Докопаться до истины. Омичи провели лето на археологических раскопках  

Дата публикации: 24.08.2025

Прикоснуться к изделиям вековой давности, наткнуться на кости древних животных, разобраться в загадочном лабиринте прошлого. Всё это возможно для омичей из студенческих археологических отрядов. Летом в экспедиции по всей стране отправились около 130 наших земляков. Мы поговорили руководителем археологического направления Омского областного студенческого отряда Владимиром Родионовым, чтобы узнать любопытные подробности с полей.



Сейчас в регионе действуют четыре археологических отряда: «Асгард» на базе исторического факультета ОмГПУ, «Ермак» на базе истфака ОмГУ, «Серкет» из ОмГТУ и «Омега» — ОмГПУ. За три года численность участников выросла с 11 до 130 человек. Направление новое не только для Омской области, но и для всего движения студотрядов.

Задач у студентов много: написание научных статей, музейная и проектная работа, конечно, участие в археологических экспедициях. Это возможность пройти практику и заработать дополнительные средства.

«Недавно создали на базе ОмГПУ при поддержке Светланы Викторовны Прищенко лабораторию игровых технологий в историческом образовании, где мы работаем над новыми методами обучения истории. Развиваем и другие направления, например, реставрацию», — рассказывает в интервью «Трамплину» Владимир.

Обучаться на профильном направлении не обязательно. Главное — желание воссоздавать историю и культурное наследие страны, сохранить памятники и уникальные находки. А ещё раскопки могут поддерживать туристическую индустрию и образовательные программы.

В Омской области есть две научных экспедиции: Максима Грачёва в Новопокровке, куда в основном ездят студенты педагогического университета, и археологическая экспедиция ОмГУ Ирины Шмидт и Татьяны Горбуновой. Вообще раскопки проходят по всей России, поэтому омичи работают и в Красноярском крае, и в ХМАО, и в Якутии, и в Республике Хакасия.

«Ребята своими руками совершают важные исторические находки, выдвигают гипотезы и восстанавливают историю. Надеемся, что студенческие археологические отряды будут только развиваться», — делится председатель правления студенческих отрядов региона Алексей Потейко. 

Интерес к археологии не удивляет. Многие хотят изучать историю не через книги и статьи, и через прикосновения. Ребята буквально откапывают информацию. Наши собеседники подчёркивают: им нравится совмещать прочитанное и увиденное.

«Ещё когда я был в 11 классе в школьном отряде, я понимал, что нужно сделать что-то новое, в вожатые и проводники не хотел вообще. Я уже давно знал, что буду поступать в ОмГПУ на истфак, знал, что есть археологическая практика, все карты были, оставалось только действовать. До сдачи экзаменов написал в региональный штаб, но мне сказали потерпеть и сначала поступить. Поступил, написал, получил зелёный свет, начал набор у себя на курсе», — вспоминает Владимир Родионов.

Процесс на раскопках зависит от региона и от самого исторического объекта. Например, в 2023 году на памятнике XI-XVI веков городище Шеркалы 1 ребята работали в основном совками и кисточками. Площадь — около 1000 км2, сектор разбит на квадраты. При этом в той же Республике Хакасия была ещё одна экспедиция, уже на 40000 кв2. Там понадобились лопаты. Каждый квадрат — 5 на 7 метров.

Руководит раскопками начальник экспедиции. На крупных объектах бывают бригадиры, контролируют сектор или определённый квадрат. Место определяется с помощью исторических источников, то есть студенты анализируют документы и карты, поверхностно осматривают территорию, ищут реликвии на земле, изучают геофизические исследования. Ещё можно применять технологии для обнаружения подземных структур и картирования, существуют специальные информационные системы для анализа данных.

«При совместной работе у ребят есть большое желание копать, ибо в коллективе интереснее во многом. Они найдут череп младенца и будут хвастаться своим товарищам по лопатам, что побудит других внимательнее работать. Так называемый азарт».

Впрочем, не только раскопки сплачивают студентов. Многие просто наслаждаются досугом с единомышленниками: посиделки у костра, прогулки вдоль реки, миллионы историй и баек. Это похоже на детский лагерь, но для взрослых.

Среди любителей археологии встречаются не только будущие историки, но и маркетологи, врачи, спасатели. К слову, в этом году в школе археологического мастерства начали обучение первые 50 человек.

Работа, однако, тяжёлая. Физически тяжёлая. Здесь важно ориентироваться на состояние здоровья. Если не сможешь справляться с лопатой в жару, могут не допустить работать в экспедиции. В таком случае предлагают заняться проектной работой, написанием статей.

Этим летом наш собеседник посетил «Емельяново. Некрополь» Емельяновского района Красноярского края. Там немало детских могил XVIII века, но самые интересные находки — могильные плиты.

«Одна принадлежит Герасиму Терскому. Исторические документы, например, рапорт от 2 января 1862 года, подтверждают, что Герасим Терской был церковным старостой Троицкой церкви именно в тот период, когда в ней велись масштабные преобразования, это 1862-1863 годы. А мы как раз живём и работаем на территории Троицкой церкви».

Добраться до исторического памятника — ещё одна проверка на прочность. Путь археолога — всегда путешествие. Можно идти пешком 10 километров, можно отправиться в другой в регион. Помните мы рассказывали про памятник Шеркалы 1? Так вот до него ребята ехали на поезде с двумя пересадками, потом на теплоходе и на моторной лодке.

Сердце экспедиции — полевая кухня. Что умеем, то и готовим, смеётся наш собеседник. Правда, сейчас в полевых лагерях есть отдельный повар, готовит три раза в день. Тем, кто работает в городе, либо дают суточное пособие, либо привозят готовые продукты.

В основном студенты выезжают на месяц, максимум — на два. Сезон: июль-август. Но некоторые поклонники археологии остаются на объекте до октября.

«С сентября уже есть планы. Это, конечно, и новый набор ребят, ибо приходят первокурсники. И новые направления работы в нашей сфере, как реставрация, например. На конец сентября уже готовим закрытие сезона, подведём итоги года. А в октябре будет вторая научная конференция».

Что будет в следующем сезоне пока неясно, летние экспедиции 2026 года ещё не назначены. Но у студентов есть девять месяцев на реализацию самых смелых идей. И ребята уверены: всё получится!



Автор: Диана Масюта

Фото предоставлены героем материала.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.