вдохновения

– Сейчас, начав занятие, вы очень быстро завладели вниманием непоседливой аудитории. Готовились ли вы заранее к работе с детьми?

– И да, и нет. Когда я училась, мы изучали психологию, а когда я начала заниматься грантами, рассчитанными на детскую аудиторию, то, конечно, пришлось и читать о детской психике, и изучать азы педагогики. Не скажу, конечно, что делала это углублённо, но немного ознакомилась.

– Вы хорошо контролировали ситуацию!

– Потому что это не первый мой детский проект. Я начала работать с детьми с «Буквограда» в 2018-м. Дети – это мой источник вдохновения! Пообщавшись с ними, понимаешь, какой проект писать следующим. Они такие удивительные и такие забавные! Кто-то дерзкий, кто-то стремится показать свои знания…

– А ещё библиотека, мне кажется, расслабляет: здесь нет отношений «учитель–ученик», всей этой строгой субординации.

– Да, нет рамок – и дети более свободные, а потому активнее себя проявляют.

– И не стесняются ни взрослых, ни других детей!

– Да. Вообще, разрабатывая проект, мы предполагали, что на каждое занятие будет приходить новая группа детей. Однако вышло так, что на каждое занятие приходит сформировавшаяся компания ребятишек и по нескольку новеньких. Есть даже те, кто путешествует за арт-лабораторий! Дети приезжают из других районов, откуда мы уже уехали. Мы не запрещаем, однако при записи ориентируем родителей на 2–3 занятия, чтобы и у других детей была возможность поучаствовать.

– И это справедливо!

– Также мы думали, что будем работать в малых группах – 8–12 человек, но собирается, у нас, как правило, 12–15 человек. Всё это благодаря работе сарафанного радио, рекламы у нас практически нет.

– Это же мечта любого организатора!

– Именно! На защите проекта один из экспертов спросил, как мы будем его продвигать. Пришлось похвастаться, что у нас уже сложился такой имидж, что с аудиторией проблем нет.

– Она разогрета и ждёт вас.

– И уже в третий раз! Когда мы уезжали из «Дома семьи», где стартовала арт-лаборатория, родители спрашивали, что мы приготовим в следующий раз. И мы уже думаем, что делать дальше! Вообще мы выбрали Советский округ, потому что он отдалён от центра города и, как мы выяснили, тут не так много бесплатных кружков. Тем не менее приезжают и из других округов.


 

– И хорошо, что не в центре: не все же могут выезжать куда-то в будни.

– Да, и при этом библиотеки расположены рядом с жилыми домами. Занятость ребёнка понятна: пришёл на занятие, а потом остался почитать книги – вот и прошёл день в библиотеке.

– А те, кто живёт совсем близко, могут прийти даже без взрослых. Сколько занятий проходит в каждой библиотеке?

– Шестнадцать. Арт-лаборатория делает остановку примерно на полтора месяца и проводит занятия в среднем три раза в неделю.

Цели и ценности

– Как к вам пришла идея этого проекта? Вас на него натолкнуло общение с детьми или что-то ещё? Ведь, с одной стороны, сейчас нейросети лежат на поверхности, но у вас это и чтение вслух, и совместное составление промпта, а потом ещё и творческая часть! Как это всё соединилось?

– Я всегда ставлю перед собой задачу заинтересовать ребёнка чтением и книгой. Потому что есть дети, которые жить не могут без книг, а есть те, кто не хочет читать. Особенно, когда взрослые им постоянно твердят: «Ты должен читать книги! Должен читать!» Таким детям приходится преодолевать себя. Поэтому мне показалось, что если всё это – книги, чтение, нейросеть и творчество – мы соединим, подружим между собой, то это как-то расслабит, а потом и привлечёт детей к книгам. Вроде бы сработало! Но что интересно: когда я писала проект, то думала, что самым интересным моментом для детей станет нейросеть! И, честно сказать, опасалась, что она перевесит всё. Но на самом деле пока перевешивает творчество: детям очень нравится творить.

– Да и когда вы сейчас начали читать, они же мгновенно утихли! Только что были сумбур и активность – и вот уже всё внимание на книгу!

– Дети вообще очень любят, когда им читают вслух. В том числе поэтому я планировала, что в этом проекте будут маленькие группы: боялась, если детей будет много, то они не будут слушать. Сейчас на занятии было четырнадцать человек, и в принципе все слушали достаточно внимательно.

«В том, что дети любят, когда им читают вслух, я убедилась ещё в “Буквограде”. Тогда в рамках проекта мы создавали на базе библиотек активити-клубы с пятью зонами: спортивным уголком, кукольным театром, телевизионной зоной и двумя коллекциями – книг и развивающих игрушек. Вот тогда я и увидела, как дети затихают и замирают, когда ты начинаешь им читать! Часто они не хотели меня отпускать и просили почитать ещё», – Надежда Кузнецова.

Из этой любви у меня выросло два проекта – «Литературный экспресс» и «Дети и нейросети. Книжные фантазии». Для первого мы приобрели очень необычные книги: и с живыми страницами, и с «ночными», и фотикулярные, и сканорамы с имитацией рентгена, и звуковые – самые разные! Многие взрослые не знают, что такие книги существуют!

А цель проекта «Дети и нейросети» – показать детям и их родителям… Во-первых, хорошие книги! Потому что сейчас книг очень много, и какие из них можно считать хорошими, какие не сломают ребёнку психику и не натолкнут на что-то ужасное – большой вопрос. У нас в проекте очень хорошие, полезные и интересные книги: и познавательные, и художественные; и классики, и современные авторы.
Во-вторых, хочется показать детям, что книга – это не только чтение, но ещё и источник вдохновения и повод для игры. Чтение книг помогает развивать воображение, и чтобы его развивать, мы учимся составлять промпты для нейросетей.

– Это ещё и возможность дополнить свой отзыв о книге самостоятельно сгенерированной картинкой.

– Ещё одна причина, по которой я соединила гаджеты и книги, – тот факт, что нельзя ребёнка полностью отрезать от информационных технологий. Без них, мне кажется, нельзя жить в современном мире. Зато можно показать ребёнку, что кроме игр на смартфоне, у гаджета есть и другие возможности!

– Сегодня на занятии вы читали Павла Бажова и генерировали картинку по его книге. В проекте задействованы только книги классиков или есть и наши современники?

– Современные авторы есть. Из XX века мы брали «Ходячий замок» Дианы Джонс. Из недавно изданного – «Две кругосветки» Елены Ленковской. Есть в коллекции замечательные книги Виктории Ледерман, Наринэ Абгарян, Виктора Драгунского, Тамары Крюковой, Владислава Крапивина. Так что читаем и новых авторов, и классиков. Для проекта закуплено 500 книг – и эта коллекция путешествует вместе с лабораторией. После 30 ноября, когда проект закончится, книги будут подарены библиотекам, участвующим в проекте.

– Получается, до 30 ноября у очень-очень целеустремлённого ребёнка есть шанс прочитать 500 новых книг! А как вы формировали этот список?

– Над ним работали пять библиотек проекта. Мы ориентировались на школьные списки литературы, на рейтинги в издательствах и на победителей и лауреатов конкурсов детских книг.

– Получается, обновили и золотой фонд классики, и закупили современные книги, отмеченные экспертами.

– Да. Из художественной литературы особое место в этой коллекции занимает фэнтези, потому что его очень любят современные подростки.

– И не только подростки!

– Да! Так что мы постарались подобрать литературу под разные вкусы и на разный возраст (от 8 до 14 лет) – всё для того, чтобы ребёнок захотел читать!

Но я увидела, что сегодня на занятии были дети и младше восьми.

– Да, и так бывает часто. Младшие всегда приходят со старшим братом или сестрой. Когда дети не погодки, а с разницей в несколько лет, они, конечно, приходят вместе. Сначала мы пытались разделить группу по возрасту и организовать малышам отдельный стол. Но это не сработало! Младшие всё равно идут к старшим: помогать, советовать и даже просто смотреть. Им интереснее со старшими, хотя тех и больше. Сейчас мы уже не усложняем процесс – и объединили всех. Тем более что на занятиях всегда много взрослых (это и работники библиотек, и родители), которые могут присмотреть и помочь, например, с острыми предметами или клеевыми пистолетами. На одного взрослого приходится обычно по два ребёнка, поэтому всё под контролем.

«Я думала, что не люблю заниматься творчеством»

– Как вы подбираете мастер-классы и кто их разрабатывает?

– Мастер-классы разрабатываем сами. Задействовали и сотрудников каждой из библиотек, участвующих в проекте, и волонтёров, занимающихся художественным творчеством. Темы мастер-классов придумывали сообща, что-то подсказывали коллеги: у нас есть отдельный чат в мессенджерах для мозгового штурма. Библиотеке на Заозёрной в этом плане немножко попроще: здесь работает специалист с художественным образованием. А так мы знакомились с мастер-классами в интернете, выбирая те, что сможем адаптировать. Смотрели, конечно, разные техники: стараемся не повторяться на занятиях. Мы уже многое попробовали: роспись деревянных фигурок, шоперов, футболок и пряников; мыловарение; сделали светильники с динозаврами, космос в баночке, часы и вазы, освоили витражную роспись. Даже создали флорариумы! В планах – эбру, рисование светом и цветным песком, изготовление значков и поделок из эпоксидной смолы, декорирование кружек полимерной глиной, шерстяная живопись. Единственное, что мы будем делать в каждой библиотеке, – это расписывать шоперы: коллеги подтвердили, что у детей это очень востребовано. Так что у каждого участника проекта появится личный шопер, с которым он будет приходить за книгами.

– Я читала, что для последней остановки – детской библиотеки имени Пушкина – вы ещё формируете программу. От чего она зависит? Есть ли какие-то запросы от детей?

– Мы спрашиваем у детей и их родителей не чего они ждут, а что им понравилось. Смотрим, конечно, легко ли дались мастер-классы. Например, флорариум: было очень здорово, нам всё понравилось – а вот детям, к сожалению, не очень.

– Слишком сложно?

– Им было не очень интересно. Почему-то им не понравилось ни закладывать землю, ни высаживать растения. При этом у всех получились очень хорошие и красивые композиции, и они пообещали, что будут ухаживать за ними и присылать фото. А вот что детям очень понравилось, так это расписывать футболки! Они тут же надели их на себя и побежали фотографироваться.

– Авторский дизайн!

– Да, настоящий дизайн: как они выбирали сочетания цветов и материалы!.. Очень старались!

– Вот поэтому мне очень интересно, сколько сейчас будет не зелёных шкатулок, потому что я успела услышать несколько реплик «Не хочу зелёную!»

– Да, почему всё должно быть зелёным?

– Расскажите, что было самым сложным при реализации проекта арт-лаборатории.

– До старта проекта я думала, что не люблю заниматься творчеством. Для меня это было чем-то далёким, поэтому мне было сложно закупать материалы для мастер-классов. Второй момент: нам с коллегами пришлось самим осваивать множество творческих техник. Сейчас, например, мы готовимся к мастер-классу по валянию игрушек.

– И коллеги уже пишут о том, как искололи себе пальцы этими острыми иглами?

– И это тоже! А я закупаю шерсть для валяния – и пока не понимаю, какой нужен объём! Вот такие у нас затруднения. А всё остальное… Берёшь и делаешь.

– Получается, те же шкатулки вы заранее пробовали расписать?

– Шкатулки не пробовали, потому что с ними всё понятно. А когда изучаем материал, с которым никогда не работали, то, конечно, пробуем. Так было с фоамираном – это такая пенка, из которой чаще всего создают цветы. Оказывается, чтобы она была пластичной, её надо термически обработать. И мы приносили утюги!

– Ого! А на видео всегда всё так легко: оп – и готова розочка!

– Ещё заранее мы делали заготовки под вазы. Думали, что будем делать вазу из пластиковых бутылок, задекорированных дрифтвудом – отшлифованными водой палочками. Но их не нашлось в достаточном количестве, и нам пришлось срочно менять материал. Купили канаты и морские ракушки – получилось шикарно! Однако с диаметром каната прогадали: купили очень толстый и, когда получили заказ, поняли, что он не подходит. И побежали за джутом! Так что теперь всем начинающим творцам можем дать совет: не нужно покупать канат (даже самый тонкий по диаметру), если хотите сделать небольшую вазу в морском стиле, – берите джут! Был ещё один забавный момент, связанный с подбором материалов. В сентябре мы планируем делать домовёнка Кузю из пробок от шампанского – и оказалось, что собрать их сейчас не так-то просто: у нас команда ЗОЖников!

– Внезапный вызов!

– Но всё-таки нашли нужное количество пробок. Ещё одно открытие – работа с полимерной глиной. И с акриловыми красками! В процессе рисования узнали, что нужно не просто дать им высохнуть – их нужно ещё и запечь. Наши волонтёры принесли свою духовку, где мы запекаем белых мишек и стаканы после росписи. Так что пока в одной библиотеке работает арт-лаборатория, другие внимательно за ней наблюдают и анализируют.

– Необычный рабочий процесс!

– Да! Мы же всё-таки библиотекари и творчеством занимаемся не сказать, чтобы много. Однако сейчас, когда мы вникли и погрузились в эти процессы, нам, в принципе, понравилось. И отдельно нравится то, что есть занятия, которые можно отлично вписать в библиотечную практику. Если творчество помогает детям запомнить героев и понять, что чтение – это источник вдохновения, значит, с этим нужно продолжать работать. А сами поделки! Честно: я не думала, что дети будут так трепетно к ним относиться! Изначально у нас была идея создать для арт-лаборатории передвижную выставку, но я сразу поняла, что это вообще не вариант. «Нет-нет, я уже маме пообещал!» Когда мы делали часы, все дети сказали, что повесят их у себя в комнате.

– Конечно! Это же приятно: ты за короткий промежуток времени сделал какую-то красивую вещь. Ты молодец, ты справился! И, конечно, хочется, чтобы тебя похвалили дома.

– И как родители удивляются! Сегодня я усложнила детям задачу: купила для декора шкатулки мелкие стразы.

– Планируете ли вы потом смотреть статистику? Например, как берут книги, участвовавшие в проекте, или ещё что-то.

– Это будет очень сложно сделать, потому что я не смогу отследить участников проекта. Но кое-что могу сказать уже сейчас (в том числе по опыту «Литературного экспресса» и «Микроскопа на колёсиках»): дети очень хорошо реагируют на познавательные книги! Особенно о животных, это любимая тема. Вторая большая любовь – интерактивные книги с кармашками, клапанами и подвижными элементами. Третье место у фэнтези.

– А говорят, сейчас детям не интересна научно-популярная литература!

– Это не так. Из предлагаемых нами книг они всегда первым делом выбирают познавательные.

Мы возвращаемся в зал, где юные мастера уже сделали бóльшую часть работы и перешли к декору шкатулок. Дети проявили фантазию не только в выборе цветов (не зелёные шкатулки действительно были!), но и в применении страз: кто-то даже наклеил их внутрь горкой «драгоценных камешков».

Не сомневаемся: глядя на свою шкатулку, дети каждый раз будут вспоминать великого уральского сказочника и его невероятные сказы. А вы можете полюбоваться их творчеством и искренними улыбками в нашей фотогалерее!

Погрузить своего книголюба в новую обстановку или проверить, поможет ли творчество полюбить книги маленькому нечитайке, вы можете, записав ребёнка на занятие.

Беседовала Анна Подоляк

Фото: Александр Румянцев, арт-лаборатория «Дети и нейросети. Книжные фантазии»

 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.